(или дом, в оформлении которого участвовал Матисс)
Дом на Знаменке (Б.Знаменский переулок 8) почти неприметен в тени мощного фасада Министерства Обороны, скажу больше, попытка сфотографировать эту усадьбу Щукина постоянно пресекается патрульными солдатиками. А дом замечательный! Можно сказать. судьбоносный для искусства начал 20 в., особенно французского, в частности для Анри Матисса.
Именно для этого дома французский художник сделал свои знаменитые полотна "Танец" и "Музыка". Они должны были украшать лестницу на первом и втором этаже. Существует давно ставшим привычным разделение искусства на изобразительное, то есть собственно искусство, и декоративно-прикладное - в качестве меньшого, кажется, даже не вполне родного брата искусства высокого. Однако до недавних пор не было искусства более прикладного, чем живопись. Ее непосредственной задачей было украшение- "декорирование" - интерьера, к коему она и "прилагалась". Таким образом, картина обычно создавалась в расчете на вполне определенное помещение - будь то храм или жилище, - либо с реальной перспективой обретения оного в дальнейшем. Идея "писать для себя" с перспективой выставочного зала, еще лет 150 назад казалось бы абсурдом.
Дом С.И. Щукина
Дом, где с 1882 года стало жить семейство Щукиных, был известен как дворец князя Николая Трубецкого, предводителя московского дворянства, После кончины князя родовое состояние было прожито, а дом продан вместе со всей обстановкой, выполненной, как говорили, мастером отделывавшим Версальский дворец.
Интерьер "Гостиной Матисса" в особняке С.И. Щукина
Новые хозяева сочли нужным оставить убранство дворца прежним. Однако же, украшавшее его интерьеры собрание картин-передвижников было вскоре распродано. Это и понятно, в области живописи вкусы Сергея Ивановича были совершено иными, в этом Щукин слыл на то время большим оригиналом.
Если посмотреть на сохранившееся фото одной из гостиной, то отдаешь дань вкусу хозяина. В обстановке cо множественной гипсовой лепниной, богато и много расписанным плафоном, мебелью а-ля Людовик XV, ну никак передвижники не катят. На то они и передвижники-социалисты, чтобы выставлять как раз в выставочных залах и на ярмарках. Там их зритель. Ничего плохого под этим не имею ввиду, просто констатирую факт.
То, что в такую обстановку Щукин решил привезти французских импрессионистов, многих из которых он же открыл и раскрутил(как сейчас сказали бы) говорит о его вкусе, чувстве соразмерности.
Анри Матисса Щукин заметил еще в 1905 году в Париже на выставке Осеннего Салона. Реакция публики на его полотна была злой. Одни потешались, другие негодовали. О славе в то время он мог только мечтать. Появление коллекционера в жизни Матисса приходилось на тот момент не блестящим. Прежние его покровители Лео и Гертруда Стайн потеряли к нему интерес. А художественная ценность его живописи, впрочем, как и многих, кого собирал богатый русский фабрикант, были\а отнюдь, не очевидна. Принцип, которым руководствовался Сергей Иванович в выборе произведений для своей коллекции звучал так:"Если увидев картину, ты испытываешь психологический шок, - покупай". Интересно каким бы принципом он вооружился сегодня?
Зал Матисса в особняке С.И. Щукина
К 1918 году в особняке Щукина на Знаменке было уже 256 полотен, среди них 13 Моне, 50 Пикассо, 16 Гогенов, 38 Матиссов, а также Ван Гог, Дега, Сезанн, Марке, Ренуар. Матисс был любимым художником Щукина: его картинами был заполнен кабинет и даже гардеробная, развеску полотен в розовой гостиной делал сам художник, специально приглашенный хозяином особняка из Парижа. По заказу коллекционера Матисс написал два огромных панно "Музыка" и "Танец". К конце 1910 года обе работы были завершены и выставлены на Осеннем парижском салоне. В Серов, который был в это время в Париже очень неодобрительно о них отозвался. Сам заказчик тоже немного испугался своей решительности, но азарт взял верх. Единственно, о чем он очень просил художника - это внести небольшие изменения в работу и сделать фигуры, так сказать бесполыми.
Зал Сезанна в особняке С. И. Щукина
Зал Мане в особняке С. И. Щукина
Дело в том, что особняк Щукина являлся определенным культурным салоном в Москве - здесь очень часто проходили музыкальные вечера, выступал, в том числе, и сам Рахманинов, пел Шаляпин, бывали Дягилев Станиславский. Не говоря уж о художниках, которых хозяин любил собирать по воскресеньям. В галерею делались экскурсии. Известен случай, что когда к Щукину пришел Репин и увидел "Танец", то отшатнувшись произнес, что ноги его в этом доме больше не будет.
Щукин заплатил Матиссу 15 тысяч франков за "Танец" и 12 тысяч франков за "Музыку". До тех пор самая большая из картин художника стоила 1875 франков. Надо добавить, что Щукин занимался сбыто текстиля по всей России, и на собрание коллекции отчислял определенный процент от прибыли. Его соратник по духу и тоже купец Морозов был фабрикантом, но только уже сам производил текстиль, его возможности были более значительными.
К слову есть очень и смешное воспоминание о поведении жены Матисса после получения денег за выполненную работу.
Два революционных полотна не только изменили лицо современной живописи, они также сделали Матисса впервые в его жизни материально независимым художником. А стало быть, художником, который мог быть независимым в своем творчестве. О том, что это были за деньги, можно судить по такой детали. Гертруда Стайн записала в дневнике, что жена Матисса, Амели, взяла такси из центра Парижа до окраины Исси-ле-Мулино, где пара намеревалась арендовать на щукинский гонорар дом. Амели, строгая до скупости хозяйка, экономившая каждый грош, находилась в состоянии такого беззаботного, отчаянного счастья, что не отпускала такси, пока собирала весенние цветы вокруг будущего семейного дома. Стайн пишет: "В те дни только миллионеры могли себе позволить не отпускать такси". Кстати, дом в Исси-ле-Мулино стал первым и единственным собственным домом Анри Матисса за всю его долгую жизнь.
Дом Анри Матисса
К сожалению, все эти увлечения прогрессивными идеями, не прошли даром для Щукина и Морозова. Известно, что их постоянно "доили" революционеры сначала на добровольные пожертвования жертвам притеснений самодержавия, а дальше и шантажом.
В 1918 году собрания Щукина было национализировано. Бывшему владельцу было позволено остаться хранителем и экскурсоводом при своей коллекции, получившей наименование Музей новой западной живописи. В собственном особняке ему отведена была комната кухарки. Через год Щукину удалось покинуть Россию. Не обошлось без поддельных паспортов, бриллиантов, зашитых в мягкую куклу, и наверное, какого-то покровителя...
Автопортрет С. И. Щукина
В 1928 году щукинское собрание обрело приют под крышей бывшего морозовского особняка на Пречистенке 21 (сегодня здание Академии художеств). После войны в 1948 году встал вопрос о существовании самого Музея западного нового искусства, где главным знатоком и искусствоведом выступил Климент Ворошилов. И после его рокового "хе-хе" возле развернутых полотен "Танец" и "Музыка" было принято решение Музей расформировать. Часть картин влилась в собрание Пушкинского музея, остальное - в Эрмитаж.
Сергей Иванович Щукин окончил свои дни в Париже, дожив до 82 лет.
P.S.
Пока подбирала материал для этой статьи наткнулась на следующее сообщение:
Учрежденный в 2007 году указом президента Владимира Путина День предпринимателя (он же День российского предпринимательства) изо всех дней в году назначен именно на 26 мая, день самоубийства (по другой версии убийства Морозова) одного из самых известных российских бизнесменов. Наверное, такие знаковые совпадения бывают только в России.
Вчера как раз было 26 мая. Поверьте, никак не привязывалась к этой дате...