Вообще-то это был комментарий к статье Мировича. Не понимаю, как он здесь очутился. Но раз уж очутился, пусть остается. Добавлю только линк на ту
статью.
"выпускники советских вузов традиционно высоко котировались в мире. Об этом можно судить хотя бы по тому, что после перестройки российские ученые оказались очень востребованы за рубежом" - лучшие
(
Read more... )
И потом, не нужно забывать - 1989й-91й годы, для многих, - крах не просто устоявшейся/привычной среды обитания, но - крах мировоззренческий, крах того, во что верили и чем жили. Нет ничего странного, что на фоне видимого краха (упрощённо-)марксистской картины мира, совпадающего с стремительным распадом среды обитания, расцветает всяческая мистика, суеверия и секты. Тут и при высшем техническом крышей поехать не долго.
Насчёт второй части. Уже в который раз за последние пару недель вспоминаю, как пытался в детстве объяснить бабушке физику. И она мне отвечала - когда мы в школу, говорит, на телеге ездили в соседнюю деревню, у нас было ещё по одному учебнику на двоих с подружкой. Ну так вот, учебник физики был не у меня. Я тогда не выучила, и теперь чего уже пытаться....
Но это была середина 1930х, я не думал, что сравнимо тяжелая ситуация сохранялась и в 1950х. Хотя читал, что ещё в 1962 на учете областных ликбезов оставались неграмотные, что то порядка 600 чел на Свердловскую область, но полагал что тут речь идёт о пожилых людях из деревень, которые подобно моей бабущке, только на 30 40 лет раньше, - "да куда уже мне учить то, в юности не выучил, - теперь зачем...".
Но оно вон оно как.
Очень тернист путь всеобщего просвещения от стартового уровня царской России, очень тернист.... раз за разом удивляюсь тому, насколько
И снова здравствуйте, Семён :)
Reply
А заряжаемые банки говорят о качестве образования в стране. Бесплатного, обязательного, всеобщего и "лучшего в мире".
Насчёт второй части. Она, как и первая, говорит о жутком состоянии образования в позднем СССР. О жутком состоянии экономики в нем же говорит все остальное в частности, речи Брежнева конца 70-х.
Reply
Ну и да, все познается в сравнении. Действительно массова - вера в гороскопы при капитализме.
Если я верно понимаю вторую часть, то речь идёт о 1950х начале 1960х, а никак не о "застое".
Reply
Reply
>> Когда я работал учителем, среди моих учеников некоторые девяти- и десятиклассники читали по слогам, один девятиклассник не знал латиского алфавита, а арифметику в младших классах преподавала женщина, которая не знала, как умножать отрицательные числа.
>> Мой товарищ преподавал физику в сибирском селе, до него там физику не преподавали вообще, в школьном аттестате вместо оценки по физике был прочерк.
Это - 1970е?
хотя про сибирское село склонен поверить.
Reply
Reply
Вторая учителка математики вела у нас всего год, в 5м классе, но с тех пор я все года ждал когда нам уже наконец поставят снова её. Она была выше на порядок, как учитель.Так и не поставили... И это при том, что у нас был А-класс, и учителя по идее должны были быть лучшими. Кадровый вопрос в школе не стоял гладко, впрочем эта математичка (которая пропускала теоремы) была в общем ряду довольно одиозной.
У меня насчёт планет вопрос. А астрономия была тогда уже в списке школьных предметов? Если нет, то претензии за незнание не уместны. А то я чот слышал что её вродекак довольно поздно добавили, но специально не проверял.
Reply
Я слышал, что в 1990х ее убрали, а потом опять ввели. Не знаю, правда ли.
А соседка у меня проверяла, слова мужа, он сказал, что в небе "есть такие большие круглые, как наша Земля".
Reply
ну понятно школа школе рознь возможно в ее школе дела правда плохи были
но опять таки все профессии нужны все профессии важны и в универ соседка ж не пошла же? в столовой работала небось?
Reply
Reply
Reply
И все-таки
а) что значат слова "самое лучшее в мире образование" и
б) какие есть основания считать, что лучшее было именно в СССР? что оно было лучше, чем в б1) Аргентине? б2) Бразилии? б3) Греции? ...
Reply
Б) В Аргентине и Бразилии образование не всеобщее, в Бразилии ещё и платное. В Греции скорее всего та же история, и общеобязательна только начальная школа. Во всяком случае, это должно быть верно в те годы, которые мы обсуждаем тут.
К сожалению, мне не удается сходу найти сведения об образовательной системе Греции 1960х-70х, но кое что удалось найти за сегодня https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8
Физика (3 часа в неделю, только для 5 и 6 классов)
География (2 часа в неделю, только для 5 и 6 классов)
два года изучения физики и никакой биологии и химии. одному мне это кажется крайне слабой программой?
Мне удалось найти упоминание о "В 1981 г. система образования претерпела ряд изменений. Центральной частью реформ стала отмена вступительных экзаменов в лицей" и о "В третьей реформе (1964) была сделана попытка воспитать свободного, мыслящего гражданина и проявлен интерес к непривилегированным слоям греческого населения, от которого также отказались при военной диктатуре Г.Пападопулоса (1967). Правовая база современной системы образования Греции отражена в ст. 16 греческой Конституции 1975 г." но мне осталось не ясно, насколько необщедоступно было образование Греции в те годы - однако повидимому какие-то проблемы с этим были. Не с качеством образования, - а именно с доступностью, с принципиальной возможностью каждого ходить в школу.
В Аргентине же и поныне охват средним (не начальным) образованием составляет 83% детей школьного возраста, в Бразилии и того ниже
Таблица 21 Чистый коэффициент посещаемости учебных заведений Бразилии в разбивке по возрастным группам школьников и уровням системы образования, 2007 - 2014 годы
Уровень образования 2007 2008 2009 2011 2012 2013 2014
Начальная школа (возраст 6 - 10 лет) 84,7 85,7 87,5 89,0 90,1 90,1 91,3
Младшие классы средней школы(возраст 11 - 14 лет) 72,5 72,7 71,8 73,7 75,8 75,9 78,3
Старшие классы средней школы(возраст 15 - 17 лет) 49,0 51,4 52,0 53,5 55,6 57,1 58,6
Я ответил на Ваши вопросы?
Reply
Образование в позднем СССР было в очень плохом состоянии (как и все остальное). Я это образования видел, причем в разных местах и с разных сторон. Вы о нем "знаете" из лживых источников.
Reply
Я же отметил главный критерий - абсолютный тотальный охват всех детей соответствующего возраста, и - при таком охвате, - достаточно глубокий и всесторонний уровень программы, охватывающий все аспекты природы и общества.
Да, не всегда не везде хватало кадров. ДА, не всегда не везде имеющиеся кадры были адекватны требованиям уровня предмета. Да, относительно программной нормы многие школы проседали так или иначе.. Но! Это проседание - относительно ОЧЕНЬ. ВЫСОКОЙ. НОРМЫ. Зачастую не доступной даже в массовой школе развитого Запада. В СССР же она была доступна, - да, с проседаниями иногда, но - всем и каждому. Абсолютно. Полностью.
Выключенных из школьного образования в СССР не существовало, а это само по себе - очень высокая планка.
Плюс - программа, дающая широкий общий кругозор, от истории и литературы до анатомии и физики.
Если это и не лучшее в мире, то точно - одно из.
А то что случались проседания, так да. А как без них.
Даже промышленность дает процент заводского брака, а тут - люди....
Reply
Reply
Leave a comment