Борис Альтшулер о переводе детей из интернатов в квартиры

Apr 18, 2013 02:49


Агентство социальной информации:

28 марта на заседании межведомственной рабочей группы по реализации законодательства в сфере социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с участием мэра Москвы Сергея Собянина была представлена новая модель социальной защиты населения Москвы и реформы интернатов. Теперь органы социальной защиты будут заниматься также вопросами профилактики социального сиротства.
О своем подходе к решению проблемы проживания и воспитания детей-сирот, перспективах системы восстановительной работы с семьей корреспонденту Агентства социальной информации рассказал заместитель председателя Комиссии Общественной палаты РФ по социальной политике, трудовым отношениям и качеству жизни граждан, председатель РОО "Право ребенка" Борис Альтшулер.
Б.А.: Выступая на совещании у мэра я, во-первых, подчеркнул, что весь многолетний опыт нашей работы показывает, насколько трудно что-то изменить на федеральном уровне. И поэтому такое огромное значение имеет планируемая московская реформа работы социальной сферы. Я также поддержал предложение директора школы-интерната N8 Вадима Меньшова об организации проживания квартирного типа для всех воспитанников интернатных учреждений, чтобы они жили в социальной среде, семейной обстановке. Ведь для этого не требуется никакого изменения федерального законодательства. Это чрезвычайно важная мысль. Она недавно возникла в коллективных дискуссиях экспертов. Обнадеживает, что мэр Москвы Сергей Собянин поддержал это предложение.
Корр.: Как можно реализовать такой перевод детей из интернатов в квартиры?
Б.А.: Нужно выделить квартиры из специализированного жилищного фонда Москвы. Они будут считаться подразделениями или филиалами организации, за которой числятся дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. В эти квартиры переселяются несколько детей с постоянно живущим там надомным воспитателем, который является сотрудником организации.
Ведь самое страшное для детей в интернатах - это жизнь в общежитии, отсутствие личного пространства и значимого для ребенка взрослого. Ведь мы, живущие в обычных условиях, когда говорим слова "дом", "семья", прекрасно понимаем, о чем речь. И нам очень трудно даже представить, что тысячи детей вырастают в условиях, где таких понятий нет вообще. Как правило, в обычных интернатах воспитатели постоянно меняются, а вечером уходят домой. А где вы видели, чтобы родители уходили от ребенка на ночь и оставляли его на ночную нянечку? В интернатах такая практика является нормой. Когда ребенок живет в семейных воспитательных группах, то там ситуация другая - воспитатели находятся с детьми постоянно. Причем они могут жить там же и со своей семьей.
Корр.: Какие перспективы у этого предложения и насколько оно "рентабельно" для бюджета города?
Б.А.: У московского правительства есть возможности это сделать хоть завтра. Нужно небольшое количество квартир из городского фонда. Переселить в квартиры можно как детей старшего возраста, так и детей с ограниченными возможностями здоровья. Например, это можно было бы сделать с детским домом-интернатом для умственно отсталых детей N15 в Москве, где находится 400 детей. В этот интернат стоит очередь из тяжелобольных детей, за которыми родители не могут ухаживать. Этих детей можно расселить в квартирах с постоянно живущими воспитателями. Правда, для этого нужно еще одно условие - организовать сопровождение, то есть оказывать профессиональную психолого-педагогическую, медицинскую и иную помощь на дому. Впрочем, такая поддержка нужна не только этим семейным воспитательным группам, она также нужна кровным и опекунским семьям. При наличии такой помощи родители не будут вынуждены сдавать больных детей в интернаты.
Такая система обойдется существенно дешевле для бюджета города, чем существующая практика. Например, сейчас интернат N15, с учетом огромного штата персонала и средств на обслуживание зданий, обходится бюджету примерно в 100 тыс. рублей в месяц на каждого ребенка. Это бешеные деньги! Существенно меньше требуется, если ребенок будет проживать в квартире - в кровной, замещающей семье либо в семейной воспитательной группе.
Если подобная форма проживания детей будет реализована в Москве, то это станет для всей страны примером. Это будет революция.
Корр.: Также на совещании у Собянина поднимался вопрос о создании системы восстановительной работы с семьей. Насколько Москва готова к реализации этой задачи?
Б.А.: Сейчас социальная защита Москвы создает так называемый социальный ресурс для работы с семьей. Везде будут службы сопровождения, но кто это будет координировать, пока остается непонятным. Это открытый вопрос не только для столицы, но и для всех регионов. Ведь работа с семьей требует координации множества служб. При этом в России существует опыт отдельных пилотных субъектов РФ (в Московской, Саратовской областях, Краснодарском крае), когда комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав стали координаторами этого процесса.
Также остро в столице стоит вопрос с тем, что московские суды занимаются "штамповкой" решений о лишении родительский прав. Многие решения о лишении родительских прав выносятся механически. При этом суды не заставляют проводить восстановительную работу с семьей. Это происходит потому, что нигде в стране нет системы такой работы.
По статистике, в России при высоком проценте выявления новых сирот реабилитационная работа с семьей практически отсутствует. В США или во Франции возвраты в кровную семью составляют порядка 70%. Там с того момента, как ребенка разделяют с родителями, начинается восстановительная работа с семьей. Вектор на восстановление кровной семьи очень сильный, а у нас он пока - нулевой. Хорошо, если Москва преодолеет эту инерцию.Беседовала Ольга Осипова

СМИ, Система семейного устройства

Previous post Next post
Up