Жизнь за кулисами. Ярославский Камерный театр.

Feb 02, 2007 00:46

Имеет ли значение для актёров, перед каким зрителем они играют? Замечают ли они кого-то персонально, обсуждают ли между собой то, что происходит в зрительном зале, и вообще, что делается за кулисами "до" и "после" спектакля, чем занимаются актёры во время антракта?
Ответы на эти вопросы в спектакле "ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ТРАГЕДИИ АЛЕКСАНДРА ПУШКИНА «МОЦАРТ И САЛЬЕРИ» НА УБОГИХ ПОДМОСТКАХ КОНЦА XX СТОЛЕТИЯ" Ярославского камерного театра.
Обаятельнейшие Владимир Гусев и Юрий Ваксман замечательно сыграли переплетение ситуаций в жизни и на сцене, посмешили и дали повод задуматься.
Вот как это было:
Перед нами - театральная гримёрная. В кресле невозмутимо попивает кофе из термоса готовый к выходу актёр, играющий Сальери. Вдруг за кулисами слышатся голоса - это помощник режиссёра ругается с актёром, исполняющим роль Моцарта, который каждый раз опаздывает на спектакль. "Моцарт" врывается запыхавшись в гримёрку, начинает готовиться к выходу. Оказывается, что кружева не глажены, чулки не стираны, грим по ночам грызут мыши, и он вынужден мазать лицо их экскрементами, парик одеть некому, потому что гримёр постоянно находится в отпуске, в графине протухшая вода, на зеркале толстый слой пыли, а в стакане муха сдохла, никто не убирает - уборщица уволилась. Всё это ужасно возмущает "Моцарта". «Сальери» удивляется: Вот ты столько энергии выплёскиваешь до спектакля, а играешь всё так же великолепно. На что «Моцарт» отвечает, что ему смертельно надоело играть один и тот же спектакль 25 лет по 2 раза в неделю, да ещё когда его ставят на замены невыпущенной премьеры «Лира», у которого уже было 8 генеральных репетиций. "Мы оба уже толстые, даже когда играем слона и бегемота в детских спектаклях, дети над нами смеются. Да и на «Моцарта и Сальери» уже никто не ходит. В последний раз в зале было всего 7 зрителей: один ненормальный, в очередной раз выпущенный из психушки, в 1-м ряду, две старушки из приюта в одинаковых стареньких платьях в 3-м ряду, солдат справа в 5-м, пожилая пара в ложе. Что они все делают в театре?" - говорит "Моцарт". «Сальери» спокойно поправляет: зрителей было не 7, а 9, ещё была пара в другой ложе. «Моцарт»: «Это уборщица, взяла привычку убираться во время спектакля!» «Да нет, уборщица уволилась, а это пара геев.» «А что они делают в театре?» У Сальери на всё находятся объяснения: «А что могут делать геи в театре? Их почти не было видно за перилами. Старушки не из приюта: они всё время сосали леденцы, а в приюте леденцов и денег на театр не выдают. Солдатик в увольнении, его девушка с другим, вот он и пришёл, где тепло и сухо, чтобы не мокнуть под дождём. Пожилая пара - молодожёны. Они интеллектуалы: вместо брачной ночи, у них поход в театр.»
Наконец звучит третий звонок. Актёры уходят за кулисы - к воображаемому залу, слышны реплики, гаснет свет, и они появляются перед нами уже в образах. Моцарт игрив, воодушевлён, приводит к Сальери слепого музыканта, встретившегося ему по пути, и просит его послушать. Показывает своё новое сочинение, играет его. Сальери в очередной раз поражён талантом Моцарта, он удивлён, как можно было, неся ему такой шедевр, обращать внимание на какого-то уличного музыканта. И решает его остановить, потому что Моцарт может создать ещё более гениальное, а что потом? Произносит монолог за кулисами, перед зрителями того спектакля, конец 1-го акта, слышатся аплодисменты. Но наш спектакль продолжается. Актёры появляются перед нами в гримёрной, и начинают обсуждать, что в зале сидит группа зрителей, которые громко разговаривают. «Сальери» предполагает, что это иностранцы из Туниса, которым переводчик переводит спектакль. «Почему именно из Туниса?» - спрашивает «Моцарт». И предлагает пари на ящик шампанского. «Сальери» отказывается. А голос помощника режиссёра в репродукторе сообщает, что антракт продлевается на 15 минут, так как присутствующие на спектакле гости из Туниса, находятся пока в буфете. «Моцарт» ликует по поводу того, что «Сальери» не пошёл на спор, ведь он никогда не рискует, а «кто не рискует, тот не пьёт шампанского». Они опять начинают перепалку: выясняется, что в жизни от одного к другому ушла жена, потом уехала за границу с богатым иностранцем и шлёт им теперь приветы. И вот опять третий звонок, продолжается спектакль в спектакле. Моцарт играет реквием, Сальери подсыпает яд в бокал, предлагает ему, Моцарт выпивает, в его голове проносятся различные мелодии, ему становится хуже… Аплодисменты. Актёры появляются перед нами опять в гримёрной. Начинаются выяснения, почему «Моцарт» ушёл с поклонов раньше, а «Сальери» приходится одному отдуваться. Голос помощника режиссёра в репродукторе объявляет участникам спектакля благодарность, и то, что завтрашний показ премьеры «Лира» отменяется, вместо него будет «Моцарт и Сальери». Затем в гримёрную приносят ящик шампанского от иностранцев из Туниса, и актёры ищут бокалы, из которых можно выпить. Появляется помощник режиссёра в образе женщины в красном, передаёт бумажный цветок от зрителя из первого ряда, того, которого считали ненормальным. Оказывается он из приюта, на те деньги, что у него появляются, он покупает билет и цветок у старушек, чтобы положить его у ног актёров, но ему кажется, что они не замечают этого. А ещё он молится в церкви за обоих артистов и Моцарта. За Сальери не молится. Гений и злодейство - вещи несовместные.
Очень душевный театр, этот Ярославский камерный. Не упустите шанс познакомиться с ним! Афиша гастролей здесь.

театр, гастроли

Previous post Next post
Up