Лев Вершинин продолжает публиковать свои ликбезы, за что ему большое спасибо. На этот раз - история вхождения башкир в пёструю Империю в десяти частях (
1,
2,
3,
4,
5,
6,
7,
8,
9,
10).
Попытаюсь крайне сжато пересказать 40 страниц этого интересного текста.
Спустя 5 лет после взятия Казани башкиры признали власть русского царя, став договорным народом, пользующимся многими привилегиями и существенной автономией. Эта ситуация долгое время была равновесной поскольку России башкиры были нужны (ясак, военная сила, земля), а покровительство русского царя защищало башкир от ханов с запада, калмыков с востока и казахов с юга. Бунты, в том числе и религиозные, возникали тогда, когда интересы местных чиновников и государства наступали на башкир сверх оговорённого в 1557 году лимита (незаконное переналогообложение при Петре, строительство крепостей, городов, уральских заводов при Анне и Элизабет). Ну а по всем законам международных отношений, крымские ханы да турецкие султаны, конечно, не гнушались подходить сбоку и плескать бензинчиком.
Противоречия достигли кульминации в 1773 году, когда пошла пугачёвщина с салаватщиной, и с башкирами просто необходимо было что-то делать. Однако по мере своего развития Российская Империя перестала нуждаться в договорных народах с перпендикулярным ей мировоззрением. Поэтому башкиров ждало либо закрепощение, либо истребление. Но учитывая их воинственность, Потёмкин возродил план Татищева по превращению башкир из народа в сословие, наподобие казацкого. А Павел I закрепил этот план в законе 1798 года, прочно и на взаимовыгодных условиях уложив башкирский кирпич в здание ширящейся Империи.