Рождественская служба в Кафедральном Соборе в Риге

Jan 07, 2018 08:00

Кафедральный собор Рождества Христова в Риге - главный храм православной Латвии, кафедра рижских архипастырей. В соборе пребывают наши главные святыни, совершаются самые торжественные богослужения, под его величественными сводами проходят важнейшие события церковной жизни.
Расположение этого величественного православного храма в самом центре Риги символично, ибо именно православие явилось исторически первым христианским исповеданием, получившим распространение на латвийской земле. Место для закладки выбирал лично император Александр II.




Необходимость строительства в лифляндской столице нового кафедрального собора обсуждалась еще в конце XVIII века. Но практическая реализация задуманного осуществилась спустя сто лет. С благословения епископа Рижского и Митавского Вениамина (Карелина) в семидесятых годах девятнадцатого столетия был начат сбор пожертвований на будущий храм. Спустя полгода князь Багратион, будучи, генерал - губернатором Лифляндии, направил ходатайство министру внутренних дел России о строительстве в Риге достойного кафедрального собора в связи с возросшим числом православных. Решение вопроса ускорила стихия: во время сентябрьского урагана 1873 года ударом молнии был сильно поврежден Петропавловский собор, считавшийся со времени открытия Рижского викариатства (1836 г.) кафедральным. Рухнул верхний карниз колокольни. Огнем уничтожило часть росписи, позолоту. Без стекол остались окна. Собор, и без того крайне тесный и скромный по убранству, требовал большого ремонта. 17 февраля 1874 года правительство разрешило Св. Синоду выделить на строительство кафедрального собора и ремонт церквей 900 тысяч рублей, разделив эту сумму на шесть лет.



К возведению собора приступили в мае 1876 года, а 3 июля епископ Рижский и Митавский Серафим (Протопопов) совершил закладку первого камня в основание храма. Уже в начале стройки обнаружилась проблема: грунт на выбранном месте оказался ненадежным. Здесь когда-то протекала речка, впадавшая в городской канал. Пришлось опускать фундамент на 18 с половиной футов, и бетонировать подвалы. К началу 80-х годов сооружение здания было уже практически завершено. Но в это время царь прислал в дар собору набор колокольного звона - 12 колоколов, общий вес которых составлял - 1483 пуда 2 фунта (свыше 23,5 тонн). Самый большой колокол «Во имя Александра Невского» с изображением вензеля императора весил 800 пудов 20 фунтов (12,8 т). Все колокола отлил на заводе московского купца Н.Финляндского выдающийся мастер Ксенофонт Веревкин. По ходу строительства Р.Пфлугу пришлось искать новое архитектурное решение для их размещения. Созданный им проект оказался весьма удачным. Колокольня над главным входом не превысила высоты боковых глав. Выполненная в едином с собором архитектурном стиле, композиционно она сочеталась с главным объемом храма, соединяясь с ним крытым переходом. Все колокола были подняты с 12 по 26 июня 1882 года. Для подъема главного из них привлекли 800 солдат. Чин освящения колоколов в присутствии губернатора и других представителей местного управления совершил епископ Донат.



Строительство храма завершили к концу 1883 года. Его возвели пяти-купольным, в византийском стиле, по образцу собора VI века Святой Софии в Константинополе. Новый кафедральный собор был выполнен в виде продолговатого креста, с тремя алтарями, причем, последние выступали на западную сторону полукружиями. Главный средний алтарь освятили во имя Рождества Христова. Купола, венчанные крестами, значительно возвышались над центральным объемом здания благодаря двухъярусной структуре барабанов. Высота основного купола собора составила 40 метров. Над ним установили отлитый в Санкт-Петербурге восьмигранный крест весом 130 пудов. Купола были покрыты листовым железом и окрашены голубой масляной краской. Ребра куполов и пьедесталы под крестами покрыли белым железом с позолотой на масле. Удачно найденным декоративным приемом стало многоцветие облика собора. Желтый местный облицовочный кирпич хорошо сочетался с полосами красно-бурых цементных плиток. В оформлении цоколя и ступеней использовали прочный гранит. Силуэт храма виделся издалека, его подчеркнутая вертикаль глав уравновешивала значительную массу основного объема здания.



Художественное оформление и роспись собора осуществляли известные мастера XIX века - ректор Петербургской Академии художеств П.Шамшин, академик К.Вениг и В.Верещагин, профессор Васильев и художники Ф.Журавлев и А.Корзухин.
Необыкновенный по красоте собор был освящен 28 октября 1884 года.



Я была на Рождественской службе в этом Соборе.



Её совершал Митрополит Рижский и всея Латвии Александр.

image Click to view



Фото мои, информация о строительстве отсюда
Ночь с 6 на 7 января 2017 года

Рига, Храмы, православные праздники, Рождество

Previous post Next post
Up