В связи с объявленным в России годом Италии, серия моновыставок по музеям столиц началась с Рафаэля. В Эрмитаже осталось две работы мастера (из четырех две продали в Америку в 1930 г.), одна ранняя, другая - не характерная. Смотреть портреты Рафаэля надо ехать в Рим, Флоренцию, Мюнхен, Лувр. А вообще, выставка одной картины - это всегда интересно. Ты не распыляешь внимание на остальные шедевры выставочного пространства, если они, конечно, присутствуют рядом. «Даму» выставили в зале итальянского Возрождения, но, так как Пушкинский (он же Цветаевский), изначально предполагался учебным музеем слепков, то окружение у этой дамы из собраний Румянцевских музеев Университета, ну и того, что еще смогли найти в частных коллекциях , относительно скромное (и хорошее). Портрет на этом фоне выглядит совершенным монолитом Возрождения, тем более, что он и создан уже в зрелую пору художника.
1.
Хотя, что считать зрелостью художника? :)) В 1505 Рафаэлю исполнился 21 год, он уже блестяще поработал во Флоренции и приезжает в Рим, где немедленно становится самым любимым и востребованным при дворе папы. Ну и, конечно, влияние Микеланджело и Леонардо. Технических трудностей для Рафаэля не существует. В работах он полемизирует с великими соотечественниками. Известна фраза, сказанная Микеланджело, случайно увидевшим фрески Рафаэля в Ватикане. Почему случайно? Потому что, основным условием художников была конфиденциальность исполнения работы, то есть никто, кроме папы не имел право зайти и посмотреть, что и как делает мастер. Увидев уже законченные фрески, явно выполненные под влиянием пластической мощи его же таланта, Микеланджело сказал: ”Вот к чему может привести упорное прилежание…». Имея ввиду, конечно, свое влияние на приобретенную во фресках манеру письма нового любимчика папы и всей римской знати. В это время Рафаэль был завален работой. Потому многие вещи выполнял лишь на уровне рисунка на картоне, остальное доделывали ученики и помощники. Кроме портретов - это работы в Ватикане (фрески) и участие в раскопках античных руин. Самыми известными из которых - гроты, в только что открытом Золотом доме Нерона (лоджии Рафаэля - те самые зарисовки «гротесков» , естественно, дополненные и допридуманные гением художника.
2.
Для России Рафаэль был недосягаемым идеалом имперского академизма, увы, выхолощенным, а на поздних этапах и совсем бездушным и отталкивающим. Отчасти можно понять критика В.Стасова, в полемическом запале 60-х 19 века, нападавшим не столько на великого мастера, сколько на засушенный в своем развитии академизм. Труднее понять Репина, который уж совсем отказывал Рафаэлю во всем. И смотреть в Риме, ему Илье Ефимовичу, нечего, кроме Моисея Микеланджело, все для него в Риме «пошлое, поповское» : «…а во главе с Рафаэлем старое, детское, что смотреть не хочется. Я чувствую, во мне происходит реакция против симпатий моих предков: как они презирали Россию и любили Италию, так мне противна теперь Италия, с ее условной до рвоты красотой» (Пчела, 1875. № 3).
Кроме того, существовал еще и литературный фантом искусства Рафаэля в России, особенно в 19 веке. Пушкин, увы, так и не попавший в Европу, знал творчество художника лишь по литографиям и рисункам. Но если и писал о мадоннах «чистейшей прелести» то, несомненно, имел ввиду художника из Урбино.
Но у Александр Сергеевич на все свое мнение и здоровый компромисс, потому в письме к Жуковскому, отзывавшемуся восторженно о великом итальянце, иронично парировал: ”В чертах у Ольги жизни нет, как в Рафаэлевской мадонне, румянец да невинный взор ». Что, как вспоминают современники, не помешало и ему через некоторое время быть побежденным таким взором:))
3.
В кабинетах Толстого и Достоевского висели фрагменты Сикстинской мадонны. А в пылу журнальной полемики с Репиным Достоевский периодически называет Рафаэля «господином Рафаэлем», как бы в пику Стасову, который, рассуждая и о Возрождении, и о его мастерах, все время вежливо ссылается на Репина: «Господин Репин».
По-своему, даже символично, что прежде, чем отдать Дрезденской галерее ее шедевры, в Пушкинском устроили выставку для всеобщего обозрения, где центром зрительского внимания была Сикстинская мадонна, хотя остальные шедевры были не менее известными, но и Рафаэль для нас больше, чем просто Рафаэль. Любопытная деталь - после войны, когда в 1948 году был закрыт музей новой западной живописи, фонды распределены между Москвой и Ленинградом, а с 1948 по 1953 год в Пушкинском экспонировались только подарки наций отцу народов Сталину, и лишь в 1955 году новое время началось с выставки спасенных шедевров Дрездена.
4.
До того, как стать «Дамой с единорогом» она успела побывать Св. Екатериной. На реставрации в 30-х годах убрали более поздние наслоения, а именно, плащ на плечах женщины и колесо (символ мученицы) на фоне пейзаже. На той же реставрации в рентгеновских снимках обнаружилось, что вместо единорога сначала была написана собачка, что давало исследователям думать, что портрет мог быть подарком жениху, так как изображение собаки являлось символом верности. По-прежнему, нет конкретных подтверждений о личности дамы . От версии, что это могла быть любовница папы Аександра VI Джулия Фарнезе, отказываются сегодняшние исследователи. Возможно, это Маддалена Строцци, вышедшая замуж за известного флорентийского вельможу Аньоло Дони.
5.
С единорогом так же нет согласия. Еще со средневековья это мифологическое животное символизировало женскую целомудренность. Здесь оно похоже на крошечную лошадку-ягненка с красивым рогом. А в преданиях это было свирепое создание, обуздать которое могла только молодая и незамужняя дева. Одним из ответов может быть указание, что чета Строцци жила во Флоренции в квартале единорогов, ну, вот название района таким было , а заодно и эмблемой семьи Фарнезе:)) Не хотят сегодняшние итальянские музейщики признавать эту милую юную и властную даму любовницей престарелого папы Александра Борджия, хотя, брат Джулии Фарнезе в будущем тоже станет папой римским, не без влияния сестры.
6.
Портрет удивительный, мощный, совершенный в свой выверенной гармонии и завершенности. Две колонны по краям картины служат дополнительным равновесием этой идеи. Чудесный воздушный пейзаж за спиной модели. Это новый тип портрета, предполагавший особое, вдумчивое общение с изображенным персонажем. Нет в нем места страстям, любым. Все пронизано грацией - категорией скорее эстетической, но и не лишенной сакрального смысла, пронизанного божественной красотой, одухотворенностью. Как иногда пишут исследователи грация Возрождения - это античная пластика, проступающая во всех видах искусства, в ваянии, зодчестве, в вазописи, в легкой поэзии, что вновь оживает у Рафаэля, как в русской лирике у Пушкина, в русской живописи у Ореста Кипренского и Карла Брюллова, в русской архитектуре у Карла Росси. Вот такие они истоки совершенной гармонии.
И чтобы все же убедиться, что Рафаэль Санти был еще и живым человеком, а не только богом от искусства хочется вспомнить, что художники часто повторяют :”Жил и умер, как Рафаэль!”. Имея ввиду и его талант, и его жизнелюбие…
7.
8.
9.
Примечание:
Фотографии сделаны 25 марта 2011г. на вернисаже в Пушкинском музее.