Грустные размышления у афишы или мое ПРИНОШЕНИЕ-ДИВЕРТИСМЕНТ Новой опере

Feb 25, 2013 09:50

В Москве не так много театров, как может показаться со стороны. А если говорить о музыкальных, то их можно пересчитать по пальцам одной руки. Точнее, на мой взгляд, их два с половиной. Театр Станиславского и Немировича -Данченко, Новая Опера, и за половинку сойдет Большой с новой сценой. Да, еще Московская оперетта.
Конечно-конечно, есть у нас Геликон опера, которая в годы затяжного ремонта как-то сама-собой слилась, театр Покровского, детский музыкальный Н.Сац и даже оперный театр какого-то православного активиста. Но, все перечисленные, как-то очень однобоко участвуют в культурной жизни столицы на уровне домов культуры и самодеятельности. Но это исключительно мой рейтинг и можно с ним поспорить.
Печально, но факт. Опера, вообще, не наше традиционное все. На российских снежных просторах до недавнего времени царил балет. Но дотанцевали великие советские звезды и все, теперь в Большом балетные друг друга кислотой поливают... Или проходят концертные балетные сборники под... фанеру. Да-да, оркестровая яма есть, а музыкантов в ней нет. Такую чудесную картину смогла увидеть на вечере памяти Мариса Лиепы. Нет, наверное, там что-то идет, кто-то поет и танцует, но билеты стали абсолютно недоступны по ценам. Потому в моем рейтинге Большой половинкой и проходит, как какая-то виртуальная музыкальная жизнь...
Вернусь к афише Новой оперы. Что-то неладное почувствовала еще в прошлом театральном сезоне. То ли усталость артистов, то ли заезженность репертуара, пока даже не могу сформулировать, какие-то флюиды неслись со сцены. Может не хватало легкого дыхания.





Пожалуй, началось все с засилья балета в межсезонье. Театр, вообще-то, ОПЕРНЫЙ. И сцена у него не приспособлена для балета. Но в Большой уже давно никто не ходил, а кто и был, то забыл, как это должно выглядеть. Щелкунчик, Спартак(!), да что там, Лебединое озеро - приходите дорогие зрители:)) Труппы Василева и Касткиной, амбициозный "балет" Таранды... Мда...
Идем дальше. Как-то в разы увличилось количество концертов - 10 теноров Новой оперы, 10 сопрано Новой Оперы, сейчас вот - Послы молодой французской оперы. Последних, по-моему, "удостоили" чести выступить на лестнице, в афише это называет "Зеркальное фойе". Да, вот еще. Какие-то невнятные концерты в этом пресловутом "зеркальном фойе"...
У театра есть давняя проблема - нет места для хранения декораций. Они привозятся и увозятся на следующее утро после спектаклей. Но, ключевое слово спектакль и стало сейчас на вес золото. Вся это сборная солянка, на которую у дирекции не хватает синонимов звучит примерно так:

ПРИНОШЕНИЕ Марии Каллас,
Музыкальное действие или театральзованное представление - Брависсимо, Все - это опера,
Гала-концерты тех или иных композиторов,
Музыкальный дивертисмент "Россини",
10 теноров,
10 сопрано,
Короли симфоджаза,
Симфонический концерт с Вениамином Смеховым...
Из последнего - апофеоз - название мероприятия, позаимствованное из ресторанного шансона - "За милых дам!".

И это в ОПЕРНОМ театре. За последнее - гореть в аду. Пошлость на грани фола. Не знаю, как вы там товарищи-господа в дирекции, а я заливаюсь краской, читая это в афише. Мне стыдно. ЭТО НЕ КАБАК!!!







Понимаю, что смотреть оперу-спектакль - это уже роскошь! Куда как проще выставить артистов на сольные номера.
Зритель Новой оперы - это врачи, учителя, прочие представители интеллигенции. Возраст разный, но в основном, за 50. Пожалейте своего зрителя. Эти люди задыхаются от нашего тв. Они очень благодарные и рады и концертам. НО ОПЕРА - ЭТО НЕ КОНЦЕРТ, ЭТО - АНСАМБЛЬ артистов, музыкантов, дирижера и художников. Это сложно, почти подвиг. В ваших концертах, в лучшем случае, певцы исполнят дуэт. И это все очень скучно и извините, непрофессионально. Да, сочувствую артистам, их теперь загоняют в какие-то клубы, еще немного и поедут бедные на корпортаивы... Ну, а что? Высказался же Доминго о своем сольном концерте в Барвихе, тоже кстати, возглавляемый оперным солистом бывшего Большого Ворошило:"Первый раз в своей жизни выступаю в ресторане:))". Но утешение слабое.
Я часто бываю в Новой опере. Два-три раза в месяц. Она у меня рядом с домом. И упускать такой шанс - было бы верхом расточительности в наше
время. Билеты на спектакли покупаю месяца за два. За последние несколько лет они здорово выросли в цене. Особенно в партере. Последний ряд партера на Лоэнгрин - 800 рублей. Билетик перед спектаклем купить даже с рук - проблематично. С посещаемостью все в порядке. Для меня было удивительным читать в каком-то интервью заявления нового директора театра Сибирцева, что он собирается повысить посещаемость... Аллё, гараж? Товарищ-господин, Сибирцев, Вы, до своего назначения хоть раз были в этом театре???
Вот и повышает - гоняя артистов на какие-то невнятные концертные площадки - от клубов до музеев, и заполняя ПРИНОШЕНИЯМИ и сборниками лестничное пространство у раздевалок театра.
Пару раз было неловко на двух спектаклях. На Летучей мыши, нет-нет, музыка, певцы - все очень хорошо. Кроме пения в этом произведении есть текстовые вставки. Они на русском языке. И адаптировал шутки Арканов! Откуда, почему этого реликта с его сальными шуточками достали - неясно. Зрители в зале демонстративно вставали и уходили после очередной порции пошлости на родном (?) языке. Второй, это концерт "Опера&Джаз" 31 декабря какого-то года. Стоимость билетов - ого-ого. На сцене астрологический символ года - полосатый тигр, что уже как-то некомильфо для сцены театра. А потом было банальнейшее исполнение, например, арии Кармен и тут же эта же ария в джазовой инструментальной подаче оркестром Лундстрема. И так весь концерт, все два отделения. Если кто думал, солисты вдруг спиричуэлс начнут исполнять, сильно ошиблись. Так тоскливо и так бездарно выстроить программу - это надо было постараться. После того концерта - на джазы в Новой опере - ни ногой.
Справдливости ради отмечу две последние и очень хорошие премьеры - Каприччио Р.Штрауса и Трубадура Верди. И то и другое сделано замечательно. Вот только попасть на эти спектакли стало совсем трудно. Состав невозможно узнать даже в день спектакля. Во всяком случае, так бывает очень часто. Во время Крещенской недели на старый и уже чуть усталый и заезженный "Риголетто" был приглашен итальянский дирижер Фабио МастрАнжело. И вдруг, мы услышали, как чудесно может играть оркестр Новой оперы, как могут ансамблево, а не соло петь артисты. Но увы, даже
итальянец, не смог вытянуть третий акт, здесь, как всегда все певцы форсировали - может, кстати, это и последствия марафонных концертов.

НА-БО-ЛЕ-ЛО. Хочется процитировать Савву Игнатьевича (Покровские ворота) с его же интонациями. На глазах театр превращается во что-то совершенно иное. Наверное, поставлено задача - ни дня простоя. Вот и хлынула оперная попса со всеми этими "приношениями" и прочими имперскими балетами.
А ведь у Новой Оперы есть блестящие спектакли - Набукко, Любовный напиток, Риголетто, Каприччио, Мария Стюарт и другие. Но все реже и реже зритель может отыскать эти постановки в афише.
В России есть целые города, где отсутствует свой музыкальный театр, например, Курск. Думаю, жители на руках бы носили вас, если бы там были гастроли. Но зачем? В Москве солиднее, денежнее и почетнее. Хоть на корпоративах, хоть в "кастрюле" Спивакова, хоть в клубе... Жаль.
Хороший был колобовский дом...

клуб любителей оперы

Previous post Next post
Up