В галерее Проун на Винзаводе открылась выставка с таким неожиданно актуальным названием. Идея этого проекта вышла из эскизов к диафильму «Судьба барабанщика», которые куратор галереи Марина Лошак захотела выставить, но не просто сделать развеску по стенам, а соединить с предметами, с фото пионерского детства, максимально приближенного к гайдаровской повести по настроению и времени, обложками журналов, пионерскую скульптуру, в конце концов.
Художнику Андрею Волкову была поставлена задача сделать черно-белые фото на эту тему, но не иллюстрировать литературное произведение, а создать настроение тревоги, которое так характерно для гайдаровской литературы, с чем он замечательно справился. Тем более, что на стенах можно видеть не просто его фотоотпечатки.
Работа Андрея Волкова
Изображение перенесено на крафт и отретушировано автором. В результате получилась драматическая авторская графика. Героем-шпионом выступил сам художник, благо фактура позволяла создать этот образ - мужчина средних лет, крупного телосложения, большой открытый затылок, шляпа, свободные летние одежды. Внешне это очень напоминало актера Хохрякова, сыгравшего шпиона в художественном фильме 50-х. Техника, родившаяся в результате этого проекта, вдруг оказалась чрезвычайно актуальной - честная, не слащавая, позволяющая усиливать или уменьшать контрасты. Фактически, это становиться художественным документом времени.
Фотографии пионерлагеря из личного архива А.Волкова. Пионерлагерь треста "Щекингазстрой" (1958 год). На снимке, где спят дети - крайний у окна - друг А.Волкова - Саша Гупалов .
Можно поспорить о достоинствах самих эскизов к диафильму (1973 г.), но их много, любопытно рассматривать, как в экспозиции они создают ритмический ход кинокадра. Сделанные, конечно же, по мотивам знаменитого фильма с актером Хохряковым. Это угадывается в образе шпиона Дяди (имени в повести у него нет) и других персонажей, в композиции рисунков к диафильму.
Обаяние актера и попадание в образ в фильме настолько сильно, что все отличительные особенности внешности, как то - бритый мощный затылок, солидная фигура, шляпа - все это стало продолжением шпиона не только у Волкова, но и еще у нескольких персонажей, участвующих в фоторяду выставки - это Павел Хорошилов (зам.министра культуры), Михаил Швыдкой, Иосиф Бакштейн. Все они снялись в короткометражке про шпионов, которая также крутиться на выставке.
Проект получился свежим, не антикварным , немного актуальным, и в общем-то, понятным и близким зрителям, такие знакомые реалии нашей истории и радовали, и наводили грусть.
Сама мысль о вечно тревожном времени у нас в стране, может, чуть завуалирована под шутливую игру символов.
Но у нас, как это ни грустно сознавать, всегда все закольцовывается, и выбраться из этого нет никакой возможности. Имею ввиду, что поиск врагов, недоверие между государством и людьми, становится чуть ли не национальной идеей.
Работы Андрея Волкова
Гайдар писал своего «Барабанщика» перед войной. С настроениями в повести все понятно… Художественный фильм снят в 1955 году, фактически сразу после смерти Сталина. И хоть киносюжет уже отличается от первоисточника, но суть та же - кругом диверсии, враги, шпионы.
Может быть диафильм 1973 года у населения был дальше всего от этих тревог , но вот 2010 год - и снова идем по кругу - шпионы, шпионки. Выглядят они, правда, как - то легковеснее, но суть наших повторов не меняется. К слову, надо добавить, что над проектом и куратор, и художник стали работать еще летом, что видно из летних фото. Никто тогда ничего не слышал ни о красотке Анне, ни о других фигурантах внешней разведки, вот только дым сгущался над страной…, имею ввиду, и другую повесть Аркадия Гайдара «Дым в лесу», и самый, что ни на есть настоящий дым Отечества прошлого лета.
Так и живем…