Плач по Левиафану

Jan 19, 2015 20:06




Так случиться может с каждым,
если пьян и мягкотел.
Высоцкий

Редко наслаждаемся достижениями отечественного кинематографа, но при таком шуме вокруг фильма пришлось отведать зрелища. Сравнивать будем с жизнью и другим кино, благо  есть аналоги.
Итак, сначала жизнь.

Мурманская область, Россия, Кировск (Мурманская область, рядом с местом съемок "Левиафана")
Иван Анкушев в здании администрации города Кировск  совершил убийство мэра Ильи Кельманзона и главы ЖКХ Сергея Максимова из пистолета ТТ. После чего извлек из пистолета магазин, вставил в него еще четыре патрона, сел в кресло главы администрации и застрелился. По версии следствия мотивом убийства послужили продолжающиеся несколько лет конфликты между индивидуальным предпринимателем Иваном Анкушевым и администрацией города Кировска, а также неоднократно проигранные предпринимателем судебные процессы против администрации города Кировска. Предприниматель владел книжным и продуктовым магазином в городе.
Непосредственно перед убийством Иван Анкушев написал письмо на имя Ильи Кельманзона, под заголовком «О противостоянии», в котором выразил свое отношение к его действиям по вопросам установления арендной платы, и оставил его на столе в кабинете.

Штат Колорадо, США (официальный прототип)
Предприниматель Мартин Химейер (владелец автомастерской) после длительного конфликта с компанией Mountain Park (цементный завод) по поводу территории, на которой находилась его мастерская, оборудовал бульдозер Komatsu D355A-3 бронёй и разрушил 13 административных зданий (в том числе все здания, принадлежавшие цементному заводу), после чего покончил жизнь самоубийством.

В жизни все герои заканчивают героически.
Что в России, что в США обманутые и доведенные до отчаяния предприниматели громят своих врагов и кончают с собой.

Теперь кино. Фильм "Счастье мое", реж. С.Лозница.
Взято по трем причинам. Во-первых, смотрели, во-вторых, якобы тоже "антироссийский" фильм, в-третьих, сам Звягинцев назвал его в 2010 году "лучшим российским фильмом последнего времени".

Симпатичный герой фильма исчезает, погибает без врагов, без виноватых, просто алмазная логика российской жизни уводит его в ничто. Но перед этим герой хватает пистолет и кончает множество окружающих. Более того, в фильме, как в "Гамлете" запрятана пьеса в пьесе, другой герой времен войны тоже берется за пистолет и стреляет в офицера-грабителя. Причем и выстрелы, и гибель героев воспринимаются как драма и притча.

Не то - Левиафан.
В "Левиафане" герой пьет, плачет, размазывает сопли и отправляется навеки на зону. В качестве победителей идут маршем водка, церковь и глава администрации.

И жизнь, и фильм Лозницы закручиваются драматургическим конфликтом с борьбой, стрельбой и гибелью.
И жизнь, и кино "Счастье" демонстрируют действие и противодействие: звуки выстрелов, грохот KILLдозера, кровь врагов и конец героев. Настоящее искусство  - это катастрофа, которая сметает  персонажей и освобождает сцену для новой жизни.
В "Левиафане" ничего подобного нет. Машина администрации и церкви под этанол просто перемалывают гражданина, которого язык не повернется назвать героем. Так случиться может с каждым, если пьян и мягкотел.
Это не антироссийское кино, а вполне патриотический фильм с демонстрацией силы государства. Только английские кинокритики могут воспринять его как стон, но этот стон у нас песней зовется. А то что фильм скучен, и события изложены языком Н.С.Михалкова, так это тоже симптомы патриотизма.

кино

Previous post Next post
Up