Хрущев, минимализм и еще раз про любовь …

Mar 30, 2013 13:22

Совершенно неожиданное объяснение особого шарма наших советских 60-х нашла в статьях американского демографа Николаса Эберстадта, который вот уже более 30 лет занимается изучением …ничем необъяснимой, очень высокой смертности населения в России (СССР), который сейчас превышает европейские показатели в два(!!!) раза.

По мнении исследователя мы больны особенной русской болезнью. Во всем мире, включая страны 3-го мира продолжительность жизни растет, в России вопреки всякой логике - падает. Начался этот процесс с середины 60-х.

Понятно, что при Сталине люди погибали в лагерях в неестественных количествах, к тому же от рук собственного государства. Однако, после прихода к власти Хрущева (1956 г.) разрыв в этом между СССР и Западной Европе стремительно сократился, Ситуация была лучше, чем в Испании и Португалии. К концу 50-х продолжительности жизни в СССР была всего на пару лет ниже, чем в среднем в Западной Европе.



фотограф Карл Миданс, 1959г., СССР

Когда убрали Хрущева пошла тенденция, которая продолжается и по сегодня, Единственный промежуток - начало горбачевских реформ, но это это было всего два года, когда остановилась смертность. С каждой возрастной группой ситуация выглядит все хуже. В период правления Брежнева это особо обострилось и перешло уже на женщин.

После краха социализма трагедия вымирания населения страны только усугубилась, В отличие от других стран постсоветского блока, где ситуация стала улучшаться. Только в России этого не случилось. Сейчас в России ожидаемая продолжительность жизни 66 лет. Это ниже, чем в Белоруссии и в Украине. Ниже, чем в Венгрии и Эстонии. Там ожидаемая продолжительность 73,5 года.

Как выясняется, у нас это не связано с благосостоянием. По всемирным показателям самый низкий уровень жизни - это 2 $ в день на человека. В Китае ниже. И экология тут особо ни при чем. В том же Китае некоторые области хозяйствования превращены в пустыни, но средняя продолжительность жизни растет.

Эберстадт связывает это с изменением в настроениях общества и тем, как люди смотрят в будущее. Еще один американский ученый Джон Бушнелл исследовал настроения «среднего класса» во времена Хрущева. Он писал, что с середины 50-х и примерно до начала 60-х в воздухе витало нечто, что невозможно ничем измерить - такие ощущения общества в возможность построить успешную систему и будущее. Увы, после ухода Хрущева, эти настроения себя исчерпали.

Значит, это мнение о моем любимом времени невыдуманное. И даже - не субъективное. Изучали, смотрели, наблюдали. В нашем кино это тоже чувствуется и ловится. Можно вспомнить, как стали снимать режиссеры и операторы город. Москва в фильмах Хуциева «Июльский дождь» (1969 г), Натансона «Еще раз про любовь»(1968) и не Москва, а какой-то небольшой приморский городок в фильме Самсонова «Каждый вечер в 11» (1969), «9 дней одного года» Михаила Ромма (1962).

Кадр из фильма "Еще раз про любовь",1968г.


Кадры из фильма "Июльский дождь", 1968г.






Кадр из фильма "Каждый вечер в одиннадцать",


Там везде присутствует ощущение хоть очень зыбкого, но счастья. Оно недолговечно, романтично, сталкивается с реалиями, рассеивается и оставляет о себе , что называется светлую память и щемящую грусть.

Если посмотреть на быт, а он там тоже присутствуют, то для городских жителей это среда с минимальным количеством предметов. Да, эти герои стараются не соприкасаться с бытом - все очень заняты своей работой, чувствами, внутренним миром. Но как-то исследователи реалий не учли, что у ученых и стюардесс могут быть дети, родители. Весь сюжет проходит вне этих скучных подробностей. Мне, кстати, это очень нравится . Это кино о молодых и, в общем, для молодых того времени. Но долго на таком внутреннем энтузиазме государство не смогло прокатиться. У общества отняли надежду, предсказуемость будущего и получили колоссальную депрессию, коснувшеюся всего населения страны.

Быт деревни так и не нашел своего честного воплощения в кино. От него концептуально старались уходить. Все было очень тяжело. От деревни много брали, но ничего не дали взамен…

Стремительно растущая урбанизация страны меняла и патриархальные отношения между людьми и внутри семьи. Дети отрывались от родителей, уезжали в другие края, города, республики. Появилось ощущение индивидуального пространства, внутренней свободы.

Мой отец уезжал из белорусской деревни поступать в мореходное училище в Петергофе. Это было начало 50-х. Вспоминает, что когда окончил школу и попросил маму дать что-нибудь поесть, то бабушка заплакала и ушла в этот момент. Есть было нечего… В семье было еще 4 брата, дедушка. Но это ничего не значило, увы. Папа грезил морем. И если бы не военное училище, то никакого документа на выезд он бы не получил. Паспортов еще не было. У сельских жителей появились паспорта опять же только при Хрущеве.

Вот, наверное, я и появилась на свет в это счастливое время, которое в нашей истории демографы еще называют бебибум. Выросли детей войны, и у них стали появляться свои дети.

Итак, возвращаюсь к быту первых хрущевок. Помимо ввода жилья, правительство озадачилось созданием структур, занимающихся проектированием предметной среды. С появлением ВНИИТЭ (институт мебели) в 1962 году был положен конец дизайну единичному, кустарному, полупризнанному. Начался период организации дизайна промышленного.
Так должны были выглядеть интерьеры первых хрущевок в Черемушках по замыслу архитекторов и проектировщиков.



В Москве и других городах стали проходить выставки зарубежного дизайна. Далее в тексте частично будут использованы фото и иллюстрации из книги Баяр О.Г. «Квартира и ее убранство», которые в свою очередь, были сняты в макетах типовых квартир на ВДНХ и на двух мебельных выставках 1959 и 1961 гг.. Тогда же и проводились конкурсы на лучшие образцы мебели.

Архитекторы в проектных институтах тоже время зря не теряли. Для типовых квартир, рассчитанных, в основном, на 3-4 человека скурпулезно просчитывали использование каждого квадратного сантиметра. Директор ВНИИТЭ Ю. Соловьев вспоминал как быстро старались нарабатывают опыт наши специалисты. В основном? это было посещение специализированные выставок, чаще в Лейпциге и Будапеште. В Москве прошли с феноменальным успехом американская и английская промышленные выставки. Как показывает многолетная практика, своя и чужая - такой живой опыт - это не книжки и журналы смотреть и читать. КПД намного эффективнее и быстрее.

Планировки однокомнатных и двухкомнатных квартир.




Первым, что советуют авторы одной из первых книг по интерьеру "Квартира и ее убранство"(1962) - определить постоянное место для сна каждому члену семьи. Да, именно, места, а не спальни. На эскизах варианты размещения мебели в однокомнатной квартире. Принципы мало изменились. Диван-кровать еще долго будет лучшим другом не одного поколения пятиэтажек. Так что, как бы там не подтрунивали над нами иностранцы, что раскладной диван у них используется раз в год для гостей, мы тоже держимся за свои традиции :))
На этих чертежах можно увидеть незаслуженно забытый прием использования раздвижных и складывающихся дверей и даже, штор-ширм. "В общей комнате, где одновременно занимаются и отдыхают несколько членов семьи, иногда желательно отделить альков со спальным место, детский уголок или место приема пищи, рабочее место и угол для отдыха. В этих случаях применяются простейшие переносные ширмы, шторы, свертывающиеся в рулон или раздвижные занавесы".

Эскизы с применением различных перегородок (раздвижные перегородки, рулонные шторы, ширмы, портьеры и пр..)









Не могу не привести еще одну цитату из книги, потому как она абсолютна актуальна и сегодня:"В современном жилище не должно быть мебели сложной, вычурной формы и с лишними деталями. Основное требование в квартирах современного жилого дома -простота и строгость линии, хорошие пропорции, высокое качество отделки.

I-й Всесоюзный конкурс на лучшие образцы бытовой мебели. 1958 год.
Мебель для общей комнаты. Высшая премия.
Авторы: К.К.Бломериус и Б.И.Зингер
Так же первую премию получили авторы мебели Аус, Кала, Умберг (эстонцы?)



II-й Всесоюзный конкурс на лучшие образцы мебели. 1961 год.
На нем больше участвовала организаций, НИИ и даже вузов.
Отмечены как лучшие:
Стеллаж в комнате. Автор Ю.В.Случевский
Набор мебели для детской комнаты. Авторы: ЭССР, фабрика "Стандарт"



В целях создания ощущения наибольшей свободы в комнате должно быть отдано предпочтение светлым тонам древесины, подчеркивающим легкость и изящество рисунка мебели. Новые методы технологии обработки древесины, применение прозрачных синтетических лаков улучшают декоративное качество древесины - выявляют естественную красоту ее текстуры и цвета. Интенсивные тона протрав, темные, темно-коричневые, свинцово-серые, применявшиеся в прошлом для обработки древесины (черный и серый мореный дуб, темный орех), придававшие мрачный колорит помещениям квартиры, уступают место светлым тонам. В отделке мебели следует отдать предпочтение мягкой отделке под "воск". Зеркальная полированная поверхность, отражающая другие предметы обстановки, своим блеском вносит беспокойную ноту в интерьер".
Сегодня самые экологичные и изысканные направления в мебельном производстве, как в высоком, так и массовом, вот уже лет 5-7 держатся на этих принципах. В общем, настоящее никогда и не выходило из моды.

Из личного архива...



В одной комнате находилось место и для детской мебели. Никакой хохломы! Светлое неполированное дерово, ножки из гнутой фанеры. Было даже детское кресло-качалка из этого же набора. здесь же и любимое красное кресло на ножках. А справа появилось складное кресло-кровать вместо манежной детской кроватки.



Конечно, ну какая же квартира военных без ковра на стене! :)) Но мама как-то элегантно им прикрыла или диван, или кровать.
На втором фото с мамой совсем даже не папа:)) , друг семьи, дядя Саша. Удивительного обаяния человек. Помню, что мне он очень нравился.
Улан-Удэ.1967 год.





Вообще, создание мебели в этот период проходило под знаком экономии пространства. Отсюда и мои любимые ножки, скругленные углы у столов и столиков, иногда совмещенных с лампой. Свободные стены. И если уж вешалась живопись, то для этих квартир внедрялась графика, король жанра 60-х - эстамп. Художники до сих пор вспоминают то благословенное время, когда по всей стране существовали художественные фонды, делавшие заказы от копий Крамского "Незнакомка" до, как только что написала, эстампа. У нас, кстати, над моей кроватью долгое время висел "Девятый вал" Айвазовского - папа все же моряк)

Благодарим нашего фрэнда STAROGITNOSTI за возможность использовать материалы книги Баяр О.Г. "Квартира и ее убранство", 1962 г.
http://starogitnosti.livejournal.com/869620.html

60-е

Previous post Next post
Up