Продолжаем выкладывать фото спектаклей Того Большего, которые еще ни разу нигде не публиковались.
Попробуйте хоть что-нибудь написать о Плисецкой:) О ней все все знают. Поэты, музыканты, президенты, самые выдающиеся люди планеты, если удостаивались такой чести, то уже много самых искренних и восторженных эпитетов высказали, или продолжают это делать.
Когда знаменитую балерину во Франции награждали Орденом Почетного Легиона, кто-то из советских функционеров высказался, что этим орденом награждают только борцов Сопротивления:)). На что Плисецкая остроумно парировала: ”А я и так всю жизнь сопротивляюсь». Она была настоящим легионером и смогла противостоять, как целой системе отношений , выстроенных в Большом, так, в общем-то, и государственной системе. В этом театре никто никого особо не ждет. И, если на первых порах, ей было просто трудно выживать. Те, кто ее знал тогда, говорили, что она жила в 7-метровой крохотной комнатке общежития Большого (за основным зданием театра), но и творчески выживать, каждый день доказывая, на что она способна в искусстве.
Меня потряс один эпизод ее биографии. В 1956 году Большой театр впервые в своей истории отправился в зарубежные гастроли в Англию в сильно усеченной труппе, Плисецкую не взяли. И тогда на сцене Большого она показала максимум , на что была способна, и танцем выразила протест за пренебрежение. Зал не иствовал. Плисецкую много раз вызывали на бис и поклоны, море цветов. Сказать, что она не на гастролях из-за «болезни» или плохой физической формы никто не посмел. И тогда особо отличившихся поклонников и саму актрису вызывали в КГБ для разговора. Вызывающий успех балерины был расценен, как акт гражданского неповиновения ее самой…, и ее поклонников.
Не считаться с ее талантом и успехом она никому не позволяла. Ее невозможно было не заметить, и «угощали ею» по выражению самой же Плисецкой руководителей всех стран и многих значимых, и знаменитых людей. Ею гордились, но и не доверяли. Не доверяли выезд за границу, а тогда это единственный путь к мировому признанию и известности. Кому же этого не хотелось? Боялись ее мнения, случайно оброненных слов, ее авторитета . Не вводили в новый репертуар. Так что ее балеты были вынужденной необходимостью, а не жаждой заняться хореографией. И она пробивала и эту глыбу косности, иногда невежества, зависти.
Сколько себя помню, день рождение Майи Михайловны было почти государственным праздником.
А помню это очень хорошо, так посчастливилось родиться с ней в один день: )) Самыми яркими для меня были ее два юбилея. В одном она танцевала «Кармен». В другом - «Болеро». «Болеро» просто потрясло. И это была уже вторая половина 70-х, а Плисецкая 1925 года рождения… И еще остался в памяти нескончаемый цветочный дождь с верхних ярусов. Слава богу, и после, чудесная балерина не давала повода о себе забыть. Не так давно, в силу возраста, сама она уже не могла уж очень активно выступать на сцене, но ее жесты, их смысл и наполненность…
Балерину приняли в труппу Большого театра 1 апреля 1943 года. Позже, она сама будет подтрунивать над этим, что ни к чему нельзя относиться серьезно в такой день.
Собственно в чем противостояние. У артиста балета отмерен срок - в 38 лет на пенсию. И потому, если хочешь сделать много, то считаешь каждый день. И талантливых много в этом театре, и заслуженных.
Плисецкая сделала прорыв в балете. Переплавила классику отчасти под себя . Ввела психологизм литературных сюжетов в танец. И жест, фиксация жеста доведена до абсолюта! При том, что у нее блестящая техника, зависающий на мгновение прыжок в воздухе, она ищет иных выразительных форм. И балет с ней становится настоящей ареной страсти.
У меня две съемки Анны Карениной. Одна со спектакля ориентировочно 1972 года. Вронский -
Мариc Лиепа, Каренин - Николай Фадеечев, Кити - Сорокнина, Бетси - Алла Богуславская, Станционный мужик - Юрий Владимров.
Вторая - несколько фото со съемок фильма-балета. Вронский -
Годунов.
Фото много. Выбираю не все, самые яркие. Остальное когда-нибудь еще опубликуем.