Первый перелет из Петербурга в Москву, 100 лет

May 13, 2011 17:17

В этом году исполняется 100 лет не только полетам В.Каменского над Камой, но ровно столько же первому перелету из Петербурга в Москву «23» июля 1911 года.

Из статистики: участвовало в том перелете 12 авиаторов, а аппаратов взлетело 9 (были среди них и двухместные), а долетел вообще только 1 человек. Один участник перелета погиб, еще один получил очень тяжелые травмы и увечья, которые через несколько лет привели его к смерти в расцвете лет. Двое отказались от перелета, а все остальные заработали повреждения аппаратов, и еще травмы разной тяжести.



Победитель перелета, преодолев расстояние в 725 километров, прилетел в Москву за 24 часа 41 минуту, но фактически пробыл при этом в воздухе только 9,5 часов, остальное время он провел на земле, ремонтируя и заправляя аппарат, ну и за одно, наверное, хоть чуть - чуть при этом отдыхая, восстанавливая силы.



Единственным человеком, успешно завершившим первый в истории авиации России перелет из Петербурга в Москву, стал русский авиатор Александр Алексеевич Васильев (1882-1918) на аппарате «Блерио XI» (мотор - «Гном»).



Можно предположить, что впервые секретарь судебной палаты Александр Васильев всерьез «заболел небом», когда посетил показательные полеты воздушных шаров в 1909 году. Окончательное решение, возможно, было принято в Петербурге в 1910 г. на проходящей здесь Первой российской авиационной неделе. Полеты авиаторов, в основном - французов, произвели на Васильева сильное впечатление. Итогом этой «душевной болезни» стало решение юноши ехать во Францию учиться летать на аэроплане. Что он и сделал, после чего, вернувшись, добился на Родине больших успехов - ставил рекорды высоты и дальности, совершил первый в истории российской авиации коммерческий, скажем так «почтовый», полет, доставив из города в город почту и прочее, и прочее. Но начнем по порядку.
Летная школа профессора Коллэна находилась в 50 км от Парижа, в городке Этамп. Здесь Александр Васильев учился практическому летному делу, а также осваивал конструкцию аппарата «Блерио» и его мотора. В школе Васильев познакомился и подружился с другим русским авиатором Александром Алексеевичем Кузьминским.
«Когда я, решив окончательно посвятить себя авиации, уехал учиться летать во Францию, знакомые, соболезнуя моим родителям, говорили: «Бедные старики Кузьминские, у них три сына, а четвертый - авиатор» - вспоминал А.А.Кузьминский в 1925 г.

На занятиях в авиашколе друзья Васильев и Кузьминский научились поднимать аппарат с земли, пролетать до конца аэродрома и тихо спускаться, оставалось только освоить разворот. Однако «профессор» Коллэн сам не умел летать на аппарате, а значит, не мог научить своих учеников таким необходимым навыкам. Помог молодым пилотам французский военный летчик лейтенант Беланже.
Успешно освоив программу, «29» августа 1910 года А.А.Васильев и А.А. Кузьминский получили в Аэроклубе Франции пилотские дипломы.
Купив на собственные и заемные средства два аппарата, свой первый полет на родине Васильев совершил 1 сентября 1910 г. на большом ярмарочном ипподроме в Нижнем Новгороде. Полет был рекордным и продолжался целых 38 мин. Васильев не ограничил себя только воздушным пространством над ипподромом. Он подобно птице легко и торжественно пролетел над городом, рекой Окой и очень плавно и эффектно приземлился на беговую дорожку у переполненных торжествующими зрителями трибун. Триумф был полнейший. Всего один год после окончания школы и до своего триумфального перелета в 1911 году А.А.Васильев совершенствовал свои летные навыки. И, естественно, он принял приглашение участвовать в первом перелете Петербург - Москва. Я думаю, Васильев прекрасно понимал, что весь его «огромный» летный опыт никак не гарантировал успеха в предстоящем ему труднейшем испытании, во-первых, потому что это был первый для России перелет на такое большое (для того времени) расстояние и во-вторых, потому что конструкция тех аппаратов ставила пилотов в очень большую зависимость от погоды, которая понятное дело на высоте, в небе серьезно отличается от июльской погоды внизу на земле.
Подготовка к перелету прошла успешно.
И вот «23» июля 1911 в 3 часа 37 минут Александр Васильев стартовал с Комендантского аэродрома на одноместном «Блерио».



на фото - Взлет аппарата А. А. Васильева.

Расстояние до Новгорода было им преодолено со средней скоростью 104 км/ч. Не дожидаясь приезда своих механиков, летчик сам привел в порядок аэроплан, дозаправился и продолжил путь. За 15 часов, как писалось «за первые сутки» перелета А. А. Васильев пролетел 677 км, превысив тем самым мировой рекорд суточной дальности полета французского авиатора Бомона. Сам полет проходил в сложных условиях.
Вообще тот перелет, вызвавший поначалу всеобщий восторг, был, по дружному заключению сегодняшних авиационных специалистов и историков, сущей авантюрой. Здравомыслящие люди и тогда, и сейчас считали, и считают заявленную устроителями перелета дистанцию крайне трудной, а - в плохую погоду - просто неодолимой (для уровня развития авиатехники в 1911 году).
В день старта задул шквальный ветер, и пошел дождь, но все вышедшие на старт участники подняли в небо свои аппараты. Проблемы возникли сразу же, поскольку летчики собирались ориентироваться по железной дороге, но получилось так, что необходимого обзора в непогоду у них попросту не было. Эти, безусловно, отважные люди такого натерпелись в том несчастном состязании, что, по свидетельству очевидцев, иные из них при посадке кроме разных физических травм были психически на грани помешательства.

«Я должен был напрягать все силы, чтобы не выпустить из рук бешено рвущийся клош (ручка управления). Обмотав его платком, я обеими руками впился в круглую ручку и летел вперед, инстинктивно производя необходимые движения. А старался забираться возможно выше. Не раз достигая тысячи и более метров, но новый вихрь, новая воздушная пропасть - и аппарат почти отвесно, носом вниз, стремглав проваливался в бездну. Зачастую он проносился на расстоянии каких-нибудь ста метров от вершин деревьев и стоило лишь упустить момент, зеленая бездна навсегда поглотила бы аппарат». А.А.Васильев о перелете Петербург - Москва в 1911 г.

Тех первых авиаторов, в общем-то, никто и не неволил подниматься в воздух, они хотели этого сами. Исследователи того первого перелета Петербург - Москва подтверждают, что когда накануне перелета из-за предполагаемой непогоды начались разговоры об отмене старта, среди будущих участников поднялся ропот, а Константин Шиманский вообще закатил скандал, пообещав пустить себе пулю в лоб, если его не выпустят на трассу. Именно он, кстати, и был тем, кто насмерть разбился на следующий день.

Постоянный пассажир самолетов.


Единственный авиатор удачно завершивший перелет А. Васильев участвовал и в публичных выступлениях. Летал вместе с Кузьминским в Лодзи, Варшаве, Вильно, Екатеринославе, Ростове-на-Дону, Пятигорске и других городах. Они демонстрировали высшую школу пилотажа, включая «мертвые петли». Можно сказать, что кроме рекордов и триумфов основная заслуга Васильева состоит в том, что он «приобщил» к авиации множество провинциальных городов России: Пензу, Омск, Екатеринбург и многие другие.
В Первую мировую А. Васильев сразу попал на фронт. Первый боевой полет в августе 1914 года стал для Васильева последним. Из-за повреждения в моторе осколками снаряда ему пришлось сделать вынужденную посадку в районе Львова. Летчик и находящийся на борту его «Морана» генерал-лейтенант Мартынов попали в плен к австрийцам. Известно, что Васильев пытался бежать из плена, был схвачен и за попытку побега заключен в лагерь строгого режима.
Отважный летчик Александр Алексеевич Васильев в 1918 году погиб в плену.
Александр Алексеевич Васильев писал:
«Русской авиации принадлежит блестящее будущее. Необходим только опыт, нужна практика, чтобы наши природные качества, усиленные знаниями, создали могущественный воздушный флот, чтобы русская авиация заняла выдающееся место в кругу других держав».

источники: via http://www.liveinternet.ru/users/illabes/
http://kurs2.as-club.ru/l02.html

история

Previous post Next post
Up