Валентин Николаев когда-то работал совместно со Змиевской, готовил Оксану Баюл и Виктора Петренко.
Интересные цитаты:
- Если сравнивать, какой была Юна Ким в Ванкувере и какая она сейчас, изменения существенны?
- В Ванкувере Ким не выглядела такой взрослой. Сейчас она стала сложнее двигаться на льду, но при этом меня не покидает ощущение, что у нее плохо поточены коньки. Пропала воздушность. Четыре года назад при катании Ким можно было выключить музыку, услышать на прыжках звук отталкивания, но не услышать - приземления. Сейчас же заметно - особенно на повторах - какое количество крошек льда вылетает на приземлении из-под коньков кореянки. Значит, появился и скрежет.
Кстати, катание Липницкой мне нравится как раз тем, что все недостатки техники и "мелкость" элементов она закрывает какой-то невесомой паутинкой катания. Вроде еще крутится в воздухе - а конек уже едет. И дело здесь вовсе не в том, что Юля - маленькая и легкая. Это уже совсем другие качества. Умение отталкиваться ото льда - в том числе. Если человек отталкивается вверх, а не вперед, шансов получить скрежет на приземлении становится значительно меньше.
- Вы сказали о скорости в начале нашего разговора. Считаете, что у Липницкой и Сотниковой она намного ниже, чем у Ким и Асады?
- Чистая скорость не имеет большого значения. Важна чистота скольжения. А это уже природное качество. Развивать его можно, научить - нельзя. У Оксаны Баюл чистота скольжения была абсолютной, из одиночников прошлого таким же был Сергей Волков. Еще круче катался американец Тим Вуд (чемпион мира-1969, 1970 и вице-чемпион Олимпийских игр-1968. - Прим. Е. В.). Делал в программе пару двойных акселей, какой-то кривой сальхов, а оторвать взгляд от конька было совершенно невозможно. Все чисто, аккуратно, любой поворот стремителен.
- Кто имеет это качество?
- Патрик Чан, Томаш Вернер, Юдзуру Ханю. Последний несколько "болтается" на льду, как все японцы, но он "едет". Такое же впечатление производит Каролина Костнер. Она может вообще не прыгать, но на нее будут смотреть.
- А как же распространенное мнение о том, что Костнер быстро катит лишь потому, что у нее не очень сложные шаги?
- Это неправда. Большинство шагов, которые делает Костнер, мало кто из одиночниц сумеет повторить так же чисто. Я видел, как она работает над шагами - несколько раз проводил в Оберстдорфе семинары и обратил внимание, что стоит рассказать тренеру Костнер о каких-то новых упражнениях, через 15 минут на соседнем катке Каролина уже пробует их делать. Причем все показанные мной упражнения уже подогнаны под нее. И делает она их до тех пор, пока не добивается абсолютной чистоты. Потом начинает увеличивать скорость. И работает она над этими элементами часами.
То, что многие сейчас называют сложными шагами, зачастую сводится к беготне по льду на зубцах - как у танцоров. В свое время Кристофер Дин замечательно ответил на вопрос, чем отличается их стиль катания от советского.
- И чем же?
- Тем, что они с Джейн Торвилл всегда катались на дугах, а не по прямой.
Кстати, сам я обратил внимание на интересную закономерность: как человек ходит, так он и катается. Все классные катальщики ходят, как охотники. А те, кто стучит по полу пятками так, что дом трясется, не едут, сколько с ними ни возись. Видимо, "охотников" отличает какая-то идеальная мелкая моторика движений. И оказываясь на коньках, они интуитивно находят любую возможность ускориться.
У американцев существует традиция: они называют свою команду не в алфавитном порядке, а так, как представляют себе реальную расстановку сил. Так вот в этом списке Эдмундс стоит первым номером. Грейси Голд, хоть и выиграла один из этапов "Гран-при", но, по большому счету, сколь бы то ни было интересным, набором элементов похвастаться не может. В Америке принято включать в программу только то, что человек уже выучил. А этого - применительно к Голд - может оказаться недостаточно.
Отрывок
из полного текста интервью, не полностью вошедший в финальную статью на сайте:
"...Когда мы работали с Галиной Змиевской, то ставили в программу своих спортсменов те «ноги», которые только предстояло учить. А не то, что человек может сделать без напряжения с первой попытки. Именно поэтому народ прогрессировал. Другой вопрос, что никогда нельзя включать в программу элемент, с котором ты не уверен на сто процентов. Это как приехать в Америку с чемоданчиком, купить лотерейный билет и пойти играть в лотерею, где ежегодно разыгрывается 213 000 000 долларов. Да, есть шанс выиграть. Один на 176 миллионов. Так и в фигурном катании. Но если не ставить задачу выучить элементы, которые должны быть включены в программу, это означает учиться «назад». Я не знаю, допустим, как работают в России с Сотниковой и Липницкой, но меня не покидает ощущение, что они учатся «назад». Не меняются с технической точки зрения. А это говорит о том, что тренеры просто эксплуатируют природные данные спортсменок, а не развивают их.
Текст интевью с сайта полностью здесь:
http://www.sport-express.ru/olympic14/figureskating/reviews/40711/