Anime

Oct 20, 2016 23:56

Shirobako



Ради разнообразия следующие несколько записей про ониму будут про сериалы, которые мне понравились. Shirobako я тоже таки смотрела фоном под лепку, но большую часть времени происходящее на экране меня занимало.

Вау, аниме про то, как делают аниме! Во время трансляции, у меня в ленте его весьма хвалили, но оно долго пролежало в to watch list, так как последние года анимы (да и вообще чего бы то ни было) смотрю немного.
Коротко: Animation Seisaku Shinkou Kuromi-chan, растянутая до 24 серий. В общем-то, ничего кардинально нового относительно уже показанного 15 лет назад, не наблюдается. Более подробно, менее комедийно, слишком много cute girl doing cute things.

Подробнее. С первых кадров левая рука тянется к лицу, правая с мышкой и курсором - к мусорной корзине. Клятва на дырках почиках, что, блять, это вообще было?.. К счастью, после начала первой серии и таймскипа из школы концентрация cute girl doing cute things сильно падет. Девочек разбавляют толстые режиссеры и аниматоры-отаку, бака-менеджеры и другие особи мужского полу. Сериал становится смотрибельным, но он оставил у меня очень много вопросов, которые не раскрыты в рамках показанного материала, или проходят по части "ох уж эти загадочные японцы".

Помню, в ленте в отзывах несколько человек писали, мол, лента про работу аниме-студии вышла даже слишком позитивная. Ну ок, в итоге студии удается завершать проекты, и они не проваливаются. Но сам процесс работы - такой ад, что у меня никак не удается назвать происходящее "слишком позитивным". Лично я истово ненавижу работать в условиях постоянного стресса, постоянной жуткой суеты, постоянных дедлайнов, постоянных просранных дедлайнов, просранных не тобой, а потом это твои проблемы, что кто-то просрал дедлайн, так как работа была совместная и т.д. Я не могу сказать, что сильно эмапатировала персонажам в этом плане, но меня очень утомляет подобрый ритм рабочего процесса и кривой workflow. Причем, даже если сама не вовлечена в процесс непосредственно. Уже эпизоду к 10-му поняла, что порядком устала от такой суматохи, выдирания волос в духе ААА МЫ НИЧЕГО НЕ УСПЕВАЕМ и беконечного бития поклонов с онегайшимасонегайшимасонегайшимас! Странный вид досуга: придти в какую-нибудь контору и целый день проводить в рутине и\или жуткой суматохе вокруг себя, верно?
Причем ОНИ ЖЕ ДЕЛАЮТ ОНЕМЕ - не спасает. Любая работа в подобном режиме превращается в ад со временем, подобные условия труда - лучший способ заставить ненавидеть даже, вроде, любимое дело. Поэтому самый лучший персонаж аниме - Хонда-кун, который бросил всех к чертям разгребать это ваше онеме и пошел печь тортики. Похорошел и похудел после избавления от постоянного стресса и сидячей работы! Не то чтобы он мне очень понравился, но оставил ощущение "все правильно сделал" (тм)

Дальше ряд вопросов нарастает, в основном по части все того же workflow. Я понимаю, что это аниме про то, как делают аниме, а не документальная лента, тем не менее, почему же со времен Kuromi-chan, за 15 лет, так мало изменилось? Почему столько аналоговых технологий, материалов и такая низкая производительность труда (когда речь не идет о прокрастинации у работников)? Почему не только базовые раскадровку и скетчи, но даже основную часть анимации рисуют карандашом на бумаге и бегают ногам\на авто за оригиналами? И только потом девочки-негры все это обрисовывают с помощью планшетов, делают промежуточную анимацию и т.д. Причем последнему уделено очень мало внимания, оно вскользь, на заднем плане. Я наивно думала, что сейчас уже гораздо больше сразу делают в цифровом формате.
Могу, впрочем, понять, почему продюсеры бегают ногами за оригиналами к авторам: те не обязаны иметь дома профессиональный сканер для оцифровки. Тем не менее, это все равно workflow уровня езды на собаках. Ну да, там был эпизод, когда им\они что-то должны были сразу залить в облако, а сервер упал, и случилась паника, и пришлось опять ногами бежать ТАК НАДЕЖНЕЙ.

Мне как-то довелось недолго поработать на производстве, которое работало вот точно так же, на собаках. Точнее - на покладистых женщинах и женщинах суровой советской закалки. Они бегали из отдела в отдел с бумажками, если нужная вот-прям-щас бумажка терялась, то работа типографии стопарилась от пары чаов до всей смены, и все продолжали бегать в панике вместо того, чтобы нормально организовать рабочий процесс. Разумеется, когда заикнулась, что вместо тупых бумажек, которые зачем-то распечатывают, приносят ногами (или не приносят), совершенно не известно, когда они понадобятся, а также жуткой амбарной книги, надо держать нормальную базу данных, на меня посмотрели, словно на идиота и еретика одновременно. Да ты что, глупая девочка! Вот как раз пару месяцев назад, у нас упала база, и часть ее так и не подняли, пришлось все вручную по амбарной книге восстанавливать! Конечно, зачем брать на работу еще пару-тройку админов и платить за сервера и резервное копирование, лучше взять еще одну тетку, которая будет все от руки переписывать 10 раз. Разумеется, в этом жутком месте я долго не задержалась, придя в полное охренение от такой растраты рабочих ресурсов и времени. Конечно, все упиралось в финансирование, промышленное ПО для workflow стоит немало, обучение персонала и т.д, зачем, если тетки продолжают работать? Самое грустное, что они и правда до сих пор продолжают работать, не разорились до конца, и работают все также на собаках -__- Мир полиграфии тесен, и хоть уже, увы, не имею к нему почти никакого отношения, вести доносятся с совершенно неожиданных сторон.

Ок, вернемся к Shirobako. Кроме того, что очень мало времени уделили использованию цифровых технологий (хоть что-то досталось 3D-шникам, тут уже никак иначе), совершенно стороной обошли финансовую сторону вопроса. Не помню ничего про источники инвестиций и финансирования самой студии, а также того, кто вообще всем этим занимается. Глава студии? Он что-то вообще делает, кроме как жратву на всех готовит? Потом оказывается, что это не просто такой дедуля-покровитель, а человек из старого состава студии, когда, пару десятков лет назад, она была куда более популярной и известной. Доходы и отчисления от рекламы по время трансляции? А, что-то говорилось в духе "продажи на DVD все равно были не очень". Возможно, для японцев эта часть работы индустрии - самое собой разумеющееся, но где покупка транслируемого сериала на DVD, а где мы. У нас ни нранстяций (ЗАПРЕТИТЬ ВСЕХ ЛОЛЕЙ ЧЕРТОВЫ ПЕДОФИЛЫ!), ни DVD (на них еще побираются... но зачем?). Да, лет 5-10 назад по обоим пунктам в РФ дала обстояли получше, но не выгорело оно с точки зрения спроса и затрат, да и скрепами всех накрыло.

В студии есть какая-то менеджер-тян, но ее работа не освещена вообще никак. Ок, видимо, создатели не хотели опускаться из своего замка моэ-тян и рутины до мирских финансовых вопросов. Но в сериале много внимания и времени уделяется вопросу "А ты, персонаж N, что вообще делаешь? Хорошо ли свои обязанности выполняешь? Насколько ты важен в работе команды? Справишься ли ты один, сколько нам надо таких? и т.д.", что полный игнор бухгалтерской работы все равно смотрится странно. Да и не одна тян, по идее, должна заниматься этой бухгалтерской работой, еще и маркетолог бы там не помешал (или информация об обращении в агенство) и т.д.

Во-вторых, как ни крути, главным стимулом труда и повышения его производительности является оплата этого самого труда. У японцев, конечно, не совсем типичный для нас формат капиталистических отношений, отношения компаний к наемным служащим и т.д. Там слишком много ДОЛГА, бесконечного сумимасена, онегайщимаса и бития головой в поклонах. Однако в Shirobako одна из основных проблем в организации рабочего процесса - недостаточная мотивация работников. Часть из них убивается за идею. В основном, это как раз стайка главных героинь, они молодые и энергичные, плюс находятся в положении "поработай смиренно 10 лет на Компанию, а потом уже смей не менее смиренно что-то просить".
Однако вторая часть явно никак не мотивирована получении результата. Им не платят, что ли, ничего? Или они какое-то полное дно, что и деньги их не мотивируют? Причем, тех, кого запирали, за кем бегали - это художественное преувеличение для остроты сюжета, ок. Но остальных прокрастинаторы, халтурщики и прочие. ВТФ вообще?
Лучше бы освещению этих аспектов работы и продакшена посветили больше времени, а не рефлексии главной героини относительно самоопределения. Ее слишком много стало в последней трети сериала, где уже начала проматывать, устав от однотипности происходящего.

И под конец - немного про работу ГГ, да. Должность "продюсер" обычно рождает в голове образ напыщенного зазнавшегося хрена, лениво раздающего указания, что нужно получить в итоге. Типа такого, каким здесь показан агент мангаки из второй арки, который играет в гольф вместо того, чтобы координировать работу между студией, экранизирующей мангу, и автором этой самой манги.
Но в данной индустрии продюсер - это чуть ли не самое нижнее звено, девочка на побегушках, постоянно бьющая челом в онегайщимасе. Достаточно странно, что на нее берут самых молодых и неопытных, притом, что от качества координации рабочего процесса зависит почти все. Учитывая особенность японского менталитета, не удивлюсь, если и ирл эта должность сочетает подобные несочетаемые качества и обязанности.

Также видно, что режиссер(-ы) - вовсе не боги, они тоже винтики, особенно в небольшой студии. Я всегда об этом догадывалась, поэтому обычно не придаю особого значения, кто там у какой анимы режиссер, в смысле, не строю из этого ВЕЛИКИЕ ОЖИДАНИЯ. Ну, и еще, лол, "когда мы уже, блять, решим, чем вообще сериал закончится, скоро последний эпизод сдавать?!" - у нас всех есть ощущение, что большая часть анимы так и делается, правда? хД

Итого: достаточно хорошо, чтобы сподвигнуть написать стенку текста и заставить задуматься о многих деталях работы, если закрыть глаза на девочек с дырками пончиками и выдержать высокую концентрацию атмосферы дедлайна в таком количестве. Сериалу лучше было быть в формате 13-14 серий, или разделиться на 2 сезона. Хотя все равно смотрела бы их вместе, скорее всего.

anime, полиграфическое

Previous post Next post
Up