Марис Лиепа в Большом (апрель 2012)

May 17, 2012 11:09

С некоторым опозданием, но, все же, решила написать о концерте, посвященном памяти Мариса Лиепы. В начале апреля московские рекламные щиты неожиданно запестрели сообщением, что в Большом пройдет вечер, посвященный его памяти.



Замечательно! Марис Лиепа - кумир моего детства и юности. Я и сейчас замираю, когда вижу фото или видео с ним. Афишы с цартственным и роскошным Крассом очень украсили Москву на несколько дней. Да и Большой заиграл имперским блеском с его Крассом из Спартака. Марис не перестает быть интересен публике, хотя его нет уже более 20 лет. Причем не только любителям балета, но даже любителям желтой прессы. Яркий был человек. В прошлом году в журнале мы выкладывали
неизвестные фото Мариса.


Первым делом зашла в интернет, чтобы понять цену вопроса. Места в партере - 30 тысяч рублей, чуть повыше - 1-2 ярус первые три ряда 17 тысяч… Четвертый ярус, последние ряды - 4 тысячи.

Ну, что же. В силу естественных причин увидеть на сцене Большого Лиепу я не могла, так как после 1972 годы, он мало выступал на сцене любимого театра. А иногда, и сам не знал заранее, когда будет его спектакль. К тому же, билеты на балет с его участием мне все равно были бы тогда недоступны - от 100 рублей (советских!) до бартером дорогостоящих операций у хороших хирургов…

Наверняка, организаторы покажут документальные кадры с его выступлениями. Внятной информации, что же все же будет в программе вечера, узнать так и не удалось - все обтекаемо и не конкретно. Ну и ладно, мне хотелось только одного чуда - почувствовать магию его искусства, пусть через пленку, но в стенах Большого театра. Забегаю вперед. Да, самым первым номером был Марис собственной персоной. Показывали и немного Спартака, и Жизель, Легенду и другое из его репертуара. Понимаю, что умиления такого рода смешны, но вот, была счастлива до слез:) И очень благодарна нашей замечательной знакомой, которая отдала свой пригласительный билет.



Мне не хочется писать об обновленном интерьере, тем более, что совсем недорогоJ) всего за 500 рублей, в театр можно попасть на экскурсию и самим все увидеть. Я бы предложила организаторам также радовать людей, хотя 5-минутным показом хроники выступлений знаменитых артистов на той еще сцене. Сама бы ходила иногда на такие сеансы искусствотерапии :) Как интерьерщик, добавлю лишь одно - театр так долго реконструировался, что внутренний декор с его дурацкими «декоративными покрасками» под старину уже морально устарели , как и многое другое. Это, особенно, касается минусовых этажей. Понравилось оформление дверных проемов в фойе. Не понравилось - наличие очень дорогих буфетов и менее дорогих, но тоже ого-го , с бокалом Абрау-шампанского за 400 рублей. Ну, это мелочи.

Публика, наверное, в этот вечер была особенная, так основным спонсором мероприятия являлся Газпром. Мне не с чем сравнивать, так в предыдущий раз поход в Большой был в 1994 году. Может теперь зритель в Большом всегда такой.В фойе мелькали знакомые по прессе лица. Дамы в вечернем. Все вполне себе красиво, чинно, благородно:). В партере увидела Михаила Лавровского с Жаком Д’Амбуазом.

После 10 минут счастья хроники, стали выходит дуэты и танцевать номера из классического репертуара. И вдруг, я понимаю, что со звуком что-то не то. Еще в самом начале показалось странным, что нет столь любимых звуков из оркестровой ямы разогревающихся музыкантов.

Ладно, думаю, если уж в Новой Опере сцена туд-сюда выезжает, то в Большом возможно и не такое - вдруг оркестр с потолка спустят :))… В небольшой паузе между выступлениями муж, не поверив мне, что, кажется, танцуют под запись, заглянул в яму… Вы можете себе представить, чтобы в нашем все танцевали под фанеру?!
Справеливости ради, надо сказать, что теперь все концерты звезд балета проходят также. Диана Вишнева в Станиславского в своих недавних "Диалогах" также особо не заморачивалась на тему живого звука. Билеты в партер были от 9000 рублей. Но на балеты я хожу не часто, а на балетные концерты нкогда. Так что для меня это было неожиданным открытием.

Все понимаю, Андрис Лиепа готовил программу, это бизнес, все дела. Даже ожидала какого-то подвоха, но только не этого. Ребята, вы ведь не на гастроли за рубеж поехали, когда вывозить оркестр - ну, очень дорого. Хотя, Газпрому и это по силам, наверное. Но в родном нашем театре, неужели так можно относиться к зрителю, да и артистам. В Кремлевском дворце и в советское время балет под запись музыки практиковался, но, так никто ничего и не ожидал от таких "утренников".


Когда началось адажио из Лебединого с Семеняченко и Смилевски, поймала себя на том, что улыбаюсь, и что эту музыку, в принципе, отдельно от политических контекстов больше не воспринимаю.

Это ощущение усугублялось тем, что мягкий бортик ограждения партера от пустой оркестровой ямы визуально срезал ступни артистов, то есть я при своем росте в 165 должна была ну очень-очень выровнять спину, вытянуть шею, чтобы видеть фигуры на сцене целиком.

Очень ждала дует из Легенды о любви, тем более, что заявлен Цискаридзе. Увы, что-то в поддержке с Викторией Терешкиной у них не задалось, и было видно, что артисты с трудом заканчивают номер. Расстроены. Ну что же, бывает. Жаль.

Зал совершенно взорвали Анастасия и Денис Матвеенко своим па-де-де из Корсара. Денис совершал какие-то немыслимые прыжки и зависал в воздухе. Очень энергично и с блеском оттанцевала пара.

Второе отделение началось с Ильзы. Увы, говорят, у нее была травма, и уже сколько-то лет она не танцует. Минут десять она читала с выражением и придыханием свое воспоминание об отце. Воспоминания прекрасные. Читала ужасно. Было неловко, зрители старались не смотреть на сцену. Так нельзя, это даже не уровень самодеятельности.

После ее выхода, спас ситуацию от неловкой паузы Михаил Лобухин. У него был номер под песню Высоцкого «Все не так». Вы знаете, у меня сложилось ощущение, что Высоцкого снова запретят. Потому что опять-то в контексте нашей жизни, в этом зареставрированно-замученном Большом среди очень богатой публики, Владимир Семенович снова актуален как никогда, и про попов и про все остальное.

Активно не понравилось оформление концерта. Проекции на сетчатые задники может живописи, а может, и декораций меня почему-то удручало. Хотя, после пустой орекстровой ямы, это уже мелочи. Купила большой альбом, посвященный этому вечеру. Кое-какие фото выкладываю. Смотрите сами. У меня сложилось впечатление, что на чудесном имени Мариса Лиепы пропиарились все, кто хотел…








Артхроники

Previous post Next post
Up