Привет Баку, Тбилиси. День второй

Apr 13, 2012 11:42

Тбилиси нас встретил солнцем и очень сильным ветром.
Вид из нашего номера отеля.



Наш номер в отеле "Давид". Заселились мы утром, ночь - переезд Баку-Тбилиси. Душ, завтрак и прямиком на прогулку с гидом.








Подгоняемые ветром. Гуляли мы как-то так.


Одной из главных достопримечательностей, конечно, крепость Нарикала. Время основания крепости уже давно забыто - не то IV век, не то VI, не то VII. Нарикала - это, наверное, первое место куда надо пойти в Тбилиси. Хотя бы потому, что это лучшая смотровая площадка в городе. А внизу расположена площадь, которая раньше называлась Татарский Майдан, на ней буйно шла торговля.


Панорама города с Метехским храмом, открывающаяся с крепости Нарикала.


Вид с крепости - внизу расположены знаменитые тбилисские бани.


Бани стали элементом местной культуры. Это большие полуподвальные помещения, крытые каменным куполом с окном. Бани знамениты своими целебными свойствами благодаря сернистыми источникам, вода из которых прямо и попадает в бани. В Тбилиси много таких целебных источников. А первые родники были обнаружены в долине речки, протекающей сейчас через Ботанический сад. По легенде, царь Вахтанг Горгасал заметил, как раненый олень (или фазан) выпил этой воды и выздоровел. И на этих теплых источниках был построен "Теплый город", то есть Тбилиси.
Позже Иосиф Гришашвили (поэт) сказал: "Не побывать в них - все равно что приехать в Париж и не подняться на Эйфелеву башню". За этот рекламный слоган именем Гришашвили названа улица, идущая мимо бань.


От бань направляемся в районы старого города.
Типичный тбилисский дворик. Тбилиси всегда был очень многонациональным городом. Здесь мирно уживались грузины, армяне, украинцы, евреи, русские, турки, греки, поляки, курды и еще Бог весть кто, поэтому вот в таких вот дворик могли уживаться семьи различных национальностей, такой калейдоскоп не мог не отразиться и на архитектурный образ города.


В облике жилых домов явно прослеживается обусловленный местными традициями свободный подход. При типовом строительстве обязательным было точное выполнение фасада со стороны улицы, внутри же владелец имел право менять план по своему усмотрению.
Жилые дома 19 века в основном двухэтажные, иногда трехэтажные. Фасады оформляются просто, междуэтажная тяга и уровни окон подчеркнуты поясом простого профиля. Часто прямоугольные окна нижнего этажа на втором этаже сменяются арочными окнами с архивольтом.


Большую роль играют внесенные русским классицизмом ордерные начала, которые и определяют масштаб здания.


Украшательством фасада являются балконы, выполненные из дерева с четким рисунком выточенных перил, колонн и карнизов. Часто в галереи вставлялись разноцветные стекла, вносящие в архитектуру фасада живописный акцент.
Жилой дом на углу улиц Дадиани и Энгельса.


А вот как раз балкончик со вставками из разноцветного стекла, такие балконы - это уже редкость (район Сололаки).


Лестницы пристроены к зданию снаружи. Вход в комнаты - с балкона. Открытые балконы, или галереи, являются одной из обязательных, главных частей дома, и их площадь часто равна жилой площади.
Лестница дома на улице Лермонтова.




Балкон дома на площади Алавердова.




Деревянные балконы сменили открытые балконы. Балконы со стороны улицы уже не являются одним из главных компонентов жилища, теперь делаются открытые железные балконы, дерево совершенно не применяется. Большое внимание уделяется подъездам, вестибюлям и их внутренней отделке (но об этом в другой раз).


Встречаются в Тбилиси и яркие примеры Ар-нуво.




Вид на "Татарский Майдан" с другой стороны реки Куры, где расположен Метехский храм.


Бронзовый памятник царю Иберии Вахтангу Горгасали, он перенес столицу государства из Мцхеты в новый город Тбилиси.


Памятник возвышается на фоне святого Храма Метехи. Здесь молилась царица Тамара о своих победах, здесь одновременно были и храм и ее дворец. Этот храм, как и другие храмы Тбилиси подвергался разрушению, а потом полностью восстанавливались после нашествий и набегов монголов и персов.


В Тбилиси точечно проходит реставрация, реконструкция старого города. Дома либо сносят либо разбирают по кирпичику, а потом этот же кирпич пускают в ход при восстановлении разобранных домов.




Это новое строение, удачно вписанное в облик старого города, театр марионеток. Здесь же находится очень милое французское кафе.


После небольшого кофе брейка отправляемся дальше по городу.


Анчисхатская церковь - древнейшая каменная церковь, построенная в VI веке, она относится к числу тех сооружений, которые были выстроены вскоре после перенесения столицы Грузии в Тбилиси. Церковь Анчисхати - единственное строение, сохранившееся с тех времен.


Когда спускаешь к реке от храма Анчисхати, чуть правее Хрустальный мост - это именно пешеходный мост, что приятно. Совсем новое сооружение для Тбилиси, был спроектирован итальянским архитектором Мишелем де Люччи. В свое время строительство моста вызвало общественный резонанс, до сих пор идут споры. Часть населения считала неприемлемым размещать рядом с памятниками древней архитектуры настолько технологичное и современное творение. Но большинство согласились, что пора внести кардинальные перемены в архитектуру города, сравнивая появление моста Мира со строительством Эйфелевой Башни.






Перейдя мост, оказываешься в парке с чудными скамейками. Парк как и мост это новое в старом Тбилиси. И некий символ обновления Грузии. С приходом Саакашвили действительное многое изменилось.




Вообще парков и скверов в Тбилиси много, здесь любят проводить досуг тбилисцы.




Сквер в районе ул. Ахоспирели, улица небольшая всего 154 метра, но успела попасть в новостные хроники. Вокруг этого района сейчас разгорается скандал. Мы как раз были в этом сквере, когда телевизионная группа снимала материал об этом. Суть как раз в реконструкции этого района, площадь Ладо Гудиашвили, названную в честь знаменитого грузинского художника, отдали на реконструкцию частной компании по проекту, разработанному австрийской компании Zechner & Zechner (http://www.worldarchitecturenews.com/index.php?fuseaction=wanappln.projectview&upload_id=18360). То что проект выбивается из общего настроя старого города, видно не вооруженным глазом, кроме того, под угрозой здание созданное знаменитым архитектором советской эпохи Алексеем Щусевым.





Кроме парков, скверов и фонтанов в городе множество бронзовых скульптур и небольших миниатюрных фигурок из бронзы.
Вот это, например, увеличенная копия бронзовой фигурки тамады, обнаруженной при раскопках в Западной Грузии, находка датируется 7 веком до н.э.


А это летящий Параджанов. Скульптура сделана по фотографии его друга Юрия Мечитова, когда маэстро спрыгнул с лестницы.






Скульптурная композиция Берикаоба - грузинское народное гулянье или "Ряженые".




Чем для меня примечателен город, тем что он пока настоящей, пока старый центр не населен новоделом. Пока жители города держат сопротивление, они не хотят, чтобы город становился очередной кукольной псевдо-декорацией в угоду туристам, которых так сейчас ожидают власти и бизнесмены. Город настоящий своей стариной, осыпающейся штукатуркой, трещинами...
Продолжение следует...

Привет Баку, Тбилиси. День первый.

клуб путешественников, фотозаметки

Previous post Next post
Up