У знаменитого писателя из Нижнего Новгорода довольно любопытный образ. Он создал новую религию, где вместо Бога - рабочий класс, «божественный рабочий класс», которую проповедывал рабочим активистам из России в специальной школе открытой на о. Капри, Италия.
Алексей Пешков, по рождению, народный талант, отрицавший мораль полностью, и увлекавшийся
(
Read more... )
Живописный была личность.
Хотя многое о себе он и присочинил.
Его многие ненавидят. Причём просто за успех. Мол - этого не должно было быть! Посмотрите на его физиономию в молодости!
Буквально.
Но - это их проблемы.
Если судить по результатам, то он вполне приличный писатель.
Есть чувство стиля, развитый язык, сюжет, персонажи вполне разработаны.
Причём - знал о ком и л чём писал. Личные впечатления, а не собрал материал.
Кстати, это причина - почему ставят его пьесы до сих пор.
Но и проза - вполне читаема.
Наверное - действительно был связан с некоторыми влиятельными политическими сущностями.
Ну так - значит он вполне их устраивал почему-то.
Ну, потому, что - талант был.
Я, кстати, не поклонник его творчества. Но читать интересно - феномен того времени.
В музей забавный.
Навязчиво в стиле модерн. Наверное действительно - ему было неуютно.
Всё-таки он не модернист ментально. Писал в классическом стиле.
Рабочих избранным народом представлял? Ну, не очень.
Да и со "старым миром" бился в общем в стиле бесконтактного каратэ...
Reply
То что у Горького был огромный литературный талант, это не подлежит сомнению.
Его последний проект, создание Библиотеки мировой литературы, где каждую книгу великих авторов следовало полностью переписать (!) для подчеркивания роли рабочего класса (или вообще трудящихся) и мировой революции ! О, как придумал.
Любопытно, что монументальный проект Библиотеки мировой литературы был в СССР осуществлен в 70е 80е годы, издали 200 томов, у нас дома была. И я ее целиком прочел еще в школьном возрасте. Но никакого переписывания классиков там нет, к счастью. То есть идею Горького, довольно сумасшедшую, издатели все-таки похерили.
То что создал Горький можно назвать "контркультура" начала ХХ века. Яркое место, пьеса "На дне" поставленная в том числе, в Берлине.
Горький также является идейным основателем великого стиля итальянского неореализма в кино. Сами итальянские режиссеры считают фильм "Детство Горького" (1936), поставленный в СССР по книге "Детство" первым фильмом неореализма.
Витторио Де Сика и Роберто Росселини много позаимствовали ( ... )
Reply
Прочесть все 200 томов - это подвиг.
Там есть такие писатели, которые классиками - назначены. Типа - друзья пролетариата. Если их читать, то только специалисту и больше с естественнонаучным интересом.
Кстати, некоторых переписали.
Например - Андерсена. Он был крайне религиозен, хоть и тотальный гомосексуалист. И его детстуие книжки нашпигованы религиозными сентенциями. Все они отредактированы.
Горбки по роли напоминает Бернарда Шоу для Англии. Тот тоже был достаточно левый. Фабианец. Крайне активный. Заодно завсегдатай в Букингемском дворце. Это Англия!
:)
Reply
Может и не все, последние книги выходили уже в конце 80х, когда я уже не жил с родителями, но бОльшую часть прочел. 200 томов это не так уж много. У нас дома весь коридор был заставлен стеллажами с книгами, тысячи книг. Поскольку в магазинах и библиотеках интересной литературы было мало или не было вовсе, я в основном, класса с 3-го читал все подряд из домашней библиотеки. Некоторые собрания сочинений перечитывал по несколько раз. Любимые собрания сочинений были Александра Дюма, Жюля Верна, Конан Дойла, Майна Рида, Фенимора Купера, Джека Лондона, Александра Куприна, Ивана Тургенева. Толстого была только Война и мир, и Анна Каренина, которые мне не понравились в школе. Еще Библиотека современной фантастики в 22 томах, Библиотека приключений (в 20 томах) "старая", и Библиотека приключений (тоже в 20 томах(, "новая". И еще куча американской фантастики и книги Стругацких, которые ценил мой отец.
Отец собрал всю фантастику в одном шкафу, и это примерно десяток полок, и читал "змейкой" начиная с верхней полки, потом переходил ниже и ниже ( ... )
Reply
Только сейчас пришло на ум, что Антология русской поэзии 20 века созданная Евтушенко, для коротичского Огонька, это подражание последнему проекту Горького. Но вот пасынком, генералом Иностранного Легиона Евтушенко обзавестись не удалось.
Евтушенко одно время пытался осуществлять деятельность подобную горьковской. Коммуницировал (или делал вид что коммуницирует) между мировыми центрами власти и властью советской, а также советской интеллигенцией.
Он и горьковскому челкашизму дань отдал. Мотался по Северам, заигрывал в творчестве с бичами и прочими покорителями недр. Написап поэму про то, как дорого этим сверхлюдям пиво. Со всеми признаками босяцкой романтики: финочки, пачки денег , которых как грязи. А пива вот нет.
Поэт тоже очень талантливый, но калибр конечно меньше горьковского. Но изначение литературы во второй половине 20 века стало падать.
Reply
Влияние Горького на культуру довольно заметно. Итальянский неореализм берет начало в фильме 1936 года "Детство Горького". Это упоминал и Росселини и Де Сика.
Лучший институт литературы в России это Литературный институт им. Горького на Большой Бронной улице.
Общая идея Горького понятна, создать контркультуру. Противопоставить культуре верхов - культуру низов. Которая в интерпретации Горького выглядит как бедняцко-бандитская. В интерпретации итальянского неореализма выглядит как бедняцко-католическая.
Евтушенко поэт, Горький прозаик, их сложно сравнивать. Конечно, если хочешь успеха, надо уметь копировать тех, кто успеха достиг.
Значение литературы в целом падать не стало, мы и сегодня о мире узнаем через литературу и кино. Другой вопрос, что роль кино сильно выросла и обогнала роль литературы. Смотреть фильмы проще чем читать книги, да и в целом киношная интерпретация богаче книжной (актеры, музыка, пейзажи). Это вполне естественно: у древних роль театра была куда выше чем роль книг.
Reply
Leave a comment