Фильм "Отель у погибшего альпиниста" как стилистический водораздел в советском искусстве.

Jan 12, 2014 10:28

Оригинал взят у senart_deco в Фильм "Отель у погибшего альпиниста" как стилистический водораздел в советском изобразительном искусстве.



Меня этот фильм со школьных лет завораживал. Интригу Стругацких, как тогда, так и сейчас, угадывать нет никакого желания. Не являюсь поклонником литературного творчества этих физиков-лириков. С подробным пересказом сюжета возникнут трудности. Где-то в швейцарских Альпах, в отель-шале со странным названием и с не менее странными постояльцами, по анонимному вызову приезжает полицейский и начинает расследование трудно объяснимых исчезновений персонажей отеля и их необычного поведения. Пришельцы в образе людей случайно вышли не на правильных героев, а на мошенников-наркоманов-террористов...


Но оторвать глаз от экрана не могу. Держит в напряжении именно изобразительная часть. Контрасты светотени, срезанные фрагменты крупных планов актеров, низкие горизонты, свет в объектив и да, о девичьем:)) - интерьеры.  Была знакома с оператором  эстонского телевидения. У него, как реликвия, в мастерской хранилось несколько искусственных сосулек со съемок фильма :)) Он же мне и говорил, что фильм снят полностью на студии Таллинфильма в специально созданных для этого интерьерах.  Натурные съемки "Альп" проводились на горнолыжном курорте под Алма-Атой (Алма-Ата?).








Хоть и 1979 год, но архитектура абсолютна европейская. Экологично, просто, элегантно.



В первый раз увидела этот фильм в известном в Таллине кинотеатре "Сыпрус" на эстонском языке с русскими субтитрами. Вообще, вызывает недоумение, как творческой группе удалось снять этот абсолютно эстонский шедевр, да еще и на родном языке. Русский дубляж с Демьяненко в главной роли меня тоже не раздражает.Причем, именно, художественно-эстетический. Можно, конечно, при желании и политические подтексты здесь увидеть, но не хочется. Но вся его политика в выборе новых выразительных форм, которые если и присутствовали, то только не в кино - в живописи.
И да, музыка, не менее знаменитого эстонского композитора Свена Грюнберга. Пожалуй, это даже не совсем музыка, а звуковое электронное сопровождение действия на протяжении всего фильма. Что очень органично и для времени, и для фантастической тематики. В ней слышны и космические вибрации, и ритмы конца 70-х, иногда в эти медитативные звуки вплетается еле уловимая речь по рации на французском, шаги, хруст снега, стуки, органные звуки.
А, вообще, такая музыкальная стилистика также очень противостояла советской эстрадной попсе, правда, только в Эстонии. Но тогда это задавало музыкальный культурный код отношения к современной музыке, и формировало убеждение, особенно у молодежи, причастия к другой культурной орбите, несоветской, современной, эстетской, элегантной. Что тянуло за собой и другое бытовое поведение - уважение к частному пространству другого человека. В это трудно поверить, но и музыка, и живопись Эстонии - та, извините за пафос, революционно-эстетическая среда, в которой сформировалась и самоидентификации целой нации. Русские дети, родители которых по работе оказались в Эстонии, тоже росли уже непохожими на них. Но это о другом.






В роли одного из пришельцев снялся знаменитый  Зигрифид эстонского балета, настоящая звезда  Тийт Хярм.
Люди-куклы. Какой-то особый отрешенный взгляд, прозрачная глубина, механическая улыбка и абсолютная физическая форма артиста.

О создателях фильма в сети очень мало информации. В первую очередь интересовали художник-постановщик Тыну Вирве и оператор Юрий Силларт.
У оператора вгиковское образование, судя по фильмам, которые были им сняты до Отеля, все же авторство этого пластического языка принадлежало художнику-постановщику.
Тыну Вирве окончил Таллинский художественный институт в 1973 по специальности театральный художник. Годом позже, в 1974 диплом отделения промышленного дизайна получает и будущий признанный живописец Андо Кесккюла.  Надо сказать, что этот институт фактически вырос из архитектурного отделения таллинского политеха. Так что дизайн носил всегда приставку архитетурный, промышленный, в общем, серьезное, негламурное направление.

В 70-е он мог работать и книжней графике, и в кино. Но в результате, ушел в чистый станковизм, то есть неприкладную живопись. Андо - художник мощный, неординарный. Между прочим, в 28 лет уже возглавлял Художественный фонд Эстонии. Кстати, в последние году советской власти был главным художником экспозиций больших Всесоюзных выставок в Москве ( Манеж и ЦДХ). Тогда это были самые важные художественные мероприятия в масштабах страны. Знаю от свидетелей, что такие сомнительные художники как космонавт Леонов, и схожие с ним, если и допускались до участия (попробуй, откажи), то задвигались в очень дальние уголки выставочных залов.
Эстонское изобразительное искусство в 70-80-е  очень актуально и современно, и заметно не то что в СССР, но за его пределами. Оно не было провинциальным даже в мировом контексте. Понятно, что для нас Эстония была продвинутым Западом, но таковым она являлась и на самом Западе, и именно, в это время. Увы, позже, эти позиции изменились. Причина - может быть, пропал внутренний накал противостояния, культурного противостояния внутри республики. Возможно, есть и другие - смена заказчика и зрителя.

Эстетика этого поколения даже получила свое определение - "новый документализм", "документальный романтизм", "гиперреализм". От сентиментального, чувственного романтизма предшествующих поколений 70-ов отличало другое взаимоотношение с окружающим миром. Если художники 19-го века исследовали связь человека с диким ландшафтом, то эти "работали" уже с инженерной действительностью. Потому так часто можно в картинах увидеть блеск металла, стекла, яркие открытые цвета, напоминающие слайды или фото. Интеллектуальность выталкивала чувственность. Художники часто старались передать в картине движение, быстротечность мгновения. Непривычному глазу это казалось холодным, расчетливым, надуманным. Главной темой в изображении стал современный город. Если вдруг появлялась на полотнах природа, то уже мистическая, например, в никуда уходящей дверью и т.п.. У вещей проявляются двойные смыслы, зашифрованность.


1. Андо Кесккюла, Индустриальная серия, 1977 г.



2. Андо Кесккюла, Северо-эстонский ландшафт. 1974 г.





3. Андо Кесккюла, Предметы, Стрительство,  середина 1970-х




4. Андо Кесккюла, Предметы, середина 1970-х


5. Андо Кесккюла, Вечер, 1975 г.



6. Андо Кесккюла, Строящийся таллинский морской порт, 1980 г.
К сожалению, в сети нашла немного ссылок на картины Андо. Буду рада, если мне их добавят в комментариях.






Кадры из фильма. Ритмы, рефлексы, свето-тени.







Кадры из фильма. Мир предметов. Натюрморты.



Кадр из фильма. Робот-кукла.




Кадры из фильма. Мир роботов и людей.



7. Андо Кесккюла. Автопортрет 1970 (студенческая работа).



8. Андо Кесккюла, Девушка, 1969 г. (студенческая работа)



9.  Андо Кесккюла, Дыхание, видеоинсталяция 1999 г.
Более поздняя работа художника, но автор верен себе. Тот же интеллектуальный взгляд на взаимосвязь человека с индустриальным миром.

Справедливости ради надо сказать, что стилистика гиперреализма характерна не только у эстонским живописцам, но и  русским.  В Москве в этой стилистке в эти годы работали А.Волков и А.Петров.
Как уже писала, о создателях фильма очень мало информации не только на русском языке, но и на эстонском. Поэтому очень благодарна Елене
polelen за перевод интервью с Тыну Вирве. Откуда я, наконец, нашла подтверждения своим догадкам о художественных истоках эстетики фильма "Отель у погибшего альпиниста". А это и одно образование  у одних и тех же преподавателей в одно и то же время, схожие взгляды на выразительные средства, схожий вкус.

Вряд ли в мой блог заглянет Тыну Вирве, но если бы случилось чудо :)), то тогда можно было бы узнать больше подробностей. А так это лишь личные предположения.
Где-то мне встретилось мнение, что фильм снят в сине-черно-белых тонах  эстонского флага. Похоже, но думаю невозможно поставить такую визуальную задачу, это совпадение родилось из чего-то другого. Хотя, помню, когда встречала в начале 80-х в стенах таллинского художественного института ректора, на нем неизменно был галстук в этих цветах:))
 И еще несколько фото с интерьерами. По мне, так совершенно не утратившими нерв, вкус и современность. Хотелось бы сделать какой-нибудь общественный интерьер в похожем направлении.













Конечно, секрет долговечности этого фильма в том, что его создатели ставили перед собой исключительно пластическо-изобразительные задачи. Ни повесть Стругацких, ни жанр фантастики здесь совершенно ни при чем. Когда фильм выстраивается исключительно на сюжетной интриге, он, практически, устаревает сразу после показа. В случае с Отелем в кино удалось использовать все наработки эстонский живописи этого периода, с ее острым ощущением предмета, его многозначностью, смысловой зашифрованностью выстроенного кадра. И как ни странно это звучит, большой потенциал дизайнерских наработок с городской средой. Все это вылилось в блестящий интеллектуальный видеоряд, шедший параллельно с живописью того периода.

1970-е, Андо Кесккюла, Тыну Вирве, гиперреализм, Эстония

Previous post Next post
Up