Трансцендентная Балтика. Фрише-Нерунг и бывший Пиллау

Aug 22, 2020 17:39



Сразу оговорюсь, что использовал немецкие названия в заголовке, чтобы избежать трех однокоренных слов.  Никакого другого потаенного смысла в этом нет. Фрише-Нерунг сейчас известна как Балтийская коса, а Пиллау - историческое название Балтийска, ныне самого западного города России. Добирался туда из Калининграда. Автобус идёт полтора часа (много остановок ещё в областном центре).




Уже при первой прогулке в глаза бросается боевое прошлое Балтийска. Повсюду всевозможные укрепления, даже на пляже можно наткнуться на бетонные плиты, которые окажутся останками немецкого ДОТа... А это сооружение нашёл  в прибрежном лесу.



И, конечно, замечаешь богатство здешней фауны. Из кустов взлетают какие-то птицы, по земле ползают необычные для глаза слизни... Настоящий сказочный лес между жилыми кварталами и морем!



Блуждая по зарослям, вышел к одному из старых укреплений. На снимке Восточный форт, построенный в 1889 году. Попасть внутрь нельзя, сейчас это частная территория.



А вот и современная постройка. Жилой дом, который скоро начнут заселять. Попал сюда, когда искал ещё одну старую крепость.



Как оказалось, строительный забор упирается прямо в историческое сооружение.



Нойхойзер Шанце - форт, построенный во второй половине XIX века. Крепость  прикрывала Пиллау с севера.



Сейчас можно легко пройти мимо форта и даже не понять, что это за объект. Никакой таблички на стенах нет.



В 5 минутах другая старая постройка. Невольно вспоминаешь фильм "Секретный фарватер" (действие как раз происходит на Балтике), а именно финальную серию, где герои находят заброшенную гитлеровцами секретную базу и диверсанта в придачу. Вот и блуждая среди таких развалин, ожидаешь, что из-за любого угла может выскочить скрывающийся во времён Второй мировой вражеский агент.





Появился и "Летучий голландец". Подводная лодка тихо подкралась вечером в день приезда в Балтийск. В тот момент моросил дождь и заметил субмарину не сразу.



В 3 серии "Секретного фарватера" Шубин и Ко запирают "Летучий голландец" в заливе, затопив в самом узком месте немецкий тральщик. Всё происходило как раз в этом месте - "между молом и маяком". На фото лодка проходит узкий пролив, отделяющий открытое море от Калининградского залива. Сюда мы ещё вернёмся.



На следующее утро выглянуло солнце. На этом снимке Северный мол (ещё есть Южный). Защитное сооружение расположено со стороны Балтийска.



Местные пляжи по размаху напоминают океанские. На Черном море они куда скромнее. А тут бескрайние просторы!



Одна беда - капризная погода, но искупаться всё равно удалось. И даже позагорать)



На самой западной точке самого западного города России у основания Северного мола установлен огромный памятник императрице Елизавете Петровне. Именно во времена её правления в ходе Семилетней войны русские войска заняли Восточную Пруссию. Позже её сын Пётр III эти земли вернул.



Гуляем по набережной. Символ Балтийска, скульптуру называют Жена моряка. Изначально стояла в парке, но на закате СССР статую перенесли на берег. И теперь она встречает возвращающиеся после похода корабли. На переднем плане ещё один типовой немецкий ДОТ.



Пехотные казармы, появившиеся в начале прошлого века. Говорят, это место любят снимать в кино про войну. Сейчас там штаб Балтийского гарнизона.



А это, пожалуй, самая известная крепость Пиллау и уж точно  лучше всех  сохранившаяся. Правда сейчас туда попасть сложно, объект режимный,  его занимает одна из воинских частей. А первыми хозяевами форта были шведы, захватившие прусский город в XVII веке.

Полёт фантазии создателей Шведской крепости можно оценить, взглянув на неё сверху (или воспользовавшись картой или спутниковым снимком). Укрепление выполнено в форме пятиконечной звезды.



С земли большого выбора точки съемки нет. Вот, ещё один доступный ракурс.



Портовые сооружения.



Подошли к гавани, где пришвартованы военные корабли.



Малый ракетный корабль "Зыбь". Спущен на воду в 1989 году.



Спасательные буксирные суда.



И вот он  Балтийский маяк. Построен в 1816 году, несколько раз менял свой облик, пока в 30-е годы прошлого века не приобрёл нынешнюю окраску - красный верх, белый низ. Самые внимательные, наверное, заметили, что снимок сделан со стороны водоёма - да-да, мы на борту судна, которое везёт нас на противоположный берег!



Из Балтийска ходит паром до посёлка Коса. Там начинается 65-километровая Балтийская коса - узкая полоска суши, которая раньше принадлежала немцам, а после войны была разделена между СССР и Польшей. Туда мы и направляемся. Паром идёт 5-10 минут. Больше времени уходит на ожидание и погрузку.



На косе есть заповедные леса и пляжи,  полуразрушенный старинный форт, а также заброшенный аэродром гитлеровских времен. Собственно, это его ангар на фото.



Нойтиф - один из лучших аэродромов Третьего рейха.  Сейчас никак не используется. Хотя в Советские годы применение немецкому наследию нашли, здесь была авиационная база Балтфлота.



В ангарах гуляет ветер, самолётов давно нет. Нойтиф превратился в некую достопримечательность для туристов. Попасть сюда, кстати, может любой.



Но так было не всегда. Ещё до середины 90-ых территория считалась режимной. Потом косу открыли для российских граждан, а последний КПП убрали всего 10 лет назад.



А когда-то здесь стояли Мессеры...



Поднимаемся по аварийной лестнице.





Вид на залив. Помимо обычных здесь  базировались гидросамолёты, причём как во времена Германии, так и Советского Союза. Уже в начале нулевых эскадрилью Бе-12 разрезали на металлолом. Исключение сделали лишь для одного самолёта, который превратили в музейный экспонат (можно увидеть в фотоотчёте из Калининграда).



Дорога в сторону ВПП.



А вот и сама взлётно-посадочная полоса. Всего их здесь две.



По ВПП вышли на противоположную сторону косы. Вдоль моря тянутся красивейшие пляжи. По пути наткнулся на табличку с предупреждением об особом приграничном режиме. Отсюда до Польши - 20 километров.



Ветер, правда, даёт о себе знать. Особенно, если спуститься ближе к воде.



И снова развалины... Со стороны моря от атак с воздуха аэродром защищали зенитные батареи. Орудия находились в специальных бетонных укрытиях.



Вход в одно из укреплений со стороны леса.



Внутри все прелести подобных мест - сырость и грязь.



Море наступает. За десятилетия некоторые сооружения оказались в воде. Волны и ветер уничтожают немецкие постройки.



Но вернёмся в посёлок. Ещё до поездки смотрел ролики туристов и ожидал увидеть разруху. Однако то ли летом всё несколько иначе воспринимается, то ли что-то за последнее время изменилось, но откровенного запустения не заметил. Половина домов после капитального ремонта, все более-менее ухоженно.



Многие дома построены ещё во времена Германии. Вот только козырёк из пластмассы явно новый, раньше был другой.





Исторический момент. Был на косе 1 июля - в разгар голосования по конституции. В посёлке участок работал в местной школе.



И, вот, мы уже на Южном моле, длина которого больше километра. Это не первое защитное сооружение на этом месте, более ранняя постройка была разрушена волнами. На  оконечности мола зелёный маячок, с противоположной стороны пролива (на Северном моле) - красный.



В пролив заходит паром "Амбал". Возвращается после рейса в Ленобласть.



Интересно, что когда-то на месте пролива была суша. Коса с обеих сторон доходила до большой земли. А пролив появился в 1510 году после чудовищного шторма.



В самом начале этого фотоотчёта мы побывали у ворот Восточного форта, а на финал оставил Западный. Сюда вход открыт, любой желающий может "насладиться" настоящей разрухой...



Прибрежную крепость строили в середине XIX века. Она входила в систему укреплений Пиллау и прикрывала вход в пролив со стороны косы.



























Балтийская коса целые десятилетия была закрыта для туристов. По большому счёту, только сейчас путешественники начинают открывать её для себя. Совсем другое дело Куршская коса. Туда мы отправились после Балтийска!

Балтика, Северо-Запад

Previous post Next post
Up