Экономисты ... описали стандартного «Иванова» - средний класс российского общества. Это уверенный в себе потребитель с квартирой и, как правило, с машиной, но не желающий детей и оставаться в России. Их доходы снижаются или как минимум не растут, но «Ивановы» верят в лучшее: экономят на продуктах и покупают новые машины.
... «Иванов» символизирует средний класс, пишут авторы исследования - коллектив аналитиков под руководством Энди Смита.
Опрос проводился в январе 2013 года, в нем приняли участие 2300 респондентов 18-65 лет из 164 городов с населением более 100 тыс. жителей. Они отвечали на 2 основных вопроса - ухудшились или улучшились экономические условия лично для них и как это влияет на ваше потребление товаров и услуг. Доход чуть более 30% респондентов - 10-15 тыс. рублей в месяц, 21% получают 20-25 тыс. рублей, а 22% - более 25 тыс. рублей. Доходы остальных - менее 10 тыс. рублей, свидетельствует исследование. Такая выборка расходится с данными Росстата: там людей с доходом выше 10-15 тыс. рублей всего 20%, а получающих более 15 тыс. рублей - в целом больше.
... в 2012 году у 32% опрошенных доходы снизились, а у 25% - повысились. У остальных ничего не изменилось.
Тем не менее 44% респондентов ожидают улучшения ситуации в собственных финансах, 16% - ухудшения, остальные - без изменений. У 26% опрошенных вообще нет сбережений.
Больше всего российских потребителей беспокоит инфляция (69%) и угроза безработицы (47%).
Люди стали больше обращать внимание на цены: они стали ключевым фактором при выборе магазина и самой покупки для 37% граждан.
В гипермаркетах и крупных супермаркетах покупки делают 36% российских потребителей, а в Москве этот показатель - 38%. Причем покупатели меньше обращают внимание на интерьер супермаркетов и качество услуг - лишь бы продукты были дешевле и качественнее. Соотношение «цена - качества» важно для 74% потребителей вне зависимости от достатка. По меньшей мере 40% «Ивановых» хотя бы раз в месяц делают покупки онлайн (в Москве и Петербурге - 50-60%), а 26% дела с интернет-торговлей никогда не имели, говорится в исследовании.
Автомобиль остается предметом демонстрации достатка. Несмотря на то что большинство опрошенных (41%) говорят о необходимости отложить крупные покупки до достижения страной лучших темпов роста, 42% автовладельцев в ближайшие два года планируют сменить машину.
... У большинства «Ивановых» есть жилье, только 11% его арендуют, свидетельствует опрос. Новый дом или квартиру хотели бы купить почти половина респондентов. Самые слабые надежды на это у владельцев малогабаритных квартир. В то же время ипотека остается недоступной: ее для покупки жилья планируют взять всего 37% опрошенных.
Большинство - 92% - считают, что коррупция негативно сказывается на экономике. 71% опрошенных полагают, что экономика нестабильна или опасно нестабильна, 24% думают иначе.
Чрезвычайно высоким - 38% - остается число тех, кто готов эмигрировать за границу, если там экономические и социальные условия для них будут лучше. И только 23% готовы переехать в другой российский город.
У трети «Ивановых» нет детей, а 10% не хотят их вовсе. Причем, рожать больше склонны либо бедные, либо богатые. Средний класс предпочитает иметь только одного ребенка, свидетельствует опрос.