Князь смотрел на обряд, но мысли его были далеко и от шамана и от собравшихся на площади людей, ожидавших чуда, застывших в напряженном молчании.
Шаман разговаривал с богиней, взмахнувшей крыльями, готовой улететь к небесному мужу. В речах старого Ойки слышались звуки голосов давно ушедших, слова предков. Устами Ойки предки просили богиню сохранить народ, не дать ему погибнуть от мечей и болезней. Помощники шамана, семеро молодых парней, складывали у столба дары, головы лосей, шкурки соболей, стрелы.
Князь вспоминал вчерашнее, вечер с людьми Запада, их рассказы о необычной войне. Купцы Запада уже несколько лет не появлялись на Вишере, товары для далеких стран давно пылились в сундуках князя, кресала с птицами, наборные пояса, моржовая кость из-за Камня - за всем этим добром никто не приходил. Теперь, кажется, пришла весть о причине событий. И эта весть не давала покоя князю настолько, что он вынудил старого Ойку провести обряд Семи котлов.
Этот обряд не проводили более двадцати лет, с тех пор как купцы булгар принесли в городки Урала странную болезнь. К ним она пришла с Юга, из городов и пустынь страны Морт, откуда люди в смешных тюрбанах везли серебро и оружие.
Князь был тогда ребенком, но помнил, как страдали люди Вису, как Бог болезней и мрака, наделивший людей внутри нечистотами, забирал эти нечистоты обратно вместе с жизнью. Понос и рвота высушивали людей, оставляя от них только тонкую оболочку, созданную небесными богами. Люди уходили в Нижний мир, страну предков целыми родами, большими семьями. Казалось, еще немного и от народа Хранителей не останется никого. Тогда еще молодой крепкий Ойка провел обряд Семи котлов и болезнь отступила.
Да, совсем стар стал шаман, потерял зубы, трудно понять хриплый стариковский голос. Услышат ли его духи? Старики и дети близки иному миру, те и другие любят рыбу и видят другую сторону земли.
Скоро, скоро князь сам станет стариком и чуть-чуть шаманом.
Сейчас опасность таилась в другом, в необычной войне на Западе.
Это не были набеги ради чести, ради славы, ради песен, когда старые сказители, глотнув мухоморной настойки, исступленно воспевают героев, а слушатели с раскрытыми ртами, внимают деяниям минувших времен. Это не были набеги ради скота, шкур, серебряных персидских блюд, спрятанных в лабазах, ямах и сундуках с большими навесными замками. Это даже не были набеги из-за женщин, будущих жен с круглыми лицами, большими глазами и мощными бедрами, хотя что может быть лучше женщин на этом свете! Это вообще не было походами и набегами.
И вот это больше всего тревожило князя. Как рассказывали люди с Печоры и реки Тимшер, пришельцы вырезали мужчин, забирали женщин и никуда не уходили. Они оставались и селились в захваченных городках или строили другие - рядом. Для людей-лосей больше не было места на своей земле. Вот поэтому через земли князя потянулись потоки беженцев с Северо-Запада, уходивших от пришельцев за Камень, туда, где по поверьям жили когда-то их предки, и где люди говорили на понятном языке. Князь долго разговаривал со старейшинами племени Лосей и пригласил их остаться в своих городах, в стране Вису на Вишере.
Старики Лосей покачали головами, а один помоложе даже сделал неприличный жест за спиной князя, обвел пальцем лицо. Это означало, что говоривший несет бред и у него не в порядке с головой.
- Они придут сюда, князь. - сказал старейшина северян.
- От них не увернуться, как от седьмого бревна, - добавил он, переиначив старую пословицу.
И тогда князь послал за Ойкой.
Шаман крикнул, позвал. Зазвенели колокольчики, чтобы разбудить духов. Помощники принесли котлы и поставили у подножия семистороннего столба. Старик стал прощаться с бронзовыми изваяниями и бросать амулеты в котлы. Послышался шум многочисленных подвесок на женских косюмах, звон бубенцов и колокольчиков, приглушенные вскрики. Задние ряды в человеческом круге подались вперед, каждый хотел увидеть происходящее. Амулеты для обряда жертвовали все, бронзовых человеколосей, хранителей домашнего очага, пронизки с изображением духов, кресала, изваяния великого героя Альви. Для многих это было главное и единственное богатство. Сам князь помимо скота и шкурок зверей пожертвовал родовые изваяния богинь-матерей, святынь рода, доставшихся ему по наследству.
Смысл обряда знал каждый. Отверстие в Нижний мир открылось, и оттуда готовы хлынуть несчастья, смести с лица Земли народ Лосей, страну Вису. Дыру может закрыть только богиня Земли, Ками-эва. Ей-то и предназначались дары в семи котлах.
Семеро помощников Ойки подняли тяжелые котлы с амулетами. Шаман закружился по кругу солнца, взмахами посоха указывая каждому путь от главного столба. Круг людей расступился, и парни побежали, прижимая к груди ношу.
Котлы опустились в ямы у подножия семи столбов огромного круга. Мать-богиня Земли должна была принять дары и закрыть землю, горевшую под ногами. Пусть беды останутся далеко внизу, в темном мире предков.
Да будет так - трижды крикнул шаман в небо, словно услышав мысли князя. Вождь поднял голову.
Над лесом и рекой парил коршун. Воинственная птица летела против хода солнца, по кругу мертвых.
Боги не услышали Ойку.
***
Обломки бронзового котла с изваяниями богинь археологи нашли около деревни Усть-Каиб Пермского края в 1967 году. Обряд Семи котлов был описан в 1922 году финским ученым Карьялайненом после этнографической экспедиции на Урал, к хантам и манси.
текст: Борис Эренбург