"Под сенью струй" (или немного о фонтанах). Часть 1.

Jul 20, 2010 13:53

"Мы удалимся под сень струй ,"-говорил Хлестаков Анне Андреевне, имея ввиду совсем не тень от деревьев. У фонтанов можно прятаться от изнуряющей жары или слушать журчание и предаваться "дольче фаре ниенте", то есть сладкому ничегонеделанию - по-русски - мечтать. У знаменитых фонтанов везде одна и та же традиция - бросать монетку, чтобы вернуться. Сезон фонтанов - в самом разгаре. Хочется поделится впечатлениями о тех, что видела или еще нет, но стремлюсь туда, "как усталый путник к живительному ручью"(с).

Первые фонтаны появились, там, где и положено - в Месопотамии, Египте, Персии. И использовали их в первую очередь как источник питьевой воды. Для сохранения каналов и бассейнов, которые располагались вокруг (бассейнов) фонтанов, люди высаживали вдоль них деревья, кустарники, виноградные лозы. Можно сказать, что возникновению парников и садов человечество обязано именно фонтанам.

Фонтан большой любви.
Местонахождение: Вилла Адриана Тиволи (Италия).

Уже во времена Цезаря Рим был настоящим адом: жителей более миллиона (и это только граждан, рабов никто не считал). Шум, пыль, зловония Понтийских болот... Поэтому римская знать строила загородные виллы (чем наша хуже?). В 120 году н.э. у императора Адриана Публия Эпия (короче, Адриана) в местечке, что в 30 км от Рима, была загородная резиденция. На площади в 300 гектаров вокруг дворца по его приказу были воспроизведены в миниатюре самые знаменитые постройки Древней Греции и Древнего Востока. Сама вилла стала своеобразным памятником любви императора к красивому юноше Антиною, который во время военного похода Адриана в Египет, случайно (а может и нет, завистников у фаворитов всегда хватает) утонул в водах Нила. Сохранилось большое количество его скульптурных изображений. Антиноя после смерти обожествили, в его честь назвали город в месте его гибели Антионополь и небесное созвездие.



На протяжении 20 веков это место очень сильно пострадало и нужна хорошая фантазия и огромные усилия реставраторов, чтобы представить как тут все было организовано. Как и в любых местах, где что-либо строили римляне, основное, что всегда присуще их инженерам - акведуки (грубо, водопровод), канализация и термы. Это всегда и непременно. Будь то Париж, Зальцбург, Вена, не говоря уж, о более ранних римских завоеваниях, тем более на Аппенинском полуострове. Так что воды на вилле Адриана было очень много. Во-первых, это загородная вилла с парками , а как же без садов и фонтанов, термы - само собой. Вода стекала здесь отовсюду, с многочисленных водопадиков, каналов и ручьев, накапливалась в бассейнах, расположенных один выше другого.



Вода текла под мостами разных строений и выливалась в канал, занимавший всю середину долины; он имел двести двадцать метров в длину и восемьдесят в ширину. Здесь стояли изящные суда, сделанные, без сомнения, по образцу александрийских гондол, и предназначенные для императора и его друзей; до сих пор еще на набережной можно видеть остатки лестницы, по которой они сходили на суда, когда хотели прокатиться по каналу. На одном берегу его найдены были развалины около двадцати двухэтажных зал, осененных прекрасным портиком. Может быть, это было подражание тем гостиницам, в которых с таким удовольствием останавливался и отдыхал путешественник, отправлявшийся в Каноп (Египет, который так любил Адриан).



А вообще, чтобы представить размах работ на этой императорской даче, то достаточно взглянуть на площадь и дорогу, по ней проходящую. Вмятины от колес колесниц доходят , примерно, до 30-40 см. К сожалению, не нашла такого фото, но помню, что при посещении, почему-то именно этот факт сильно впечатлил. Не зря, здесь очень много подземных ходов. Не хотел Адриан и богатая знать, видеть и дышать пылью, слышать шум, от не прекращавшиеся работ по строительству.



Что касается самих фонтанов, то до середины 16 века, до наступления маньеризма и барокко, они были, в основном, невысокими, одноструйными, тихо журчащими. И когда пишут о роскоши древних водных феерий, то имеют ввиду целые водные комплексы, с фонтанами, в том числе.

Сад 500 фонтанов.
Местонахождение: вилла д'Эсте ,Тиволи (Италия).



Эта вилла находится в нескольких километрах от виллы Адриана, и отчасти возникла, благодаря и в подражание первой. В начале 15 в. руины виллы Адриана принадлежали семейству Борджиа. Папа римский Александр VI Борджиа обладал кровожадным нравом и не гнушался убирать своих противников любыми способами, включая яд и наемный кинжал. Его дочь Лукреция, словно подтверждала пословицу: яблочко от яблони недалеко падает. Чего ей только не приписывали! Безудержный разврат, политические убийства, отравления мужей и даже участие в оргиях с собственным отцом. От брака с Альфонсо д'Эсте у Лукреции родился сын Ипполито. И именно с его именем связана история чудесного паркового ансамбля, который был создан в Тиволи архитектором Пирро Лигорио, одновременно занимавшимся и раскопками, и зарисовками, и изучением виллы Адриана по соседству. Строительство парка началось в 1550 году. За 25 лет Лигорио выстроил парк водопадов, или Сад 500 фонтанов (иногда так еще называют виллу д'Эсте), - пруды, каскад королевы, каскад Сивиллы, аллея 100 фонтанов и самый знаменитый каскад "Орган".



Парк у подножья виллы представляет собой итальянский террасный парк, где на каждом уровне вода играют отдельную роль. Думаю, что сами террасы возникли благодаря фонтанам - технически значительно проще на верхней точке рельефа набирать воду в какой-нибудь резервуар, откуда она спокойно будет стекать по канал в силу естественной гравитации. Фонтаны Петергофа сделаны по такому принцип, где в отличие от Версаля никогда не ощущается нехватки воды - море рядом.



Кстати, именно фонтаны виллы д'Эсте послужили прообразом для обоих.



Вернемся в Тиволи. Если здесь на аллее 100 фонтанов - это еще почти традиционный античный подход к фонтанам - галерея одноструйных фонтанчиков, помноженная на три яруса, то - в остальном, побеждает новое отношение к действительности, философия раннего барокко (или, иногда, этот период называют маньеризмом). Стремление к сценическим эффектам, эстетизации декора стали отличительными признаками в искусстве этого периода. Художники культивировали представление об эфемерности мира и шаткости человеческой судьбы, находящейся во власти иррациональных сил.



Главный акцент на вилле - фонтан "Орган". Вот уж где театр и иррациональность совместились. И название фонтана неслучайно. Вода здесь использовалась и используется по сей день для создания музыкальных эффектов (современные аудионосители тут ни при чем). В свое время вода приводила в движение механизмы, имитирующее уханье сов, пенье птиц, стрельбу из пушек и другие звуки. Сейчас работает только один механизм фонтана Орган, имитирующий одну и ту же мелодию с пеньем и чириканьем птиц, образующуюся через органные трубы движением воздуха, выдавливаемого потоком воды и сводчатой полости. Сам механизм находится в беседке рядом с фонтаном. Помимо огромных скульптурных фонтанных композиций, есть тут и Рыбные пруды (архитектор точно такие же обнаружил у Адриана), имитации античных руин и пр.. В общем, вода здесь - стихия, в которую погружают каждого.


Архитектура

Previous post Next post
Up