(c) Green Anarchy # 10
Оригинал "Плуг, вероятно, сделал, в общем, больше вреда, чем меч..."
Как и некоторые из читателей, я также пленен надеждой коллапса цивилизации. Джон Зерзан и другие предоставили мощную критику нашей нынешней ситуации. Из многих путей достижения нашей надежды лучшего мира, в этой статье речь будет идти о революции повседневной жизни.
После взаимодействия с агрокультурой в течении большей части моей жизни, я согласен с Зерзаном в ее критике (по крайней мере, я от нее отказался). Она неприемлема. Я не верю в то, что может существовать устойчивое сельское хозяйство. Практически невозможно собирать огромный объем биомассы (пищи) с определенной территории год за годом, не повлияв при этом на почву. На обычных фермах не беспокоятся о земле и питают растения химически. Подобное приводит к разрушению почвы и способствует необходимости в химических удобрениях. Органические фермы пополняют почву и питают растения с помощью органических материалов. Их продукция обычно наилучшего качества. Но остается вопрос о том, откуда поступает используемый органический материал. Наиболее часто на органических фермах используются остатки с животноводческих ферм и рыболовных суден (sorry vegans). Животных с ферм обычно кормят химически выращенным зерном. Большинство органических ферм неустойчивы в долговременной перспективе, поскольку они импортируют питательные для них вещества из других областей. Они являются лишь одним звеном в сливании в туалет ресурсов нашей земли. Не говоря уже о количестве необходимого для этого топлива.
Существует несколько устойчивых способов выращивание пищевых продуктов, хотя это и довольно тяжело, не используя химические удобрения или животных. Садоводство и микрофермерство может использовать домашний компост и человеческие отходы. Китайцы создали устойчивую цивилизацию с помощью интеграции человеческих отходов обратно в систему. Масанобу Фукуока предлагает результаты выше средних, не используя ничего из-вне.
Но даже если бы все люди мира выращивали пищу подобным идиллическим образом, то это все равно бы не соответствовало мои критериям экологической чистоты. Сколько орлов живет на клубничных полях? Вы видели рысь в капусте? Вы не можете найти решение этих вопросов. В принципе, если вы покупаете обычные продукты питания (органические или нет), вы непосредственно поддерживаете ликвидацию и борьбу с дикой природой. Также я бы хотел напомнить читателю, что если ему/ей приходится употреблять одомашенную пищу, вегетерианская пища менее деструктивна, чем та, которая базируется на мясе, а фриганская - побеждает вообще любую.
Питание охотников\собирателей, с одной стороны, является наиболее совместимым с окружающей средой и, в некоторых районах, способно обеспечить изобилие пищи. При этом для того, чтобы быть элементом родной экосистемы, должно отсутствовать личное имущество, и должны быть необходимы путешествия между весьма разными регионами. Недостатком подобного является количество людей, которых способно поддерживать подобной питание. Я очень сомневаюсь в том, что нынешнее население способно вернуться к подобному существованию.
Я хотел узнать существует ли какой-то метод, который обеспечивал бы таким же количеством пищи на квадратный метр как обычное сельское хозяйство и отвечал бы экологическим критериям питания охотников\собирателей. Я искал общие точки между этими двумя мирами.
В этой статье, я буду называть их преобразованными системами питания собирателей. Это агролесоводство (agroforestry) и пермакультура (permaculture). Агролесоводство, решая множество экологических проблем агрокультуры, все еще существует в капиталистическом мире избытка. Пермакультура же интегрирует систему питания в большой всеохватывающий стиль жизни.
Одним из их принципов является зависимость от диких растений. Я считаю, что человечество не в состоянии улучшить природу путем селекции. Селекция обычно направлена на увеличение размера (содержание воды), решения транспортных вопросов (срок годности) и улучшение вкуса (содержание сахаров). В достижении этих вопросов мы ухудшили пищу. Недавние исследования показали высокое содержание антиоксидантов в диких фруктах, что несколько листьев одуванчика более питательны, чем салат. Поэтому стоить заметить, что повышение калорийности не является критерием превосходства пищевой системы. Дикие растения и посевные однолетнии растения могут сами же воспроизводиться, полностью ликвидировав труд необходимый для сохранения семян. Однажды посаженные многолетние деревья и кустарники требуют минимум ухода. Однажды собранные или купленные они уже не требуют вложений. Знание съедобных местных растений может превратить даже город в место радости собирателя. Дикие растения не требуют никаких особых знаний для выращивания и могут быть вызовом выращиваемым культурам. Они также не могут быть товарами потребления.
Другим принципом преобразованных систем питания собирателей является многолетнее производство, что предполагает имитацию леса, используя растения всех ярусов (деревья, кустарники, многолетних трав и луковичных). Поскольку частная собственность ограничивает передвижение, необходимо опираться на разнообразие съедобных\полезных растений региона. В мире существует буквально тысячи съедобных растений. Одной из возможностей наличия такого большого количества сортов культурных растений может быть возможность понимания генетического разнообразия и изучения наиболее подходящих растений - что может помочь уйти из цивилизации. Все это разнообразие в размерах и видах растений любителю покажется хаосом и обычные инструкции мало в чем помогут. Подобные системы являются весьма устойчивыми к рабскому труду и механизации.
Это лишь несколько принципов системы, устойчивой к наиболее разрушительным действиям капитализма. Такая система также совместима с окружающей средой и практически каждый может, в некоторой степени, участвовать в ней. Основным препятствием ее осуществления является ее несовместимоть с промышленностью, а также с порядком нашей повседневной жизни и культурной программой самовопроизведения. Пища, производимая ее, отличается от одомашненных продуктов питания, к которым мы привыкли. К тому же, взглянем правде в глаза, охотники\собиратели были оппортунистами и наша культура избытка производит большое количество возможностей питаться при минимальных усилиях.
Заинтересованным в реализации этих идей могут сильно помочь книги или тренинги по съедобным диким растениям, местным растениям, пермакультуре. Распознавание множества полезных растений может, на первый взгляд, показаться невозможным, но наш мозг предназначен для этого. Распознавание брендов в магазинах и аптеках - это измененная эта способность. Наконец, эта статья не нацелена препятствовать кому-либо, занятому растениеводством.