"Мне говорили: Рома, поезжай в санаторий ВЦСПС, трехразовое питание, пижама в полосочку"

Jan 31, 2013 17:36

Ну, да о полосочке хочется поговорить.

Не так давно попалась книга французского искусствоведа Мишеля Пастуро «История полосок и полосатых тканей».

Здесь я хотела бы не столько пересказать содержание книги (дело неблагодарное), сколько покорреспондироваться с автором .



Лона Штерн, Кресло в голубую полоску

Одним из основных постулатов француза, который меня зацепил, было исследование семиотического смысла полосок в западной культуре. А именно, полоски - дьявольская материя. Культурный код запада в восприятии полосок несколько раз претерпевал серьезные изменения, иногда прямо-противоположные.

Начнем:))

Во времена Средневековья одежду в полосу воспринимали как нечто низкопробное, возмутительное. В эпоху Возрождения и романтизма получили распространение «правильные» полоски - иногда даже символы свободы, а часто празднеств. Сегодняшнее восприятие их восприняло культурные коды всех эпох.

Почти полвека монахи-кармелиты на самых высших(папских) судах своего времени отстаивали право носить свои «форменные» плащи в полосочку. Монахи ордена кармелитов и общество не на жизнь, а на смерть бились за свое «священное» право носить полосочки. В Европе романской эпохи (начиная с 11 века), а именно, с началом крестовых походов, сложилось крайне негативное отношение к этим пресловутым полоскам.



Святой Альберт дает наставления кармелитам.



Монахи-кармелиты у источников Св. Ильи, Пьетро Лоренцетти, 1328г.

Иконография средневековья свидетельствует о множестве персонажей, традиционно носивших полосатую одежду - это еретики, шуты и жонглеры, палачи и проститутки, еврейские менялы и торговцы, ну и напоследок - сам Иуда Искариот. То есть на лицо - полосатые отверженные. Почему?



Визит врача к больному 14 век.



Рождение Каина, Франция 14 век

Одно из объяснений, по-моему, сложноватое, это то, что глаз человека (не замучено чтением книгой и прочими атрибутами цивилизации) тяжело воспринимал любые изображения на плоскости, где фигура недостаточно отделена от фона, трудно сфокусировать взгляд. Для этого достаточно вспомнить послойные изображения на иконах, как строчки в книгах, то есть, чтобы правильно «прочесть» изображение, надо начать с заднего плана и закончить переднем. Все с точность наоборот сейчас. С полосками нет ни заднего плана, ни переднего фона - пестрота и хаос.

Мишель Пастуро описывает только отношение к одежде, я буду прибавлять архитектуру и интерьер.

Полоска не знает статики, в средние века Фортуну, вращающую колесо судьбы часто одевали в полосатое платье.

Любой скандал оставляет после себя документы. Поэтому о полосатой одежде осталось немало документов. Например, знаменитая история и орденом Кармелитов.

После крестового похода Людовика IX (сер.XIII века) его сопровождали рыцари-воины, в их числе несколько десятков полосатых кармелитских монахов.

Орден Девы Марии с горы Кармель ведет свою историю с XII века, когда монахи-отшельники поселись в Палестине(рядом с горой Кармель). Кармелиты также были нищенствующим орденом, похожим на францисканцев и доминиканцев. Монахи эти преподавали в университетах Болоньи и Парижа. С наступлением тяжелых времен для крестоносцев покинули Святую Землю вместе с Людовиком IX. Итак, первый документально подтвержденный скандал, кармелиты носили плащ в полосочку (бело-коричневую или черно-белую). Были нарушены неписаные правило единообразной однотонной одежды.Простой народ стал называть их «мечеными братьями», что носили еще и подтекст незаконнорожденных. Что кстати, часто было близко к истине. Как говорят историки, крестовые походы - это походы младших братьев, оставшихся без наследства, ну и бастратов в придачу, добавлю от себя. Народное возмущение к монахом имело, конечно, в основе социальные претензии, особенно то, что те вместо своих аббатств предпочитали жить бок о бок со светским населением в городах. Людям не нравилось, что монахи побирались милостыней, при том, что у них были очень богатые аббатства. Кармелитам же доставалось до кучи и за полосатые плащи.



Битва евреев с хананеями, миниатюра, Париж, 14 век.



Тидей, преследуемый фиванцами. Книжная миниатюра, Франция, 14 век.



Марк и матросы Тристана, Франция, 15 век.

Полоски в европейской культуре проявлялись в разных ипостасях: от обозначения "чужой", "враг", "не свой"до предупредительных дорожных знаков и ассоциаций с постельным бельем. Пожалуй, пока ни один исследователь не озадачивался таким материал в изучении архитектуры и интерьеров.

Первым, что приходит на память из полосатой архитектуры - это флорентийский собор Санта Мария дель Фьоре и рядом знаменитый баптистерий Брунелески. Собор в Сиене и Прато. К слову, в перечисленных строениях использовался знаменитый серо-зеленый мрамор из города Прато, что в 30-ти км от Флоренции. Но эти соборы постройки уже 13 века. Изредка полоски встречались внтури готических храмов - иногда ими оформлялись ребра парусов на перекрестиях нефов.

Собор Сиены


Интерьер собора Сиены




Прато собор


Арка над входом, Прато собор


Базилика Сант Андрея в Верчели (Пьемонт)


Базилика Сант Андрея в Верчили (часть фасада)


На главной площади города баптистерий Брунелесски. Некоторые исследователи его строительство относят к 8-9 вв. Но оформление его фасада - 13 век. Интересная подробность, к полоске не относящаяся. Разговаривала в этом году с реставраторами баптистерия, они были потрясены: что многие мраморные плитки с сохранившимися античными барельефами. Их, что называется закатали в бетон, а снаружи отполировали.
Также аутентична колокольня Джотто, а вот собор самого фасада разрабатывал еще Арнольфо ди Камбио, но после его смерти у городских ткачей начались затяжные финансовые сложности, и закончили уже только в конце 19 века. Конечно, в сильно измененном от первоначального вида.



Полоски в чистом виде - это абстрактная реальность, а христианство, что раннее, что позднее больше предпочитало декоры, увиденные в жизни, например, растительные. Все капители романских соборов сплошь покрыты каменной резьбой плюща, аканта, лавра и прочего вьющегося и не очень. Оформление монастырских книг было таким же щедрым на эти растительные витиеватости.

Интересно, что с точки зрения средневекового мировосприятия полоски разрушали последовательность визуального изображения. Особенности прочтения таких изображений - от дальнего плана к переднему, с поэтапным считыванием каждого слоя информации. Для сравнения - с точностью до наоборот - современное прочтение картинки.

С полосками же нет ни заднего плана, ни переднего, ни фона, ни фигуры, существует лишь двухцветная плоскость, поделенная на количество полосок одного к другому цвета.

Более поздние эпохи стали приобретать новые смыслы в полосках. В Возрождение - это символы праздников и восточной экзотики. Также полоски были связаны и с символами чистоты и гигиены - нижнее белье и постельное.

Полоски не знают статики, они все время в движении. Фламандские живописцы 15-16 вв. иногда прибегали к следующей хитрости: они помещали персонажа в полосочку в центре картины, заранее зная, что зритель сфокусируется на нем. Брейгель, Босх,Мемлинг. В "Несении креста" Брейгеля, где живут более 500(!) персонажей, в самом центре помещается обычный крестьянин, ничем не примечательный, но один он в красно-белую полосочку. Полоски резко выделяются на фоне всей композиции, и на Иоанна и безутешную Деву Марию зритель обращает внимание не сразу. Христос и совсем потерян среди равнодушной и занятой своими делами толпы.



Несение креста, фрагмент, Брейгель

Полосатые флаги - естественное продолжение гербов старинных феодальных родов. С 17 века горизонтальные "плохие" полоски в одежде сменяются вертикальными аристократическими. Придворная игра в Восток, переодевания в султанов и султанш очень популярно в быту. И для этого достаточно было просто одеться в полосатое.



Книга турниров, конец 16 века.



Ханс Бальдунг, Три короля 1507г.



Знатная турчанка со служанкой, Лиотар, Жан-Этьен

С конца 18 века и началом американской революции наступила эпоха романтичных и революционных полосочек. Мода перекинулась из Нового Света в Европу.

Негативный контекст полосок средневековья практически исчез. Новая мода перекинулась на интерьерные ткани и оформление интерьеров - обои, пологи кроватей, опять-таки постельное белье. Отныне преобладает сочетание красного и белого, синего и белого, зеленого, желтого цветов.

Полоски зрительно увеличивают площадь изображения, придают ему динамизм, ВЫСВЕЧИВАЮТ поверхность, на которую они нанесены.

Чаще всего они встречаются во Франции, стране декоративных искусств, особенно в конце эпохи Людовика XVI и во времена стиля Директории.

А чуть позже французская революция будет прочно ассоциироваться с полосками. После 1800 г. полоски фигурируют уже не столько на одежде, сколько на мебельной обивке, стенах. В интерьере ВЕРТИКАЛЬНЫЕ ПОЛОСКИ ЗРИТЕЛЬНО УВЕЛИЧИВАЮТ ОБЪЕМ.

Именно поэтому в интерьерах времен Реставрации, состоящих из серии небольших комнат с низкими потолками, активно используются в частности, ковры в полоску.

Можно задаться вопросом, не было ли у "старых" горизонтальных полос, украшавших стены огромных феодальных замков, аналогичной функции, но с обратным знаком: благодаря им потолок кажется низким, а пространство более сжатым.

Коротко о полосках на постельных принадлежностях и морских полосках.

Многие столетия церковь регламентировала практически все в обычном быту христианина. Ткани, которые непосредственно соприкасались с телом, не должны были окрашиваться, особенно если использовались красители животного происхождения. Это считалось грязным и негигиеничным.Еще это и наследие протестантской скромности и борьбы с роскошью. Но с наступлением технических достижений в ткацком производстве сначала пошли на цветовой компромисс. Ткачи решили использовать полуцвет, то есть пастельную окрашенность полосок. Это не нарушало ни норм гигиены, ни социальной морали. Полуцвет подчеркивал чистоту и живость белого.



Свобода на баррикадах, фрагмент, Эжен Делакруа, 1830 год



Кокарда,Франция, 1791-1794



Максимильян Робеспьер, Портрет неизвестного художника



Портрет шведской поэтессы Ядвиги Шарлотты Норденфельт, Ульрики Фредерики Паш, 18 век

Это же явление относится и к стенам кухонь и ванных комнат, больничных палат, плитки для бассейна, бытовой техники и т.д..

Гигиенические полоски - порождение индустриально-технической революции.

Морская полоска ведет свое начало от полосатых трикотажных тельняшек, которые первоначально выполняли сигнальную функцию. Носили их только матросы и их должно было быть хорошо видно на судне. Постепенно одежда и ткани в полоску стали вызывать морские ассоциации. Обычай носить одежду в полоску сначала переняли рыбаки, потом яхтсмены и венецианские гондольеры. И на рубеже 19-20 вв. полоски, связанные с дальними плаваниями, перешли в область прибрежного отдыха.

Европа начинает открывать для себя морские купания и пляжи. Полосатые ткани тентов, купальные костюмы, дамские платья и зонтики, детская одежда. Началось все с нормандского побережья юго-запада Франции, курорты Англии и Бельгии продолжили это начинание. Накануне Первой мировой войны пляжи Западной Европы представляли собой уже настоящий театр полосок.

Во времена Бэль Эпок гигиенические процедуры были столь же важной составляющей курортной жизни, как и светские мероприятия. Купальный костюм врачи-гигиенисты предпочли бы видеть белым, но влажные белые вещи практически становятся прозрачными, но и темное в то же время нельзя было на голое тело надевать - все равно неприлично. Вот и потянулись полосочки. Практически весь 19 век, вплоть до 70-х годов пляжи полосились.

И сегодня полосатый купальник привлекает всеобщее внимание - из недавнего - триумфальное стояние Познера в полосатых плавках среди олигархических невнятных одноцветных. Чувствуют человек на чем пиар можно сделать:))

Продолжение следует..."Коротко о полосках на постельных принадлежностях и морских полосках"

история в деталях, Дневник дизайнера

Previous post Next post
Up