ВЕНЕЦИАНСКИЙ КУПЕЦ
УИЛЬЯМ ШЕКСПИР
КОМЕДИЯ
Премьера состоится 5 апреля 2013 года
В качестве постановщика приглашен Роман Самгин - известный актёр и режиссёр, ученик Марка Захарова, профессор Российской академии театрального искусства (РАТИ). Мир Шекспира Самгин помещает в декорации условного мегаполиса, яркостью и огнями реклам больше напоминающего Лас-Вегас 50-х годов XX века.
Венеция в спектакле представляет собой большой и пёстрый город, населенный людьми разных национальностей, придерживающихся разных культурных моделей и религиозных убеждений, по-разному выглядящих. В этом мегаполисе соседствуют золотой китайский lucky cat и статуя католической святой, звезды Давида и мусульманский полумесяц. Конфликт консервативного иудея Шейлока и молодой веселой компании Антонио (христиан) - лишь один из многочисленных конфликтов этого большого бурлящего муравейника.
Наш «Венецианский купец» это истории, происходящие в ночном городе, в свете вывесок и неоновой рекламы. Море и звезды здесь тоже неоновые. Каждая сцена - высвеченный кусочек городской жизни. Но ночная и освещенная дневным солнцем Венеция - два разных мира. В последнем акте, когда наступает утро, и герои встречаются в суде, одетые в одинаковые серые костюмы, мы видим те же вывески, те же улицы - всё происходящее, только с изнанки - говорят работающие над спектаклем художники Валентина Останькович и Вера Соколова, ученицы небезызвестного Дмитрия Крымова.
Комедия Уильяма Шекспира «Венецианский купец» написана в конце XVI века. Несмотря на юмор, легкость и точность попадания в образы, пьеса ставится в театре гораздо реже, чем другие широко известные тексты гениального британца.
Роман Самгин, режиссёр спектакля:
Эта пьеса действительно редко ставится, потому как она очень сложна с точки зрения материала, но, тем не менее, чрезвычайно любопытна, требует отчаянного сочинительства и большой работы. Когда ставишь комедию Гольдони или Мольера, можешь головой поручиться за успех. С так называемыми «комедиями» Шекспира все чуть сложнее - Шекспир без проблем не обходится. Проблемы у него бывают двух типов: кровавые и не кровавые. «Венецианский купец» относится к первым. Поэтому наша постановка - это не только риск, но и большая смелость.
Если исходить из того обстоятельства, что в пьесе никто не умирает, это, конечно, комедия. Комедия еще и потому, что Шекспир взирает на происходящее с необходимой дистанции, с некоторой мудрой художественной высоты. Он предлагает посмотреть на самих себя, и улыбнуться по поводу увиденного. Происходящее одновременно и смешно, и жутковато, здесь всё перемешано, как и в нашей реальной жизни.
Игра с классикой придумывается на базе современности. Ещё десять лет назад из Шекспира получилось бы что-нибудь иное, ведь как правильно говорил Питер Брук: с течением времени буквы и слова в закрытой книге меняются местами и образуют совершенно другой смысл. Театр Шекспира исторически и географически очень далек от нас, и к русскому театру имеет слабое отношение - у него другие ритмы, стили и смыслы, но эти сложности мы легко преодолеем, ведь здесь, как во всякой хорошей пьесе, есть неразрешимый вопрос. У нас будет свой Шекспир.
Оригинальную музыку к спектаклю написала композитор и художественный руководитель Театра-Театра Татьяна Виноградова. В постановке задействован весь цвет актёрской труппы театра. Стоит отметить и то, что театральная Пермь обращается к «Венецианскому купцу» впервые с 1941 года, с тех пор, когда пьеса шла в Молотовском драматическом театре.