Все года, и века, и эпохи подряд...

Jan 19, 2012 15:31

Прогулку я бы назвала путешествие во времени, с одной стороны 20-е - 30-е с другой 600-летняя история и все это в шаговой доступности, уложиться можно в два часа.

История завертелась вокруг Симоновского монастыря, чего тут только не было. И татаро-монгольские набеги, и пожары, чумной изолятор и госпиталь при Екатерине II, наполеоновские конюшни в 1812 году, завод рыболовных принадлежностей в советские годы, но он все-таки выстоял.

Сейчас медленным ходом идут реставрационные работы, что будет после, никому неизвестно, так было бы прекрасно, если все оставили как есть, ничего бы не достраивалось, не замазывалось, не заделывалось. Почему обязательно здесь возрождать современную жизнь монастыря, ведь тогда обязательно изменится облик этого исторического места. Уже действует порядок на территории монастыря «не фотографировать», собственно почему, это же наша история…




Выдержка из Википедии: "Си́монов (Успе́нский) монасты́рь - мужской монастырь, основанный в 1370 году вниз по течению Москвы-реки от Москвы учеником и племянником св. прп. Сергия Радонежского - свт. Федором, уроженцем города Радонежа на землях, которые пожертвовал боярин Степан Васильевич Ховрин (монашеское имя - инок Симон - от чего и происходит название монастыря).
С Симоновым монастырем связаны многие ключевые события русской истории.
В 1379 году монастырь перенесен на нынешнее место; на прежнем месте (в Старом Симонове) сохранилась церковь Рождества Богородицы, в которой в XVIII веке были обнаружены захоронения героев Куликовской битвы - Александра Пересвета и Андрея (Родиона) Ослябы, сохранившиеся и поныне".





По выражению летописца, Симонов монастырь неоднократно служил "щитом Москвы против врагов".
Значение щита Москвы монастырю придали новые мощные стены, самые крепкие в Москве, которые, как предполагают историки, строил русский зодчий Федор Конь, строитель стены Белого города Москвы, и очень вовремя, потому что в 1591 году обители пришлось отражать набег крымского хана Казы-Гирея.

В Симонове была устроена оригинальная сигнализация с Кремлем. В стене пробито маленькое сквозное отверстие, через которое хорошо был виден Кремль, а рядом с отверстием - четыре квадратных окна. В случае опасности через них передавали световые сигналы в Кремль и принимали обратные.







Трапезная Симонова монастыря на высоком подклете, архитекторы И. Потапов, О. Старцев - (1677-80). Нижний этаж строения Трапезной имел имел служебно-хозяйственное назначение, в т.ч. для хранения продуктов. С западной стороны гульбище-смотрильня в виде башни, чтобы любоваться открывавшимися видами на реку и на Москву.

Трапезная сооружена в 1680 году на средства царя Федора Алексеевича. Начиналась стройка с Парфеном Петровым. Не угодил архитектор заказчику, не по вкусу пришлелся декор монастырским властям, поэтому заканчивать пригласили известного московского мастера Осипа Старцева, много строивший в Москве и в Киеве в стиле московского барокко.



Для общего представления Трапезной в целом рисунки архитектора Потапова Алексея Александровича (1866 - 11.5.1901), (Очерки древней русской гражданской архитектуры // Древности: Труды Московского археологического общества, Т.19)



Фасады Трапезной были раскрашены многоцветным орнаментом, имитировавшая каменную ограненную кладку, известная под древнерусским термином росписи «в шахмат». К сожалению, мне не удалось сфотографировать фрагмент рисунка. На такой же манер выполнены фасады некоторых сталинских домов, например дом на улице Большая Полянка в самом ее начале.
Вот как выглядело здание в конце 19-го века.



Церковь Сошествия Св. Духа при трапезной построена в 1700 году на средства царевны Марии Алексеевны, сестрой Петра I. В XIX веке к ней были пристроены два придела.









На заднем плане фотографии Древние Палаты - пятиэтажное здание в юго-западном углу Симонова монастыря называется "сушило" или "солодежня". Предназначалось для хранения монастырских продовольственных запасов. Здание было сооружено одновременно с трапезной палатой.



На втором и третьем этажах располагаются большие бесстолпные зальные помещения...А всего пять этажей вместе с чердаком, т.е. получается пятиэтажка! Для этого времени XVI-XVII веков - это прогресс! Скромность и аскетичность фасада была компенсирована ритмичным расположением окон и нижней галерей на столбах, ныне не существующей. С востока торцовую сторону здания украшала так же, как и у трапезной, фигурный фронтон.





Из всех оборонительных башен осталось три - башня Дуло; пятигранная Кузнечная и круглая Солевая. Дуло - то ли по внешнему виду, напоминающему пушку, то ли по имени татарского царевича Дуло, убитого с этой башни стрелой.
В конце XVII века, в эпоху, когда ценилось декоративное богатство архитектуры, башня «Дуло», как и остальные монастырские башни, получила высокий шатер со множеством небольших окошечек-слухов и двухъярусной смотровой вышкой.









Уже много сказано о том, как красноармейцы в 1925 году выносили имущество из монастыря, как были взорваны в 1930 году все церкви, большая часть стен и башни монастыря, как кладбище Симоновского монастыря пущено под бульдозер. Некоторые до сих пор пускают отравленные стрелы в существующий Дворец культуры ЗИЛа.

Не пора ли нам научится мириться с историей и создавать новое без разрушения старого, каждый раз наступая на одни и те же грабли, раньше рушили с идеологией «антиисторизма», сейчас для наживы, результат один, потом оплакиваем.

Квартал, образовавшийся вокруг остатков Симонова монастыря представляет некую квинтенсенцию нашей истории. Атмосфера потрясающая, я бы сказал кинематографичная, будь режиссером - снимала бы здесь фильмы.



Дворец культуры Завода им. Лихачева - это уже наше наследие, доставшееся нам от советского периода, его строили по проекту братьев Весниных в пику старому режиму буквально на останках монастыря и его кладбища. Сейчас это уже памятник архитектуры советского конструктивизма, который как нельзя лучше вписался в городской пейзаж Москвы.











Церковь Рождества Богородицы, в далекие годы была частью Симоновского монастыря, где проходили службы во славу героев Отечества нашего, в советские годы принадлежала заводу «Динамо», там находилась компрессорная станция. В 80-х храм передали Историческому музею под филиал и начался процесс восстановления, для всеобщего доступа выстроили своего рода коридор из бетонного забора, пролегающий по территории завода.













И здесь опять контрасты, казалось бы старая церковь, но в ее уже новом отреставрированном обличие и поношенные временем стены производственных корпусов завода. Почему-то стало безумно жаль этот завод, когда-то он был наполнены жизнью, выпускал нужные всей стране электродвигатели, необходимые как для городского транспорта, так для морских судов. Увы, изменилось время, изменились приоритеты.









Есть и другие соседи Симонова монастыря, кроме завода и дворца культуры, например раскинувшийся над рекой стадион «Торпедо», построенный в 1959 году, действует, открыт для соревнований и тренировок. И здесь атмосфера уникальная тренируешься, осознавая, что под боком вековая история, по-моему, это должно вдохновлять молодых спортсменов на победу.















В 97-м году стадион переименован и назван именем легендарного футболиста торпедовца Эдуарда Стрельцова. У главного входа на территорию спортивного комплекса знаменитому советскому нападающему открыт памятник, выполненный скульптором Александром Тарасенко.



Еще неприметно пристроившиеся соседи - это металлические гаражи, буквально обступившие монастырь с юго-западной стороны, взяв на себя функцию оборонительного щита к его подступам. И конечно жилые дома, расположившиеся по другой стороне улицы Восточной, хранящие дух времени 20-х - 30-х годов.







Задача у современных архитекторов не простая, проводя застройку вписаться в исторический облик района, так сказать в контекст. Из последней застройки вот такой «шедевр», оставлю без комментариев.


russian style, Москва, Архитектура

Previous post Next post
Up