Фрагмент книги "Медведь в истории культуры" (Сенатор, 2017) с изображениями китайского звериного стиля
Первое слева изображение пряжки из Пермского края с изображением гибрида медведя и насекомого, остальное - Китай
Из книги "Звериный стиль"
Искусство культового литья полтора тысячелетия обеспечивало единство языческой цивилизации Урала и Западной Сибири. На протяжении столетий варьировались образы персонажей, менялся стиль отливок, но сохранялись сюжеты.Чтобы понять значения бронзовых фигур, семантику сакральных образов, необходимо восстановить историю событий на этих территориях, движение народов, генезис племен. И тогда мы сможем найти источники образов звериного стиля в мифологии участников великих переселений народов, случившихся в разные времена и затронувших территории Звериного стиля.
Урал находится на границе Европы и Азии, поэтому в поисках сведений о далеких событиях заглянем на восток, в летописи древнейшей цивилизации, в китайские хроники. Начиная с исторических записок ««Ши Цзы» Сыма Цяня китайские хроники содержат сведения о стране Яньцай и владении Янь из «Западного края». Эти свидетельства настолько интересны, что попробуем привести их полностью.
В I в. до н.э. «Ши Цзы» («Исторические записки») сообщает следующее:
«Кангюй лежит почти в 2000 ли от Давани на северо-запад. Это кочевое же владение; в обыкновениях совершенно сходствуют с юечжысцами; имеет до 90000 войска. Кангюй смежен сДаванью, и по малосилию своему признает над собой па юге власть юечжысцев, на востоке власть хуннов.
Яньцаи лежит почти в 2000 ли от Кангюя на северо-запад. И это кочевое владение; в обыкновениях совершенно сходствует с Кангюем. Войска более 100.000. Лежит при большом болоте, которое не имеет высоких берегов. Это и есть северное море» (Бичурин 1950, с. 150, 186).
Ханьский Китай ценил отношения с Яньцай наравне с Парфией и Индией, это видно из сообщения другого источника около 121 г. до н.э:
«чтобы иметь сообщение с государствами на северо-западе… снова направили посольства в Аньси (Парфия), Яньцай, Лигань и Шэньду (Индия)».
Около 25 г. н.э. ситуация в государстве Яньцай меняется. В «Цянь Хань шу» (написана в 64-82 гг. н.э) мы видим упоминание о некой стране Янь на севере от Яньцай, об экономических отношениях в этой земле и о переименовании страны Яньцай в Алань-ляо. Впервые в мировой истории появляется термин «аланы» в названии государства.
«14. Янь. Владение Янь лежит от Яньцай на север; состоит в зависимости от Кангюя, которому подать платит кожами зверьков мышиной породы.
15. «Владение Яньцай стало называться Алань-Ляо; (правитель) живет за земляными (крепостными) стенами и зависит от Канцзюй. Климат и почва теплые, много сосны и ковыля. Обычаи и одежды населения одинаковы с канцюйскими» (Бичурин, 1950, с. 229).
Через два столетия в «Вэй люэ» (история династии Цао Вэй эпохи Троецарствия, 220-265 гг.) говорится: "Есть еще государство Лю, есть государство Янь и еще государство Яньцай, иначе называемое Алань. Все они одних обычаев с Канцзюй. На западе граничат с Дацинь (восточные провинции Римской империи),на юго-востоке с Канцзюй. Там много соболя, который славится; кочуют со скотом в поисках воды и травы; прилегают к большому озеру/болоту; в прежние времена весьма зависели от Канцзюй, а ныне не зависят" (Зуев Ю., 1995, с. 39-40).
Другой источник подтверждает, что страна усилилась, уже не зависит от Канцзюя и говорит о количестве городов:
«Правление в городе Аланьми. Эта страна прежде принадлежала кангюйскому удельному владетелю. Больших городов считается сорок, малых окопов до тысячи. Мужественные и крепкие берутся вчжегэ, что в переводе на язык Срединного государства значит: строевой ратник» (Бичурин, 1950, с.311).
Затем в стране Аланьляо происходят трагические события.
В земли аланов вторгаются гунны и убивают государя.
История династии Северной Вэй «Вэй Шу» (384-534 гг.), написанная уже после вторжения гуннов на запад, сообщает новый интересный факт о стране Яньцай-Аланьляо, переименованной в Судэ: «Владение Судэ находится от Луковых гор (Памир) на запад; в древности называлось Яньцай и Выньнаша; лежит при большом болоте, от Кангюя на северо-западе, от Дай в 16000 ли. Некогда хунны, убив правителя судэского, овладели землями его. Владетель Хуни составлял уже четвертое колено после того события. Прежде судэские купцы во множестве приходили в китайскую область Лян-чжеу для торга» (Бичурин, I, с.260).
Китайский историк XIX в., автор собрания летописей «Шофанбэйчэн», дополняет и комментирует эти сведения:
«Повествование о Яньцай. Яньцай другие называют Хэсу.
Во время Ханьской династии с ним открыто сообщение. На западе смежно с Дацинь, на юго-востоке на протяжении 2000 ли смежно с Кангюй.
Лучников 100 000 с лишком. С Кангюй одинаковые обычаи, и страна подвластна Кангюю. Прилегает к большому безбрежному болоту, это именно Северное море.
На высоком берегу много елей и сосен, белой травы и соболей, пасут скот, следуют за водой и травой.
Со времени Поздней Ханской династии переменили имя на государство Аланьнаго.
Во время династии Поздней Вэй называлось государство Сутэго, другое имя Вэньнаша. Сначала сюнну убили их правителя и завладели государством.
В начале царствования императора Вэньчэнди (452-465) отправили посланника принести дань китайскому двору. Их правитель (ван) именовал себя Хур. Его династия наследовала государство уже три поколения.
Во время чжоуского Уди (561-578) также отправили посланника принести дань»
Комментарий Хэ Цю-тао, автора «Шофанбэйчен»: Яньцай - это северная часть западной покатости [России], земля близ Белого моря (Бо или Байхай).
Как видим, китайский историк позапрошлого века ничуть не сомневался, что Яньцай находился на севере нынешней России.
В "Вэй шу" и "Бэй ши", хрониках более позднего времени мы находим расстояние в 16000 ли - около 6-8 тыс. км - от города Дай (современный Датун) до Яньцай в направлении на северо-запад (Бичурин 1950, с. 260). Это примерно равно пути от Датуна в Приуралье по китайской дороге, упомянутой в ханьских источниках: «Северная дорога при переходе через Цунлин (Памир) на запад как раз выходит в Даюнь (Фергана), Канцзюй и Яньцай».
Название страны Яньцай, исходя из буквального перевода его иероглифического написания, означает «Бескрайние степи», «Обширные пастбища» (Hill E. J. 2003, n. 18.1; 2004, n25.3). Название Янь буквально означает «Утес», «Скала», «Пропасть» (Hill E. J. 2004, n. 25.2).
Яньцай по сообщениям хроник - страна кочевников, где много ковыля, на севере от нее страна Янь, которая славится соболем и платит подати «кожами зверьков мышиной породы». Страна Янь прилегает к безбрежным болотам, за которыми «Северное море, не имеющее высоких берегов». В этих владениях растет «белая трава» - северный белый мох, экзотичный для жителей юга и поэтому удостоившийся упоминания.
Все маркеры - расстояние, направление, природа (белый мох и сосна), экономика (подать пушниной), говорящая топонимика, упоминание огромных болот, за которыми лежит Ледовитый океан, указывают на то, что владение Янь - это Верхнее Прикамье (и/или Зауралье), а Яньцай - Южное Приуралье и Поволжье.
Известный японский синолог считал само слово Янь в летописях ngiam, ngiän попыткой передать название реки Кама (Shiratory K. 1956, p.133).
Но самым главным аргументом для локализации страны Яньцай-Алань на среднем и южном Урале является по нашему мнению то, что это археологически активные территории, места, где найдено немало сарматских погребений и вещей сарматского звериного стиля. Следы контактов древнего Прикамья со Срединным царством тоже попали к археологам: на Гляденовском костище была найдена монета китайского императора Гуан-Уди (27-59 годы), в Рождественском кладе обнаружена монета сунской империи. В Соликамском районе найдены сразу две монеты лян и ямб. В Зауралье найдено много китайских бронзовых зеркал. В южном Приуралье под Оренбургом раскопаны огромные филипповские курганы - захоронения сарматской знати IV в до н.э.
Таким образом, благодаря китайским летописцам, мы видим какие события разыгрались в древности на территориях звериного стиля.
В конце первого тысячелетия до нашей эры отношения между Верхним Прикамьем (Янь) и аланским Поволжьем-Приуральем (Яньцай) были точно такими же, как тысячелетие спустя, когда Биармия-Вису платила дань пушниной Волжской Булгарии и торговала мехами. Сармато-аланские города на Каме начала первого тысячелетия нашей эры, окруженные по данным китайских хроник земляными-крепостными стенами, были похожи на городища прикамских угров VIII-X вв., защищенные земляным рвом и частоколом.
Около 25 г. н.э., во времена римского императора Тиберия, племя аланов доминировало на южном Урале, и страна Яньцай была переименована в Алань-ляо. По мнению исследователей аланы пришли в Яньцай (Поволжье, Южное Приуралье) из Центральной Азии со стороны Канцзюя - район Сырдарьи, - однако генезис аланов выходит за рамки нашего рассказа.
В I веке сармато-аланы усиливаются и вторгаются из Поволжья в Причерноморье, истребляя и вытесняя скифов. Возникает Великая Сарматия от Урала до Черного моря и «аланский маятник»: меридиональные кочевники передвигаются с юга на север и обратно: летом в Приуралье и зимой в степи Меотиды вдоль «великой реки сарматов» (Вишера-Кама-Волга-Дон).
Через три столетия, в 370-х годах, после военной катастрофы в битвах с гуннами, на северо-восток в бывшую Алань, ныне Судэ, под напором победителей отступают аланы Северного Причерноморья. Гунны преследуют их, вторгаются в в Судэ и убивают государя. Часть аланских отрядов отходит на север, в страну Янь китайских хроник - Верхнее Прикамье.
Ситуация в точности предвосхищает будущий сюжет XIII века, когда часть разбитых монголами войск Волжской Булгарии бежала в Верхнее Прикамье. В тех же ландшафтах с иными народами и разницей в столетия разыгрываются похожие исторические события.
Политическую ситуацию, знакомую нам по китайским источникам, подтверждает археология Прикамья: «Возникновение столь большого числа крупных городищ в небольшом районе на юге ломоватовской культуры в V-VI вв.- убедительное свидетельство внезапного появления на этой территории значительной группы нового населения... О многочисленности появившегося здесь населения свидетельствуют как большие площади городищ (13-40 тыс. кв. м), так и их мощные оборонительные сооружения. 60% городищ этой группы… имеют необычные для ломоватово линии обороны (Опутята - 6 рядов валов и рвов, Бутыры -3, Медведица - 2). Наличие таких сооружений подтверждает, что население этого района испытывало очень серьезную постоянную угрозу со стороны какого-то противника» (Голдина, 1985, с.73).
Можно догадаться, что аланские отряды готовились на севере к обороне от войск преследователей-гуннов.
Для нас важно, что сармато-аланы освоили земли Урала задолго до прихода гуннов; это объясняет преемственность многих сюжетов звериного стиля ананьинской, гляденовской и ломоватовской культур. Понятна также и разница между грубой отделкой гляденовской бронзы и ажурным стилем пришедших или лучше сказать «вернувшихся» из Причерноморья сармато-аланов, знакомых с греческим искусством и понтийскими технологиями литья.
Библиография к главе:
Голдина Р.Д. Ломоватовская культура в Верхнем Прикамье, Иркутск, 1985.
Н.Я. Бичурин (Иакинф) Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. // Т. II. М.-Л.: Изд-во АН СССР. 1950.
Shiratory K. The Geography of the Western Region Studied on the Basis of the Ta-ch’in Accounts // Memoirs of the Research Department of Toyo Bunko (The Oriental Library). Tokyo, 1956a. № 15.
Hill J. E. The Western Regions accoding to the Hou Hanshu. The Xiyu juan «Chapter on the Western Regions» from Hou Hanshu 88. 2003 (
http://depts.washington.edu/uwch/silkroad/texts). Hill J. E. The Peoples of the West from the Weilue by Yu Huan. 2004
Глава из книги Б.Эренбурга "Звериный стиль", второе издание (готовится к публикации).