Из книги Антона Успенского "Между авангардом и соцреализом. Из истории советской живописи 1920-1930-х годов".
"...С формализмом боролись на всех фронтах: в музыке, в балете, в зодчестве. Архитектор Щусев, позволявший себе в силу характера бросаться фразами типа: "Уеду я из этой страны". не был причислен к "носителям" формализма и сохранил привычку выражаться довольно свободно. В конце 1940-х годов его обязали "прочесть доклад, обличавший формализм. Ему выдали написанный кем-то из "идеологов" уже готовый текст, который он перед аудиторией должен был всего-навсего огласить. Щусев вышел и, надев очки, стал прямо с листа читать незнакомый ему доселе текст. Доклад начинался словами: "В нашей стране полностью уничтожены трущобы". После этих слов Щукин задумался, снял очки и говорит: "Но зато появились коммунальные квартиры, а что хуже, я не знаю". Затем, надев очки, снова начал читать: "В нашей стране ведется борьба с формализмом, течением антинародным и безыдейным". Он опять оторвался от написанного и произнес: "Но назвать формализм безыдейным неправильно: всем известно, что Троянская война началась из-за форм Елены Прекрасной, вряд ли бы она началась из-за скелета". "Мы боремся за красоту нашего человека", - продолжил читать Щусев и вдруг, неожиданно засмеявшись, сообщил: "Когда я был молод, то задал своему учителю этот вечный вопрос: 'Что такое Красота?" И он мне ответил: 'Пойди и посмотри на Аполлона Бельведерского, а потом сравни его с собой'. Я так и сделал: придя из музея домой, я разделся, подошел к зеркалу, встал в позу Аполлона и увидел, какая я сволочь". И с подобными комментариями и "лирическими" отступлениями", к всеобщему удовольствию слушателей, Щукин проштудировал официальный, наждачный доклад".