Нет, нет, ничего трагического не случилось. Просто, иногда, запоем, как говорил Хоботов о Маргарите Павловне в «Покровских воротах», веду активную духовную жизнь :)). Ни одного пустого выходного.
Нечасто хожу в драмтеатр. Обычно, если друзья порекомендуют или позовут с собой. Не складывает у меня с ним взаимная любовь. Вот и после очередной попытки проникнуться, а именно, после просмотра в театре Моссовета спектакля Меньшикова «1900», снова рассталась с драмой на неопределенное время. В оригинале название пьесы - «Новеченто», звучит вполне театрально. Случилось это, наверное, с конца 80-х, на какую постановку не пойду, причем, в хорошие театры, с лучшим составом, разочарование глубокое. И снова, откладываю такие вылазки на несколько лет, до следующего приглашения .
Например, году так в 1988, собралась на «Анну Каренину» в Вахтангова, в постановке тогда еще не очень известного Виктюка. Максакова - Анна. При всех интересных сценических находках и любви к актрисе мне было очень тоскливо и скучно. И чтобы досидеть это зрелище до конца пыталась себя отвлечь изучением костюмов и шляп персонажей. Еще одним испытанием была «Федра» Расина с любимой Руфиной Нифонтовой во МХАТе Горького. У нее был удивительный голос, незабываемый, костюмы, посыл, но только вот спектакль никакой… Еще какие-то попытки накатывали наладить диалог с драмой, но взаимность не получалась.
Возможно, начало меняться время, и надлом его уже на сцене отражался. В 70-х мне очень запомнились телеспектакли Эфроса - «Таня» Арбузова и «Дневник Печорина». Была в этих постановках какая-то воздушность, герои обитали внутри своего замкнутого пространства. О сколько было пластики, жестов, недосказанности, изысканности в недосказанности ! Какие фантастические образы Ольги Яковлевой и Ирины Печерниковой. Играли поворотом шеи. До сих пор помню это ощущение уда, трепета, настоящего и поэтического.
Ирина Печерникова, Олег Даль, Андрей Миронов, "Дневник Печорина" Эфроса
Недавно расспрашивала знакомую, которая смотрела «Три сестры» Эфроса с Яковлевой. Она вспоминала, что ей (знакомой) тогда 22 года было, и после спектакля полночи по Москве пешком ходила. Такой был восторг от игры и артистов!
Ольга Яковлева в "Тане" постановки Эроса
Представляете себе сейчас такую ситуацию, даже если посчастливилось посмотреть что-то достойное - полночи по Москве молодой девушке ходить без последствий… К слову, вчера было 31 число, а театр Моссовета находится на Маяковке. На площадь к театрам пускали только по билетам. Милиции вдоль Тверской было невероятное количество. Они стояли в строю в две шеренги за автозаками, совсем дети, мальчики безбородые…
В конце 90-х меня занесло в тот же Вахтангова на спектакль «За двумя зайцами» с Ароновой. Такого стыда за артистов и зрителей я больше не испытывала никогда, мне было плохо до обморока. В антракте пошла в буфет и выпила пару рюмок водки, и только после этого - в гардероб.
Как отреагировала недавно одна актриса в общей компании на это мое воспоминание: ”Так...Значит, фарс Вы не любите? Ну, а Каму Гинкаса? А Фрейндлих, в роли умирающего мальчика? А катарсис греческой драмы тоже не приемлете?». Мне было неловко отвечать резко, все-таки театр - это дело жизни моей собеседницы. Но тот “фарс”, который был «В двух зайцах», для меня - за гранью добра и зла. Но зритель в конце 90-х тоже появился своеобразный - он не просто смеялся над сомнительными шутками и ватой в носу, он ржал…
По поводу Фрейндлих ничего не скажу, не смотрела, но точно знаю, что по возможности, не пойду на пьесу с сюжетом о неизлечимо больных, потому что для меня такие «катарсисы» - запрещенный прием.
Вернусь к Меньшикову. Первые 10 минут я его не могла узнать, думала, что вот-вот должен выйти Меньшиков:)
Дело не в том, что ему уже 50 (подумаешь, мужчина в 50 - еще мальчик) и место у меня было хорошее в 9 ряду партера, но у него другое лицо и дикция. И самое грустное, куда-то делась харизма.
Но ведь была же, даже в «Сибирском цирюльнике», и нет…
“1900” - моноспектакль, где актер играет несколько ролей. Это трудно - удержать зал одному, но публика любит Меньшикова, внимает, зал полон. Герои - музыканты на корабле эпохи джаза. В глубине сцены на протяжении всего действия работали три музыканта , казалось, что играли вживую, но когда в конце спектакля они встали, а музыка продолжала звучать, я засомневалась - не статисты ли. В общем, эстетский материал - джаз, корабль, монологи об искусстве и одиночестве, экзистенциализм сплошной. И вдруг из уст эстета Меньшикова стали вырываться слова ж….а, г….о и тому подобное. Сказать, что это било по ушам, ничего не сказать. Полез тв-аншлаг во всей своей узнаваемости. Может быть, такая форма общения со зрителем - это промежуточный барьер между театром и телевизором? Может быть теперь в театре нельзя, иначе, не поймут ? :)) Олег старался быть пластичным, легким, танцевал, иногда даже неплохо. Только эстетства было очень мало, то есть не было совсем. Подумалось, а почему бы режиссеру не пригласить из соседнего дома, где находится джазовый клуб Би-2 настоящих музыкантов? Как бы они оживили это действие, придали бы ему душу, краски, жизнь. «Катарсиса» не случилось, хотя, в моих походах в драму - этот не самый худший.
А еще посчастливилось быть на домашнем концерте у друзей на даче. Хозяин дома очень любит авторскую песню. И с определенной периодичностью приглашает к себе поющих поэтов, а также друзей и соседей по даче. В этот раз была ранее мне не знакомая Татьяна Дрыгина. Замечательная женская лирика и какое-то хрустальное исполнение. Очень понравилось. Думаю, если бы Рязанов слышал ее пение в 70-х (что невозможно, в силу ее возраста, около 40), то вместо Никитина точно была Татьяна за кадром «Иронии судьбы». Лирика такая незамутненная, свежая и современная одновременно.
После Нового года сходила в театр Оперетты на “Сильву». Специально искала приму театра Елену Зайцеву. Замечательная. Редакция сегодняшней “Cильвы” чуть отличается от привычной. Специально для Герарда Васильева сделали большую роль артиста, когда -то влюбленного в мать Эдвина. В спектакле есть еще несколько номеров для возрастных актеров. Что очень хорошо. Сценография спектакля легкая, изящная. Чудесный балет. Из молодых актеров очень мне запомнился и понравился Александр Каминский в образе Бони - это сплошной каскад!
Click to view
Зашла на сайт театра почитать об этом актере. В Иркутском музыкальном театре, где он работал до Москвы, был артистом балета (! Вот он, откуда каскад!) и одновременно солистом театра. По-моему, он так и продолжает две сольные карьеры - балетную, в том числе. Как он танцует канкан!
Прекрасные костюмы на актрисах.
Все это здорово, но есть одно очень большое НО. Микрофоны и подзвучка. Так нельзя. В музыкальном театре микрофоны на лбу, щеках, в волосах у поющих. В оркестровой яме по микрофону чуть ли ни у половины музыкантов, ну, или так показалось из-за странностей со звуком оттуда.
Ну, и наконец, опера. В Станиславского слушали “Лючию де Лямермур” c Хиблой Герзмавой в главной роли.
Click to view
О Хибле. Голос сильный мощный. И здесь, наверное, определенная проблема для режиссера, ей сложно найти такое же мощное окружение на сцене. В результате спекакль с ее участием првращается в концерт одного солиста. Сценография спектакля тяжеловатая. Почти арка Дефанс должна, видимо, символизировать стены древнего замка. Но зачем в этой “арке” одинокий радиатор? Периодически на декорации проецируется фильм с живым пейзажем. Причем, ход этот с фильмом видела уже и в других постановках. Театр - искусство условное, и внедрение другого жанра смотрится здесь неуместно. В сцене сумасшествия активно заявляет о себе прибалтийская визуальная эстетика . И то, что в позднесоветское время казалось таким актуальным, сейчас выглядит безнадежно провинциальным. Но эта критика касается больше визуального ряда. А так я бесконечно благодарна, что в Москве после развала Большого театра остался Станиславского и Новая Опера. Не густо для многомиллионного города, но хоть так.
Лучшее для меня, что идет в Станиславского - это Cosi ... и Волшебная флейта Моцарта на малой сцене и Севильсикий на основной. Блестящие постановки и исполнение.
Нежно люблю Новую оперу за Любовный напиток, верность Риголетто, Каприччио Штрауса, за очень сильного Набукко.
Возвращаюсь к драме. Среди наших друзей в жж есть удивительная
elmak. Она прекрасно пишет о драматическом театре, и я ей верю. Вот только пишет, в основном, она о французском театре, о Комеди Франсез, о сосьетерах этой знаменитой сцены и актрисе Фанни Ардан, на постановки которой, по возможности, она ездит по всему миру. Елена elmak пишет, как меняется Ардан на сцене, как вспыхивает внутренний светом ее глаза, причем там убедительно,что автор как зритель, начинает искать дополнительный источник света:), а он - в самой актрисе. Мне очень хочется увидеть что-то подобное, или похожее на то театральное чудо, которое творил Эфрос. Но пока, я все-таки отдам предпочтение опере…