В последнее время многие выражали интерес по поводу оформления банковской карточки, поэтому напишу здесь о своём опыте вместе с некоторыми рекомендациями.
В принципе, два самых популярных вопроса, которые возникают у людей:
- в какой валюте заводить счёт?
- какой банк выбрать?
По поводу типа карты обычно всё понятно. Простые карты типа VisaElectron или Maestro есть у многих, но у них много ограничений по использованию. Поэтому стоит ориентироваться на карты следующей категории -- MasterCard Standard или Visa Classic. Будем также считать, что золотые или платиновые карты читателю не нужны, иначе, скорее всего, он не нуждается в моих советах. Что же касается выбора конкретной платёжной системы -- это дело вкуса, и значимых преимуществ друг перед другом у них нет. Visa или MasterCard -- это как Mercedes или BMW, Durex или LifeStyles, Простоквашино или Домик в Деревне. Выбор за вами.
Для начала, нужно определиться с целями. У меня были следующие приоритеты:
- оплата товаров и услуг в Интернете, в том числе через PayPal;
- использование карты за границей, чтобы избежать возни с наличкой и поиска обменников.
Классические карты в принципе подходят для этих целей. Что касается валюты, то всё зависит от того, в какой валюте будут доход и расход. Нужно учитывать, что если валюта карты не совпадает с валютой, которую вы планируете зачислять на карту, то вы будете терять на комиссии при зачислении. В большинстве случаев придётся сначала менять деньи в обменнике банка, а потом нести к терминалу. Если валюта счёта не совпадает с валютой платежа, то при оплате будет выполнена конвертация по курсу платёжной системы, что обычно выгоднее курса банка. Поэтому я завёл рублёвую карту. Также, если бы я завёл евровую карту, а платить пришлось бы в долларах, то возникла бы проблема двойной конвертации. Некоторым решением проблемы являются мультивалютные карты. Это значит, что на карте есть три независимых счёта по трём разным валютам. Единственное удобство -- можно переводить деньги между счетами через интернет-банкинг, правда по курсу банка.
Что касается выбора банка, то подойдёт любой крупный банк. Комиссия у всех за классическую карту примерно одинаковая -- 600-800 рублей в год (хотя некоторых банков есть скидка со второго года -- у Сбербанка аж до 300 рублей). Важно заметить, чтобы не было комиссии за оплату в иностранной валюте (помимо собственно комиссии платёжной системы банк может сам взимать комиссию), но крупные банки этим вроде бы не грешат. Также выберите банк, который не взимает плату за допуслуги, если вы собираетесь пользоваться таковыми. Например, Raiffeisen вроде бы бесплатно присылает sms-уведомления (стоит ими пользоваться, либо регулярно проверять состояние счёта). Практически у всех бесплатный Интернет-банкинг, но не все йогурты одинаково полезны. Например, у разных банков разная система аутентификации. Raiffeisen использует шифрование на основе открытого ключа, поэтому нужно всегда носить с собой флешку с ключом, Альфа-банк присылает временные коды по телефону, Сбербанк заставляет получать коды в банкоматах (которые "всегда рядом", но отказываются выполнять любые операции, если в них кончилась наличка), хотя вроде теперь они тоже умеют присылать пароли по sms. UniCredit (во всяком случае, чешский) выдаёт
хардверные "калькуляторы", которые генерируют персональные временные пароли в зависимости от положения звёзд на небе. Решайте, что для вас удобнее.
Так вот, я в итоге выбрал Альфа-банк. Во-первых, у него довольно много банкоматов, все из которых зачисляют кэш, причём с нулевой latency, во-вторых
unshlakk посоветовал их интернет-банкинг, который якобы самый крутой на рынке, хотя он уступает как минимум UniCredit'овскому (ну вы поняли, мне больше не с чем сравнивать). Коротко опишу впечатления от работы с ними.
Техподдержка. Важный элемент -- техподдержка. Когда я выбирал банк в Праге, я написал письмо в 5 банков, 3 из них ответили за пару дней, остальные (в том числе Raiffeisen) не ответили совсем. В Москве я написал письмо в саппорт 30 апреля, интересуясь среди прочего, работают ли они в субботу 1 мая. Ответ мне пришёл только через неделю, но на вопросы ответили полно и чётко. Впрочем, для срочной информации есть колл-центр. Забегая вперёд, мне с ним пришлось сталкиваться довольно часто. Обычно ждать соединения приходится не больше пары минут, хотя однажды в пятницу вечером я так и не смог дозвониться, чтобы активировать карту.
Персонал. В офисе (Мичуринский-7) я был три раза, из них два пришлось ждать по полчаса. Работники не очень квалифицированные. Не всегда могут разобраться со своей системой. А когда я выбирал тариф, консультант обманул меня по поводу виртуальных карт. Дело в том, что карты банка из соображений безопасности (которых я не понимаю) можно использовать не для всех Интернет-платежей. В частности, нельзя прикрутить карту к PayPal. Для этого нужно получить специальную карту, привязанную к тому же счёту. В принципе, я к этому был готов, и хотел заказать такую карту сразу при оформлении основной. Но консультант меня отговорил, мотивируя это тем, что заказать карту можно бесплатно через веб-сервис прямо в тот же день и получить две карты сразу. Как выяснилось позже, есть два типа таких карт: MasterCard Virtual и виртуальная MasterCard Virtual. Первая -- это картонка размером чуть меньше обычной карты и без магнитной ленты, выдаётся на два года, заказывается по телефону бесплатно или в банке за 300 рублей (почему?). Вторая -- совсем виртуальная, получается моментально через интернет, но на месяц и стоит 60 рублей. То есть, при регулярном использовании придётся платить по 60 деревянных в месяц, что удваивает стоимость обслуживания карты. Таким образом, заказать НИКАКУЮ из карт бесплатно онлайн нельзя. Когда я позвонил по телефону, меня три раза перенаправляли, и выяснилось, что я не могу заказать дополнительную карту, пока не будет готова основная. Вообще, с колл-центром приходится общаться часто (например, для активации каждой карты), при этом для аутентификации каждый раз приходилось рассказывать свою биографию. Но, в отличие от офиса, в колл-центре сидят грамотные люди и не обманывают.
В итоге, основную карту мне сделали за 5 рабочих дней, дополнительную -- за 3, с учётом праздников прошли две недели, пока я смог платить в Интренете. Справку с работы не требовали, но попросили написать данные о работодателе.
В целом, несмотря на бюрократию и небольшие косяки, я удовлетворён обслуживанием. Единственное, меня бесит официальная транслитерация "Alfa-bank". Мне кажется, каждый раз, когда кто-то пишет alfa через f, бог убивает котёнка. А ведь на сайт alfabank.ru заходить теперь приходится часто. Такие дела.