A Song of Ice and Fire

May 14, 2012 16:31

Отдохнем от фото, внезапно буквы про буквы.
Очень долго не хотела браться за "Танец с Драконами" Мартина, т.к. уже многое забыла из последней книги (1-3 помню куда лучше, что интересно), а потом очень долго ее растягивала. Ведь новой ждать еще хрен знает сколько, и глупо прочесть все за разом за пару вечеров.

Потрясла мозг и старые архивы и узнала, что первые 3 книги серии разом читала в конце 2005 - начале 2006. Вашу ж мать, это же второй курс! Это было где-то в предпредыдущей жизни. Четвертую книгу читала, наверное, в 2007, когда ее перевели фанаты. И это тоже было давно. Так что там так усердно эти 6 лет писал любимый Мартин?

В отличие от многих детей и людей, которые не любят в книгах (особенно по началу чтения) длинные и витиеватые описания всего и всех, я всегда их обожала. Без подробных описаний местности, интерьера, одежды, черт лиц и эмоций персонажей и т.п. не представляю себе достаточно хорошо происходящее, не верю в него, не погружаюсь в мир или обстановку. Всегда обожала хорошие и точные описания, хотя не обязательно каждый раз описывать каждую складочку на платье, а делать это более лаконично и емко, то тем не менее. Терпеть не могу, когда автор "забывает" описывать внешность персонажей, особенно главного героя при повествовании от первого лица. Можно десять раз рассказывать, что, мол, автор оставляет простор для воображения читателям, но это все отмазки. Безликое чмо мне неинтересно, а особенно забавно становится, когда автор под конец книги или на каком-то только томе наконец дает описание персонажа, а ты представил себе его совсем не так давным-давно и получается нехилый диссонанс. Точнее, тогда плюю уже на авторское описание и продолжаю представлять по-своему, но если потом еще и экранизация вдруг...

Но, видимо, я старею. Читала и не могла отделаться от ощущения, что мне совершенно неинтересно раз за разом читать, что на ужин подавали в Ночном Дозоре, в какой токар облачали Дэни, сколько раз блевал Тирион и как мучился без пальцев и дрожал от страха Теон. Аналогично с жутким флудом и переливанием из пустого в порожнее у Джона с его одичалыми и у Дэни с ее рабами и прочей хренотой. Просто флуд какой-то, а не книга, ее можно было смело по объему порезать раз в 4-5. И добавить вместо такого растягивания резины лучше больше новых событий, которых все так ждут.

С одной стороны, очень рада наконец почитать еще Песнь Льда и Пламени, с другой стороны, слегка обижена на Мартина, что он халтурит, и за шесть лет написал всего лишь это. И уже только под конец книги до меня дошло, что еще неправильно с "Танцем". Где мои сочные и вкусные интриги? Неожиданные повороты событий и накал их ожидания? Персонажи-перевертыши и, в конце концов, десяток трупов из основных действующих лиц? По сравнению с первыми двумя-тремя книгами всего этого тут нет. Единственное новое - что еще один Таргариен жив. Все. Даже никаких сражений (ни поединков, ни батальных) нет. Мы всю книгу ждем, как собирается и ползет Станнис, как Станниса ждет Болтон, но в итоге не получаем ничего, кроме финального письма Джону с результатами (напоминает "быстрый бой" в Героях, хех). Хотя была уверена, что и этого не дождемся. Дени тупит и упрямится всю книгу, описывается вялотекущее, но нарастающее напряжение между Миэрином и Юнкаем, но начало долгожданной войны тоже отложено на следующую книгу.
Впридачу в этом томе слишком много времени уделено персонажам, которых не люблю или которые мне скучны. Хорошо хоть что-то написали про Арью и Серсею, а не заставили ждать еще 5 лет, чтобы узнать, что с ними стало. С Джейме, впрочем, фэйл. Всего одна глава - и ниочемная.

Кстати, тут пела дифирамбы всей серии, но не отписалась по конкретным персонажам и линиям, что сделаю сейчас.
Мартин нравится мне как галерея потрясающих, хорошо прописанных и разных персонажей. Обычно в таких книгах мне нравятся они все разом - именно за качество этого образа, а не личные предпочтения. Кто-то говорит, что поступки персонажей здесь нелогичны местами, но скажите, а люди в жизни всегда поступают логично? Да ни черта. И это в том числе предает им очарование.

Здесь и далее следует рассматривались не только персонажи как таковые, но и интересность глав о них.
Старки. Сразу было понятно, что не предназначены для этого жестокого мира со своей честью и благородством, за что и поплатились. Особо сочувствия к ним не испытывала.
Джон. Джон вначале выглядел более адекватным и вообще остался последним нормальным кандидатом на роль, если и не короля Вестероса, то просто центрального персонажа. Но, увы, в последней книге он столько тупил, что мне и его стало хотеться приложить головой о что-то твердое, чтобы смерзщиеся на Стене мозги на место встали. Поэтому мне даже не жаль его, хотя окончательная судьба станет известна только еще через n лет, когда Мартин соизволит разродиться новой книгой.
Арья. Странно, но на данный момент именно Арья - мой любимый персонаж. Она нравилась мне всегда, но после того, как выбыли, изменились или забыты Мартином другие персонажи, конкуренции не осталось. Очень жаль, что про нее в "Танце" всего 2 главы, но хоть эта, то 5 лет думала, останется Арья слепой или нет -__- Девочка-пацанка, она, в отличие от того же Джона, который по меркам читателей тоже вообще-то очень молод (14-17 лет, хотя уже потеряла счет, сколько прошло с начала повествования), но уже вовсю про "честь и долг", еще сохранила честную жестокость, присущую детям.
Бран еще ребенок и не вызывает у меня никаких чувств, хотя главы про него раньше были довольно интересными.
Кейтилин и Санса. Ох, этих теток всем, наверное, хочется приложить головой о стену. Хотя видела не один раз симпатию к Сансе со стороны мужчин-читателей, что порядком удивляло. Эти персонажи меня раздражали, но образы у них вполне жизненные. Такие бабы-наседки, которые и думать не могут ни о чем, кроме своих детей - не редкость по сей день. Наивные дурочки, ждущие принца на белом коне - тоже. Хотя Санса уже меньше стала раздражать плюс ее линию свзали с Мизинцем, поэтому хотела бы почитать про нее еще, но в 5 книге с этим облом.
Ланнистеры. Интересны в первую очередь тем, что они меняются. Старки вот не меняются, они просто умирают. Изначально Ланнистеры - гордые заносчивые Львы, Цареубийцы, золотые дети с большим золотым сундуком, интриганы и т.д. Но затем оказывается, что часть "подвигов" им приписана зря (пассаж с тем, что за большей частью интриг в Королевской Гавани стояли вовсе не они, а Мизинец и Варис), а представителей семейства начинают одного за другим менять или ломать. Обычно, когда привлекательных негодяев начинают отбеливать, то это навевает лишь скуку, но Мартин сделал это куда более изящно, это реально похоже на "сдвиг в характере". Джейме стал одним из самых интересных персонажей, потеряв руку, а Серсея вместе с уже упомянутой Кейтилин отличный пример того, что женщинам не место в политике.
Тирион, кстати, к 5 книге уже наскучил. Он уже не кажется таким остроумным, да и происходило с ним мало чего интересного, мотив "все мы тащимся куда-то всю книгу", который здесь про многих персонажей - далеко не самый увлекательный в литературе.
Дэни. Ох, Дэни - самый нелюбимый мною персонаж в Песне. Как не нравилась с первой главы, так не нравится и сейчас. Она очень напоминает мне Цири из "Ведьмака" (хотя, по идее, ее должна больше напоминать Арья). А Цири - это единственный персонаж Сапковского, который вызывает у меня откровенную неприязнь, в отличие от остальных, которые нравятся как отлично прописанные образы или просто безразличны. Свою неприязнь к Цири (бедная девочка, она ведь всего лишилась в столь раннем возрасте, столько страдала!) все не могла нормально аргументировать, но как-то arvester довольно точно выразила мои ощущения:

А вот я Цири категорически не перевариваю, но и как абсолютное зло - как пан Анджей - воспринимать никак не могу. Не могу, и все. Даже если просто обсуждать ее как личность... Ну не тянет эта капризная инфантильная девчонка на роль вселенского зла. Как, кстати (имхо, разумеется) не тянет и, к примеру, Сорокопутка - вроде ты. А вот Бонарт - вполне тянет. Настоящий злодей, классический.
И, если уж мы аргументируем свое мнение... Имхо, идеально о Цири говорит эльф. Просто идеально. В том диалоге (по памяти, поэтому извиняюсь, что не дословно):
- Куда ты пойдешь?
- В мой мир!
- Куда?
- В мой мир!
- Тебе надо поработать над произношением. Мне показалось, ты говоришь: навтречу своим прихотям.
Вот она - квинтэссенция образа Цири! Не оговорка это - не бывает таких оговорок!

Еще кусок не нашла (да, я рылась в архивах 2004-05 годов -__-), поэтому будет по памяти. Цири напоминает маленького капризного ребенка, который не хочет есть кашу:
- Ешь кашу.
- Не буду!
- Еше кашу!
- Не буду!!
Ешь кашу, говорят ему, запихивая ложку в рот, а он отпихивется руками и ногами. Но проходит 10 минут, и этот мелкий засранец, несмотря на весь шум и слезы, сидит и уминает за обе щеки эту самую кашу.
Т.е. вначале персонаж очень усердно упирается, всем орет, что не сдастся и не поддастся никогда-никогда! Но потом таки идет на уступки, а не последователен до конца. Причем его не раскаленным железом принуждают в этот момент.

С Дэни аналогично. Можно 10 раз говорить, что она маленькая девочка, как ей было тяжело, что она должна принимать решения как королева, а не в личных и интересах, но она не последовательна в своем упрямстве и упертости именно там, где не надо. Это и отличает ее от Арьи, которая действительно лучше умрет, чем сделает то, чего не хочет делать. Или найдет какую-то лазейку. Ибо у Дэни гибкость идет не от ума, а... шлюха она самая настоящая во всех смыслах. Перечислять даже нет нужды. Вся мура в Миэрине вообще какая-то лютая.
Если эту глупую упертую девочку Мартин посадит в итоге на трон Вестероса, будет очень и очень грустно.

Об остальных персонажах, из-за спины которых ведется повествование, мне или нечего написать, или Мартин на них забил, или если писать о каждом, то не закончу этот пост.

литературное, пан Анджей

Previous post Next post
Up