Будучи в Шри Ланке, нам совершенно случайно довелось увидеть настоящую свадебную церемонию, которая проходила в отеле Полунарувы, где мы останавливались во время путешествия. Далее будет фоторепортаж, а сейчас немного информации о том, как проходят национальные свадьбы.
Как и большинство стран Азии, Шри Ланка отличается своими консервативными взглядами на семейные отношения. Юридически, а в подавляющем большинстве и фактически существует только одна моногамная форма семьи, другие формы брака в этой стране запрещены законом. Традиционные обряды сингалов мало изменились с течением времени, с той разницей, что теперь требуется обязательная регистрация брака. В Шри-Ланке преобладают браки по расчету, так как при заключении брака учитывается материальное положение и кастовая принадлежность жениха и невесты.
Однако, несмотря на рамки древних обычаев, женщинам Шри-Ланки больше повезло, чем например большинству женщин Южной Азии. Хотя исключительно женскими обязанностями остались по-прежнему приготовление пищи, воспитание детей, ведение хозяйства, но, например, такой обычай как затворничество замужних женщин и запрет вторичных браков при вдовстве здесь полностью отсутствует.
Сам свадебный обряд начинается со сговора между семьями жениха и невесты, причем сватовство начинает семья жениха. Девушка же, как правило, ничего не знает о женихе и видит его впервые в день прихода в ее дом. В процессе сватовства посредником может выступать специально нанятый профессиональный сват, или старший родственник одной из семей. Активное участие в создании будущей семьи принимает астролог, который посчитывает соответствие характеров будущих мужа и жены, определяет, есть ли причины, препятствующие браку. После этого астролог назначает благоприятную дату для первой встречи семей жениха и невесты. Гороскоп, который составил астролог, называется «сандхан-пота» или по-другому «лист для памяти». Ему придается очень большое значение, и он бережно хранится всю жизнь.
В день сватовства жених со своей семьей прибывают в дом невесты после полудня. В течение долгого времени длится беседа, которая происходит без невесты. После появление девушки беседа длится еще некоторое время за столом с закусками. Затем семьи договариваются о приданом, и при участии астролога назначается благоприятный день свадьбы, которая должна состояться не позднее чем через три месяца после знакомства.
Для сингалов характерны внутрисемейные браки между нэна и массина, то есть между двоюродными братом и сестрой.
В день свадьбы к дому невесты прибывает жених вместе с отцом, дядей и братьями. Жениха обязательно сопровождает член касты «хакуру», вместе с которым семья несет различные подарки: 70 мер риса, одежду, бананы, пять специй в мешке из циновки (имбирь, перец, горчица, черный и белый тмин), связку из ста бетелевых листьев, семьдесят кокосовых орехов, сушеную рыбу. Эти подарки должны как-то компенсировать расходы, которые понесет семья невесты. Примечательно, что при внутрисемейном браке эти подарки не доставляются.
Встречать жениха выходит массина - двоюродный брат невесты, чтобы получить выкуп из сорока листьев бетеля, без которого он отказывается впускать гостей в дом. Получая выкуп - «кадула булат», он, таким образом, отдает свои права на девушку жениху.
Получив выкуп, массина сопровождает жениха и его семью в дом. На пороге дома брат омывает ноги жениха из сосуда с водой, в который жених опускает золотое кольцо или монетку, которые становятся собственностью брата. Дом украшается белыми полотнами, которые развешиваются по стенам и кладутся на пол. Проходя по ним, жених должен обронить несколько золотых монет для служанки невесты. После этого гости рассаживаются для трапезы за столом.
После трапезы до рассвета гости проводят время за беседами и рассказами. С наступлением благоприятного по астрологии часа для совершения самого свадебного обряда жених и несколько мужчин с его стороны входят в комнату, где находится невеста.
Вот наша невеста спускается с гостями из номера отеля.
Одета она в праздничное сари, на ней семь украшений, которые символизируют будущий брак. В холле отеля на белых полотнах рассыпан рис, кокосовые орехи и листья бетеля. Он украшен глиняной посудой, светильниками. На стенах изображения богов Солнца, Луны и Земли. Тут же сооружена платформа, покрытая белым коленкором. Этот помост называется «магул-порува», на нем совершается самый торжественный обряд бракосочетания - «порува».
Сам обряд бракосочетания заключается в следующем. Невеста с женихом становятся на помост лицом в ту сторону, которую астролог считает благоприятной.
Церемония начнется в определённую минуту, которая высчитана астрологом.
Поэтому он постоянно следит за временем и смотрит на часы.
И вот час настал - Церемония началась.
Жених вручает невесте ткань, которой опоясывает ей талию.
Это означает, что муж будет одевать свою жену.
Родители связывают мизинцы молодых в знак верности друг другу.
Жених и невеста обмениваются подарками
В этот момент гости так же начинают одаривать молодоженов
В свидетельство того, что молодые берут обязательство обеспечивать и готовить друг другу пищу, они обмениваются шариками, слепленными из риса, и надкусывают их.
В конце церемонии новобрачные обмениваются листьями бетеля.
Отец невесты поливает водой на связанные правые руки молодых.
Здесь же их ждут официальные лица, которые регистрируют брак по законам Шри Ланки.
Вручается свидетельство о регистрации брака.
После окончания свадебной церемонии следует праздничный обед.
А это наши поздравления и подарок новоиспеченным супругам.
Отобедав, молодожены в сопровождении родственников, барабанщиков отправляются в свой новый дом, правда сейчас чаще этот дом заменяет отель. Вне зависимости от кастовой принадлежности свадебные обряды у жителей Шри-Ланки носят схожий характер. Хотя у сингалов, исповедующих христианство, венчание происходит в костеле, или христианском храме, ну а в остальном обряды мало отличаются от традиционных общесингальских.