Теория ``мертвой зоны``.

Apr 27, 2014 21:24

Мертвая (слепая) зона внимания - один из вопросов, которым занимается когнитивная психология. Как работает в этом плане мозг и можно ли на него воздействовать?

- Слепота по невниманию - это неспособность заметить ясно различимый объект или событие в момент, когда ваше внимание занято какими-то другими объектами и событиями. Самый известный, ушедший из научной сферы в поп-культуру пример слепоты по невниманию - это «невидимая горилла». Этот эксперимент проводили Дэниел Саймон и Кристофер Шабри. Они показывали ролик, где две команды, в белых и в черных майках, играли в мяч, и испытуемых просили посчитать количество бросков мяча. Пока шел подсчет, в кадре через толпу играющих людей проходил человек в костюме гориллы. После просмотра ролика у испытуемых сначала уточняли число пасов, а потом аккуратно спрашивали, не заметили ли они чего-то необычного, и, наконец, выходили на вопрос о горилле. От 50 до 75 процентов людей не замечают такую подмену. Когда наше внимание занято какой-то сложной задачей, мы не замечаем того, чего не ожидаем, даже если действие разворачивается прямо на наших глазах.

Слепота к изменениям - это смежный феномен: неспособность человека заметить изменение с ясно различимым объектом, которое возникает в условиях краткого прерывания восприятия. Если вы моргнули или на секунду отвели взор и в этот момент что-то изменилось - вы можете ничего не заметить. Слепоту к изменениям, в свою очередь, иллюстрирует знаменитый «дверной эксперимент» Саймона и Левина, The Door Study, проведенный в кампусе Гарвардского университета: один из психологов подходил к прохожим c картой и просил показать ему. Примерно через полминуты разговора между собеседниками проносили дверь, которая закрывала их друг от друга. В этот момент экспериментатор менялся местами с одним из рабочих, несших дверь. Около 50 процентов невольных участников эксперимента не заметили подмены. Когда различия между двумя экспериментаторами делали более очевидными - например, один был в желтой строительной каске, а партнер, занимающий его место, в красной, - оказалось, что люди не замечают даже такие яркие изменения. Они могли описать внешность человека, который подошел к ним изначально, но не замечали подмены после того, как выносили дверь.
Методика, которой пользуемся мы при изучении «мертвой зоны» - это подобие детской головоломки «Найди отличия». В лабораторных условиях похожие картинки с незначительными различиями появляются последовательно. Сначала - оригинальная картинка, затем пустой экран, потом модификация, потом снова пустой экран, оригинал, модификация - и так до тех пор, пока человек не увидит, что же меняется на этих картинках. Измеряется, как правило, время поиска и точность опознания, иногда исследователей в принципе интересует, заметят или не заметят объект. Предполагается, что самый интересный объект изменения находится очень быстро, а объекты периферического интереса - дольше. Когда я заинтересовался слепотой к изменению, в ходе экспериментов я по случайности заметил, что на некоторых картинках люди очень долго ищут изменения возле того места, где находится главный объект. Так возникла догадка, что объект, находящийся рядом с центром интереса, попадает в защитную «мертвую зону», потому что мы просто не смотрим в те места, которые находятся совсем рядом с центром интереса.

Управлять «мертвой зоной внимания» очень сложно. Единственный эффективный способ - специально показывать человеку, куда он должен смотреть, чтобы увидеть какое-то важное событие. Тогда «мертвая зона внимания» становится центром интереса, и мы начинаем видеть все очень эффективно. В этом смысле мое сознание работает так же, как у других людей. Иногда я спонтанно ловлю себя на мысли, что долго не замечал потерянный предмет, находившийся рядом с другим, более интересным объектом, который произвольно или непроизвольно захватывал мое внимание. Только после нескольких безуспешных попыток, когда я несколько раз возвращаюсь к одним и тем же местам, я вдруг обнаруживаю его. Постфактум, когда я уже нашел этот предмет, я начинаю думать, рефлексировать и оценивать ситуацию - потому что я этим феноменом занимаюсь профессионально. Впрочем, я думаю, другие люди-непсихологи порой тоже задумываются об этом.
Владимир Петрович Зинченко, очень известный психолог, совсем недавно ушедший из жизни, описывал возможный эксперимент: мы последовательно зачитываем ряд слов, которые человек запоминает, а затем просим воспроизвести все, что он запомнил. Среди этих нейтрально окрашенных слов мы помещаем, например, бранное слово с яркой эмоциональной окраской - по сути, некий аналог центра интереса, то есть слово, которое точно привлечет к себе внимание. Слова в середине ряда всегда запоминаются хуже, чем в начале и в конце, однако есть гипотеза, что слова, находящиеся поблизости от эмоционально окрашенного или нецензурного, будут воспроизводиться еще хуже. То есть «мертвая зона» возникает в окрестностях самого главного слова, которое, может быть, окажется единственным, которое останется в памяти человека после этого эксперимента на всю жизнь. Но опубликованных результатов подобных исследований я не встречал.
Думаю, что феномен ``мертвой зоны`` связан с нашей биологией и нашей эволюцией. Чтобы собирать информацию о том, что вокруг, нам невыгодно перемещать наше внимание на маленькие расстояния. Если какой-то объект в силу своей необычности привлекает внимание и становится центром интереса, то, посмотрев на него, вам нет смысла перемещать внимание чуть-чуть в сторону - вы не соберете много информации. Лучше, если внимание сразу перескочит на большое расстояние, потому что там можно получить массу новой информации. Взор, как мы уже обсудили, следует за вниманием, и внимание перемещается крупными скачками, то есть возникают области, которые систематически игнорируются. Это и создает эффект «мертвой зоны». Это основная гипотеза, которую мы рассматриваем: человеку просто-напросто нужно собирать информацию из разных мест, чтобы эффективно составлять картину окружающего нас пространства.

мозг, психология, мертвая зоны, манипуляции, сознание

Up