My comment to an entry 'Главные мифы о «золотом веке» - позднем Советском Союзе.' by mirovich.media

Oct 15, 2021 14:13


Вообще-то это был комментарий к статье Мировича. Не понимаю, как он здесь очутился. Но раз уж очутился, пусть остается. Добавлю только линк на ту статью.

"выпускники советских вузов традиционно высоко котировались в мире. Об этом можно судить хотя бы по тому, что после перестройки российские ученые оказались очень востребованы за рубежом" - лучшие ( Read more... )

Leave a comment

comrade_voland November 6 2021, 00:31:44 UTC
Ля как достали уже этими заряжаемыми банками. Можно подумать прям люди с высшим образованием к Чумаку толпой валили на прием.....
И потом, не нужно забывать - 1989й-91й годы, для многих, - крах не просто устоявшейся/привычной среды обитания, но - крах мировоззренческий, крах того, во что верили и чем жили. Нет ничего странного, что на фоне видимого краха (упрощённо-)марксистской картины мира, совпадающего с стремительным распадом среды обитания, расцветает всяческая мистика, суеверия и секты. Тут и при высшем техническом крышей поехать не долго.

Насчёт второй части. Уже в который раз за последние пару недель вспоминаю, как пытался в детстве объяснить бабушке физику. И она мне отвечала - когда мы в школу, говорит, на телеге ездили в соседнюю деревню, у нас было ещё по одному учебнику на двоих с подружкой. Ну так вот, учебник физики был не у меня. Я тогда не выучила, и теперь чего уже пытаться....

Но это была середина 1930х, я не думал, что сравнимо тяжелая ситуация сохранялась и в 1950х. Хотя читал, что ещё в 1962 на учете областных ликбезов оставались неграмотные, что то порядка 600 чел на Свердловскую область, но полагал что тут речь идёт о пожилых людях из деревень, которые подобно моей бабущке, только на 30 40 лет раньше, - "да куда уже мне учить то, в юности не выучил, - теперь зачем...".

Но оно вон оно как.
Очень тернист путь всеобщего просвещения от стартового уровня царской России, очень тернист.... раз за разом удивляюсь тому, насколько

И снова здравствуйте, Семён :)

Reply

semenspokojnyj November 6 2021, 05:01:22 UTC
И Вы здравствуйте.

А заряжаемые банки говорят о качестве образования в стране. Бесплатного, обязательного, всеобщего и "лучшего в мире".

Насчёт второй части. Она, как и первая, говорит о жутком состоянии образования в позднем СССР. О жутком состоянии экономики в нем же говорит все остальное в частности, речи Брежнева конца 70-х.

Reply

comrade_voland November 6 2021, 07:40:34 UTC
Нет. не говорят. По причинам, указанным мною выше. Поведение в состоянии шока не может считаться рациональным поведением и зачастую отсылает к более ранним поведенческим архетипам.

Ну и да, все познается в сравнении. Действительно массова - вера в гороскопы при капитализме.

Если я верно понимаю вторую часть, то речь идёт о 1950х начале 1960х, а никак не о "застое".

Reply

semenspokojnyj November 6 2021, 14:17:50 UTC
Примеры, которые я привел, относятся к 1970-м

Reply

comrade_voland November 6 2021, 14:20:45 UTC
>> Моя соседка, кончившая 11 классов, не знала, что в небе есть планеты.
>> Когда я работал учителем, среди моих учеников некоторые девяти- и десятиклассники читали по слогам, один девятиклассник не знал латиского алфавита, а арифметику в младших классах преподавала женщина, которая не знала, как умножать отрицательные числа.
>> Мой товарищ преподавал физику в сибирском селе, до него там физику не преподавали вообще, в школьном аттестате вместо оценки по физике был прочерк.

Это - 1970е?
хотя про сибирское село склонен поверить.

Reply

semenspokojnyj November 6 2021, 14:28:57 UTC
Соседка кончила 11-летку в 1966-м, остальное - 1970-е.

Reply

comrade_voland November 6 2021, 14:59:04 UTC
моя учительница математики (это первая половина 1990х) давала две теоремы из курса геометрии (а именно, теорема равенства треугольников по трём сторонам, и теорема косинусов) без доказательств, обещая не спрашивать на контрольной, сопровождая это словами "Вот Л. это докажет, но он птица куда более высокого полёта, чем все мы"... я и правда доказывал. Сейчас уже не докажу, конечно. Отец рассказывал со смехом, что завкафедрой забывал в лаборатории закон, который сам читал на лекциях (речь шла о соотношении эффективного и пикового напряжения в переменном токе, ЕМНИП). Я в этой связи пстоянно вспоминаю как в детстве полез печь пирог к приходу родителей, и забыл фигануть в тесто соды с уксусом, - при том что это была моя любимая реакция и я всегда просил бабушку звать меня когда смешивает разрыхлитель в тесто, - а вот как сам начал делать, так забыл. Диапазон между теорией и практикой, в нём нет ничего необычного, если практикуешь редко, а умничаешь часто.

Вторая учителка математики вела у нас всего год, в 5м классе, но с тех пор я все года ждал когда нам уже наконец поставят снова её. Она была выше на порядок, как учитель.Так и не поставили... И это при том, что у нас был А-класс, и учителя по идее должны были быть лучшими. Кадровый вопрос в школе не стоял гладко, впрочем эта математичка (которая пропускала теоремы) была в общем ряду довольно одиозной.

У меня насчёт планет вопрос. А астрономия была тогда уже в списке школьных предметов? Если нет, то претензии за незнание не уместны. А то я чот слышал что её вродекак довольно поздно добавили, но специально не проверял.

Reply

semenspokojnyj November 6 2021, 19:06:14 UTC
Астрономия в школе была. Помню даже учебник, автор был Воронцов-Вельяминов, по-моему, из княжеского рода.
Я слышал, что в 1990х ее убрали, а потом опять ввели. Не знаю, правда ли.
А соседка у меня проверяла, слова мужа, он сказал, что в небе "есть такие большие круглые, как наша Земля".

Reply

comrade_voland November 6 2021, 19:24:09 UTC
а может отсюда я и слышал

ну понятно школа школе рознь возможно в ее школе дела правда плохи были
но опять таки все профессии нужны все профессии важны и в универ соседка ж не пошла же? в столовой работала небось?

Reply

semenspokojnyj November 6 2021, 19:37:39 UTC
В универ она не пошла, но всеобщее образование призвано каждому давать опеделенный минимум знаний. Лучшее в мире образование должно давать самый большой в мире минимум знаний.

Reply

comrade_voland November 6 2021, 19:39:11 UTC
Увы. Не все школы одинаково хороши. Это везде так, и очень надолго ещё так и останется, увы.

Reply

semenspokojnyj November 6 2021, 19:46:21 UTC
Согласен.
И все-таки
а) что значат слова "самое лучшее в мире образование" и
б) какие есть основания считать, что лучшее было именно в СССР? что оно было лучше, чем в б1) Аргентине? б2) Бразилии? б3) Греции? ...

Reply

comrade_voland November 6 2021, 20:30:34 UTC
А) они означают что нигде в мире не сделано для обучения людей в рамках средней школы столько, сколько в СССР. Что в любой другой стране мира хуже либо с доступностью образования, либо с качеством. Возможно, это было преувеличением, на фоне ведущих стран Евпопы, - но в любом случае, не сильным. Во всяком случае, любой молодой гражданин СССР имел к нему бесплатный (до 1956 - бесплатный только в пределах восьмилетки, но) доступ.

Б) В Аргентине и Бразилии образование не всеобщее, в Бразилии ещё и платное. В Греции скорее всего та же история, и общеобязательна только начальная школа. Во всяком случае, это должно быть верно в те годы, которые мы обсуждаем тут.

К сожалению, мне не удается сходу найти сведения об образовательной системе Греции 1960х-70х, но кое что удалось найти за сегодня https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5_%D0%B2_%D0%93%D1%80%D0%B5%D1%86%D0%B8%D0%B8

Физика (3 часа в неделю, только для 5 и 6 классов)
География (2 часа в неделю, только для 5 и 6 классов)

два года изучения физики и никакой биологии и химии. одному мне это кажется крайне слабой программой?
Мне удалось найти упоминание о "В 1981 г. система образования претерпела ряд изменений. Центральной частью реформ стала отмена вступительных экзаменов в лицей" и о "В третьей реформе (1964) была сделана попытка воспитать свободного, мыслящего гражданина и проявлен интерес к непривилегированным слоям греческого населения, от которого также отказались при военной диктатуре Г.Пападопулоса (1967). Правовая база современной системы образования Греции отражена в ст. 16 греческой Конституции 1975 г." но мне осталось не ясно, насколько необщедоступно было образование Греции в те годы - однако повидимому какие-то проблемы с этим были. Не с качеством образования, - а именно с доступностью, с принципиальной возможностью каждого ходить в школу.

В Аргентине же и поныне охват средним (не начальным) образованием составляет 83% детей школьного возраста, в Бразилии и того ниже

Таблица 21 Чистый коэффициент посещаемости учебных заведений Бразилии в разбивке по возрастным группам школьников и уровням системы образования, 2007 - 2014 годы
Уровень образования 2007 2008 2009 2011 2012 2013 2014
Начальная школа (возраст 6 - 10 лет) 84,7 85,7 87,5 89,0 90,1 90,1 91,3
Младшие классы средней школы(возраст 11 - 14 лет) 72,5 72,7 71,8 73,7 75,8 75,9 78,3
Старшие классы средней школы(возраст 15 - 17 лет) 49,0 51,4 52,0 53,5 55,6 57,1 58,6

Я ответил на Ваши вопросы?

Reply

semenspokojnyj November 6 2021, 23:34:56 UTC
«нигде в мире... в любой другой стране мира...» - чтоб делать такие утверждения, нужно сравнить с каждой страной мира. Вы остановились на Греции (да и то не уверены насчет нее). А ведь есть еще Египет, Замбия, Израиль, Йемен, Канада, ... , Япония,

Образование в позднем СССР было в очень плохом состоянии (как и все остальное). Я это образования видел, причем в разных местах и с разных сторон. Вы о нем "знаете" из лживых источников.

Reply

comrade_voland November 7 2021, 00:00:33 UTC
Ууууу докажи то, докажи это, всех обойди сравни... даже если я сделаю это, Вы читать потом не станете. Тем более, про "лучшее в мире" это лозунг, это и так понятно. Да, не далёкий от правды, но лозунг. И без уточнения, по какому критерию лучший, - он не проверяемый в принципе. Совокупный принцип суждения понятен - сочетание широкой доступности и качества при условии этой доступности, но формальный критерий не указан и любая сверка быстро станет демагогией, как только мы начнем сравнение с образовательной системой с близкими характеристиками, например с британской системой 1970х.

Я же отметил главный критерий - абсолютный тотальный охват всех детей соответствующего возраста, и - при таком охвате, - достаточно глубокий и всесторонний уровень программы, охватывающий все аспекты природы и общества.
Да, не всегда не везде хватало кадров. ДА, не всегда не везде имеющиеся кадры были адекватны требованиям уровня предмета. Да, относительно программной нормы многие школы проседали так или иначе.. Но! Это проседание - относительно ОЧЕНЬ. ВЫСОКОЙ. НОРМЫ. Зачастую не доступной даже в массовой школе развитого Запада. В СССР же она была доступна, - да, с проседаниями иногда, но - всем и каждому. Абсолютно. Полностью.

Выключенных из школьного образования в СССР не существовало, а это само по себе - очень высокая планка.
Плюс - программа, дающая широкий общий кругозор, от истории и литературы до анатомии и физики.

Если это и не лучшее в мире, то точно - одно из.

А то что случались проседания, так да. А как без них.
Даже промышленность дает процент заводского брака, а тут - люди....

Reply

semenspokojnyj November 7 2021, 03:28:43 UTC
брейк.

Reply


Leave a comment

Up