Nov 21, 2012 04:53
Написать захотелось сразу, как прочитал о смерти Бориса Натановича Стругацкого.
Точнее, после первых откликов на это неё.
Очень часто повторялся один и тот же лейтмотив: "умер последний Учитель", "умерла совесть".
Ребята, это и называется - "взросление".
Человек смертен. И рано или поздно для любого поколения наступает момент, когда все те, кто были для него нравственными ориентирами - умирают.
Теперь - сами. Раньше, когда были люди, которые "задавали тон", было легче. А теперь время стать на их место. Я абсолютно верю в искренность эмоций и фраз о том, насколько велика эта потеря для многих из нас. Но теперь должно придти осознание, что мы - да, вот мы, которые сейчас живем - должны становиться на место тех, кого уважали, кого слушали, кого, в конце концов, боготворили. Ну, потому что наша очередь. И если мы действительно уважаем ушедших, если мы правда считаем их учителями - значит, надо теперь быть такими, которые не хуже.
И это про нас должны потом сказать - "мы учились у этих людей", а про кого ж еще? Горечь утраты - это, прошу прощения, недолгая эмоция. Проявление не показного или сиюминутного, а настоящего, истинного уважения к Учителю - это когда наши ученики будут относиться к нам, как мы относимся сейчас к нашим Учителям. Это теперь наша работа.
Неправда, что "умерла совесть эпохи" - это вот наша задача её унаследовать и сделать так, чтобы она НЕ умерла. Почему "умер последний Учитель"? Становитесь сами Учителями. Берите и развивайте, блин, а не хороните. В конце концов, именно этому нас ушедшие - в том числе Аркадий и Борис Натановичи Стругацкие - учили.
Времени на это, кстати, совсем немного. Всего-то промежуток между словами "ушел последний Учитель" и "не осталось никого из нашего поколения".