Моё открытие Нарымского края

Jan 11, 2024 11:22



Земли, расположенные к северу от Томска, до этого лета были белым пятном на моей карте путешествий (думаю, что не только моей). Крупных поселений там нет, едут в этот уголок в основном газовики и нефтяники, но не туристы. А между тем это территория исторического Нарымского края. Ещё в эпоху Бориса Годунова там построили первые крепости-остроги. С их помощью контролировали речные пути, ведущие в восточные районы страны.



Дело было в начале августа. Утром выехали из Томска. Через 3-4 часа остановились на обед. Завернули в деревню, где работала газпромовская столовая. А эти коровы просто проходили мимо.



Дорога в северные районы Томской области пролегает по левому берегу Оби, а Колпашево (город, куда мы направлялись) расположен на правом. Зимой попасть туда  можно по ледовой переправе, а в теплое время единственная возможность - путешествие на пароме.



И вот мы форсировали Обь. Паром уехал в обратный рейс. Знакомимся с новым местом.



Колпашево. В наши дни это райцентр с 20 тысячами жителей. А в царские времена поселение было известно как один из пунктов  на важном речном пути.



Ми-8 на постаменте напоминает, что когда-то в Колпашево можно было попасть и по воздуху. В 3 километрах расположен аэропорт, который активно использовали в Советские годы. Сейчас регулярных рейсов нет.



Колпашево изначально село. Считается, что назвали его по фамилии казаков Колпашниковых, которые прибыли сюда по Оби. Первые дома строили в считанных метрах от реки.



Прямо у воды остатки старых построек. Часть некогда главной улицы ушла под воду.



Трубы в никуда. В этом месте Обь делает резкий поворот, подмывая берег.



Как рассказали местные жители, примерно через 100 лет Обь дойдёт до современного центра Колпашево. Это, конечно, если не строить защитных сооружений.



Один из уцелевших старых домов.  Его перенесли в безопасное место.



Второй деревянный этаж - старая изба, которую установили на заново отстроенное каменное основание.  Аккуратно разбирали, а потом собирали.



Несколько слов об историческом Нарымском крае, на просторах которого мы находимся. Ещё в начале XVII века царское правительство основало два острога - Нарымский и Кетский. С их помощью контролировали водные артерии.



Со временем у одной из крепостей вырос город Нарым, ставший в XIX веке уездным центром. Как и Колпашево он расположен на правом берегу Оби, до него отсюда по прямой 100 километров.



Этот уголок Сибири славился пушниной, а ещё по реке Кеть (приток Оби) пролегал водный путь в Енисейские земли. По реке двигались царские послы, а также переселенцы.



И вот мы уже в современном городском центре, куда через 100 лет может дойти Обь.



Продолжим изучать прошлое этих мест. Колпашево - это старожильческое поселение. У многих жителей  давняя семейная история, связанная с заселением Сибири. Их предки, как правило, либо служилые люди, либо пашенные (государственные) крестьяне.



Со временем уездный Нарым потерял значение и превратился в село. А Колпашево напротив возвысилось и уже в Советские годы получило городской статус. В начале 30-х оно стало центром Нарымского округа, который тогда относился к Западно-Сибирскому краю, а позже к Новосибирской области. После образования Томской области (1944 г.) округ разделили на несколько районов и Колпашево превратилось в райцентр.



Утро нового дня. Мы на берегу уже упоминавшейся реки Кеть, исток которой расположен на территории Красноярского края. Именно по этому водному пути двигались переселенцы в Енисейские земли.



Мы же так далеко на восток ехать не планировали. Дождались прибытия парома и отправились на остров Свободы (как оказалось, ради этого не нужно бороздить просторы Атлантики).



Там, где Кеть отдаёт свои воды Оби, в Советские времена основали поселение под названием Рейд. Его жители называют затерянное среди рек, проток и небольших озер место островом Свободы.



Все блага цивилизации - магазины, школа, почта - на другом берегу. А здесь можно рассчитывать лишь на себя, соседей и… богатый улов.



Практически все местные занимаются рыбалкой.



Коренные жители (кеты, селькупы) и вслед за ними русские переселенцы использовали такие обласки - узкие гребные лодки. В деревне и сейчас с их помощью ловят рыбу.





Посреди деревни вдали от берега старый причал. Как он сюда попал непонятно. Хотя время от времени вода поднимается. Раз в три-четыре года река выходит из берегов и подтапливает дома.



Место слияния двух рек. Ближе к нам Кеть, а за песчаной косой - Обь.





К слову, у Кети три устья. Это - самое верхнее по течению (Тогурская Кеть).



Вышли на берег Оби.











Видели и один заброшенный дом.





Вообще и в Колпашево, и на острове есть ощущение удалённости, но не чувства безнадёги или депрессивности. Познакомились в деревне с пенсионером, который объехал  полстраны, работая водителем-дальнобойщиком. А родился в Питере, после расставания родителей с матерью и отчимом оказался в сибирской глубинке. Позже ездил к отцу в Северную столицу, но в итоге вернулся на остров и выглядит довольным.





Но пора обратно. На пассажирском пароме пересекаем Кеть.



А это уже автомобильный паром, с помощью которого попали на левый берег Оби. Путешествие по Нарымскому краю закончилось.



Через день вновь оказался на берегу Оби. После Томска на пару дней заехал в родные места под Новосибирском. Колпашево и этот знакомый с детства пляж разделяют 350 километров (по прямой).



В отличие от Томской области, где единственный мост через Обь расположен в районе Томска, в наших краях таких переправ больше. Вот на горизонте мост, который строили на моих глазах, а запустили в нулевые годы.



Мост стал частью Северного объезда Новосибирска. Именно после открытия этой трассы наш пляж обезлюдел. Раньше сюда ходили пешком и ездили на велосипедах, а чуть в стороне у побережья было лыжное кольцо, где катались зимой. Но трассу проложили, а пешеходных переходов не сделали.



Теперь не знаю - попаду ли сюда в следующий раз. Трафик на дорогах заметно увеличился, просто так трассу уже не перейдёшь.














Сибирь

Previous post Next post
Up