Интересно, когда вы впервые услышали слово дизайн и это загадочное :)) - дизайнер. В профессиональном кругу то, что мы сейчас так называем звучало как техническое или художественное проектирование. В некоторых вузах с началом массового строительства были открыты и соответствующие факультеты, например, в Строгановке он назывался "промышленным искусством". Ну тенденция ясна - поближе к промышленному, подальше от частного:)) И тем не менее, под минимальные метры хрущевки все же нужно было предложить концепцию существования в крошечном пространстве, да и предметы тоже.
Я про дизайн квартиры услышала еще школьницей где-то в конце 70-х в Таллине. Мамина приятельница как-то общалась с интересным человеком, который предложил ей свои услуги в оформлении ее квартиры всего за .... 1000 рублей! Что можно было такого загадочного сделать в двухкомнатной квартире за такие деньги тогда никто даже не представлял.
Наверное, коренные жители Эстонии или таллинцы все же были ближи к пресловутому дизайну, хотя так его еще не называли. Семьи военных, даже, если они и не жили в закрытых военных городках (наш случай) тяжело адаптировались на местности:)), то есть почти никак. Тысяча рублей года так 1978 - это почти годовая минимальная зарплата (80 рублей самая низкооплачиваяемая работа). 140 рублей в месяц в среднем получал дипломированный специалист.
Те материалы и фото об интерьерах, которые удается найти, восхищают. Если все-таки уйти от политики и немного забыть о том, что руководство страны, как всегда, относилось к населению, как к тяжкой повинности и тягловому скоту, то те оригинальные решения, которые предлагались проектировщиками были и утилитарными и эстетичными одновременно.
И опять хочется вспомнить фон, на котором разворачивалось строительство хрущевок. Ссылаюсь на книгу Д.Хмельницкого "Милютин". В планах сталинских пятилеток не входило строительство массового жилья. И после войны продолжали строиться вызывающе дорогие и помпезные комплексы, как то Крещатик в Киеве. Что касается благоустройства жилых домов , то "... водопроводом было обеспечено в 1940 г. - 47% жилой площади в советских городах и рабочих поселках, а в 1952 г. - 46%; канализацией - соответственно 40% и 41%. То есть, в 1952 г. 54% жилой площади в городах находилось в домах, не подключенных к водопроводу, 59% - к канализации "...
Удивительные иногда бывают совпадения. Например, знаменитый сейчас Миланский мебельный салон (не поклонник этого мероприятия) впервые прошел в 1961. Скромное было мероприятие, с участие 20 компаний. В 1961 же году образовалась мебельная фабрика Шатура. Что она делает сейчас понятно, а вот любопытно было бы где-нибудь найти фото тех изделий. Старт в один год, а какая разница:)) А в 1958 на 1-ой Всесоюзном конкурсе на лучшие образцы бытовой мебели для новых типовых квартир были представлены образцы с учетом рационального использования площади пола. Мебель не должна была превышать 28-33% этой площади. Вот, кстати, никогда не задумывалась, а сколько места в процентном соотношении должна занимать обстановка. Все как-то на глаз. А в наборах секционной мебели были заложены основы понимания решения интерьера. Уже на первых этих конкурсах появилось то, что прочно сейчас ассоциируется с советским бытом - стенка.
А ведь ничего не предвещало беды:)) Одной из идей разделения комнаты стал шкаф-перегородка - одновременно стена и мебель. Предлагали их размещать между смежными жилыми комнатами или между комнатой и кухней. Как идея в какой-то конкретной ситуации, почему бы и нет? Но уже в середине 70-х - это стало тотальным бедствием. У меня одно из объяснений, что корпусную мебель делать значительно легче. Не надо придумывать ножки, формы, фактуры и прочее. Бери ДСП и клепай оптовый план. В результате предприятия имеют заказы, на стенки записываются в магазинах в очередь на несколько лет. Ну и так далее. Наверное, исполнение мебели должно быть разным - и крупными фабриками и маленькими ателье-мастерскими. Но Хрущев же закрыл все производства, которые были вне государственной структуры. Имею ввиду промкооперацию, о которой уже писала в первом посте о 60-х.
Все-таки гений конструкторской мысли, я без иронии, смог внедрить одновременно в однокомнатную квартиру подобие гостиной, столовой, спальни и даже кабинета .
В основу планировки ставился один или несколько композиционных центров.
Вот так например пишет Баяр о книжных шкафах:"... Удобнее, если книжные шкафы будут невысокими, подход к ним оставлен свободным и каждую книгу удобно достать с любой полки. При необходимости экономить место допустимо устраивать высокие книжные шкафы. Книжный шкаф можно поставить возле тахты или дивана, хотя доступ к книгам не очень удобен, но в маленькой комнате это имеет свои преимущества".
Одним из существенных требований к мебели являлась ее соразмерность площади комнаты. В современных квартирах, где высота потолков невелика высота крупных предметов мебели также предполагалась невысокой. Низкая мебель создавала ощущения простора и не загромождала ее. А с уменьшением высоты мебели изменяется форма и общие пропорции отдельных предметов.
Предлагалось в общей комнате следующий набор предметов - небольшой буфет или сервант, раздвижной обеденный стол, несколько стульев. Желательно добавить к этому диван и удобное кресло. Письменный стол рядом с окном и книжными полками.
Мне пока не попались конкретные вещи с указанием конкретных производителей того времени. Ищу. Скажу лишь, что работой были обеспечены не только наши мебельные большие фабрики, но и этот сектор производства у соцстран. Как иногда пишут, в 60-е у нас все производство в стране было станковое (читай единичное) и носило скорее идеологический характер - план плюс мудрость решения партии. А дизайн - это искусство материальной культуры. Тогда он был в основном явлением умственным, вербальным, нежели визуальным. Остроумно, конечно, особенно про вербальный дизайн, учитывая те выставочные фото и эскизы, которые мы тут выкладываем. Но все было так и не совсем так.
Надеюсь, не вызову классовых настроений, но так получилось, что у нас несколько предметов мебели в доме - кресло-кровать, два кресла на ножках, секретер и диван-кровать были из "Березки". Ну, вот так получилось. Папа воевал во Вьетнаме и на эти бонны или сертификаты, кто-то покупал машину, кто-то одежду. Мама, вот, мебель. Была она вся производства ГДР. Ох, и качество все же предлагали немцы. Один раз она приехала из Москвы в Улан-Уде, потом, обратно в европейскую часть страны, в Калинин (Тверь), далее на остров Сааремаа, и пережила еще пару переездов по Эстонии. И ничего ей не сделалось до середины 80-х. А ту мебель, которые тогда предлагали наши производители, также выдавали, как относительно временную. Срок эксплуатации шкафов - максимум 25 лет, мягкой мебели - 8 лет. Но стольких и таких перехдов, как наши, она бы не выдержала и пяти лет. Если бы еще советские фабрики делали ее из качественно материала с интересными фактурами под воск. Но ведь все было под лак, полировку. Вот и подумаешь, во что имеет смысл вкладываться - в дорого и качественно или наоборот...
Мама и любимый немецкий раскладной диван. Обивка уже не родная. Да и дивану здесь уже лет 15. Раскладывался по-прежнему безукоризненно.
Своя ткань - легкое букле цвета "мокрого асфальта" или антрацит:))