новые санпины уплотняют садики

Jan 18, 2011 16:44

/>Серьезные недостатки новых санитарно-эпидемиологических требований к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях

20 декабря 2010 года Постановлением № 164 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации были утверждены СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях», пунктом 5 которого уровень наполняемости групп ставится в зависимость от площади группы. Так, в Постановлении сказано, что «количество детей в группах дошкольной организации общеразвивающей направленности определяется исходя из расчета площади групповой (игровой) - для ясельных групп не менее 2,5 метров квадратных на 1 ребенка, в дошкольных группах не менее 2,0 метров квадратных на одного ребенка».

Одновременно с этим, пунктом 6 указанного Постановления из СанПиН исключено понятие предельной наполняемости групп. Таким образом, если ранее для детей 3-7 лет максимальное количество детей в группе было определено в 20 человек (при этом указывалось, что оптимальным количеством является 15 человек), а для разновозрастных групп - не более 10 человек (при наличии в группе детей любых трех возрастов детей 3-7 лет) или 15 (при наличии в группе двух возрастов детей 3-7 лет), то теперь эти нормы исключены.

Считаем, что данное Постановление является непродуманным, непроработанным, принятым поспешно и без проведения соответствующей экспертизы. В существующем виде Постановление позволит на законодательном уровне закрепить значительное ухудшение положение детей дошкольного возраста в дошкольных учреждениях. Помимо этого, данное Постановление также ухудшает положение сотрудников дошкольного учреждения. Так, исключенные из СанПиН пределы наполняемости групп и, как следствие, увеличение числа детей в группах, могут привести к ухудшению условий труда сотрудников дошкольных учреждений. Представляется целесообразным, чтобы подобные изменения, фактически представляющие из себя изменение трудового Договора, были предварительно согласованы с профсоюзом работников образования.

Возможно, столь поспешное принятие данного Постановление было вызвано необходимостью ликвидировать существующие очереди в дошкольные учреждения и повысить наполняемость детских садов за счет существующих внутренних резервов. На наш взгляд, такой примитивный подход к решению остро стоящей проблемы может привести к оттоку профессионалов из системы дошкольного образования и, как к следствие, к ее дискредитации и развалу в обозримой перспективе. Логично вытекающий из постановления Роспотребнадзора механизм ликвидации очередей в дошкольные учреждения сродни вырубке яблонь для сбора рекордного урожая в текущем году.

Одновременно, если говорить о г. Москве, считаем необходимым обратить внимание на то, что реализация Постановления № 164 сделает практически невозможным Закон г. Москвы от 28 апреля 2010 г. N 16 "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья в городе Москве", предусматривающий внедрение инклюзивного образования в образовательные учреждения города Москвы.

Помимо прочего, внесенные в СаНПиН изменения вступают в прямое противоречие с действующим Постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. N 666 "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении". Противоречие заключается в том, что пунктом 32 Постановления Правительства зафиксирована предельная наполняемость группы в зависимости от конкретных установленных норм, для каждого вида групп, разделенных по возрасту, а новейшие изменения СанПиН 2.4.1.2660-10, устанавливают зависимость наполняемости группы от групповой (игровой) площади.

Считаем необходимым обратить внимание на то, что СанПиН 2.4.1.2660-10 не должен противоречить акту, имеющему более высокую по сравнению с ним юридическую силу - указанному постановлению Правительства РФ "Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении".

Изменения СанПиН 2.4.1.2660-10 не включают понятие «предельная наполняемость группы», что, по сути, снимет ограничение на количество детей в группе и может привести к нарушению государственного образовательного стандарта, реализацию не в полном объеме образовательных программ и ухудшение качества их реализации.

Несомненно, проблему нехватки мест в дошкольных учреждениях необходимо решать. Но решать ее надо не методами, которые могут привести к значительному ухудшению положения детей, посещающих дошкольные учреждения, к ухудшению условий труда сотрудников данных учреждений.

В связи с изложенным, просим приостановить действие Постановления № 164 от 20.12.2010 и направить его на доработку для приведения в соответствие с федеральным законодательством и соответствующими нормативными подзаконными актами.

См. также Приложение 1 - Таблица расшифровки последствий изменений в СанПиНах дошкольных образовательных учреждений, установленных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 20.12.2010 № 164 и уже следующее этим СаНпиНам Приказ руководителя Департамента образования г.Москвы от 28 декабря 2010 года № 2108 - с пояснением (Приложение 2).

Приложение 1.

Было - предусмотрена максимальная наполняемость групп
(п.1.10.1, 1.10.2)- СаНПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»- утверждены постановлением Главного гос. Санитарного врача РФ от 22 июля 2010 № 91.
Стало - наполняемость групп ставится в зависимость от метража (больше метров - больше детей, без ограничений)
(20 декабря 2010 года Постановлением № 164 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации были утверждены СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

К чему это приведет
1. Большое количество детей в группе ведет к их быстрому переутомлению и, как следствие, к развитию неврозов.
2. Увеличение детей в одном помещении неминуемо приведет к распространению различных инфекционных заболеваний,
3. Больше 25 детей в группе приведет к переутомлению педагога, к снижению внимания и, как следствие, участится детский травматизм.
4. Рост детского травматизма ведет за собой уголовную ответственность педагога.
5. Увеличившаяся нагрузка, помноженная на то, что работа педагога и так является низкооплачиваемой, приведет к оттоку квалифицированных кадров.
6. Вместимость детей без учета мебели приведет к ликвидации развивающей среды- игровой, художественно-эстетической, спортивно- оздоровительной, резко снизит возможности для самостоятельной деятельности детей.
7. Индивидуальный подход к развитию каждого ребенка станет невозможен.
8. Образовательная деятельность станет невозможной, т.к. в большой группе за 5-10 минут занятия невозможно уделить внимание каждому и исправить ошибки.
9. Труд ввели, но ухаживать уже не за кем (детские сады вынуждены ликвидировать аквариумы, высокие цветы, живность). Специальных помещений для этого нет.

Было: предусмотрено соблюдение минимальных разрывов между кроватями по длине и ширине.
Запрещены двухъярусные кровати (п.61.14)- СаНПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»- утверждены постановлением Главного гос. Санитарного врача РФ от 22 июля 2010 № 91

Стало: требований к расстановке кроватей больше нет.
Разрешены двухъярусные кровати (п.9. В пункте 6.14. абзац седьмой исключить). 20 декабря 2010 года Постановлением № 164 Главного государственного санитарного врача Российской Федерации были утверждены СанПиН 2.4.1.2731-10 «Изменения № 1 к СанПиН 2.4.1.2660-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях»

К чему это приведет
1. Значительно повышается вероятность заболевания инфекционными заболеваниями
2. Поскольку организация спальных мест предусмотрена в групповой зоне (там, где дети играют и едят), то, согласно новым правилам, все дети должны завершить прием пищи одномоментно, столы должны быть вынесены куда-то (либо в туалетную, либо в раздевальную-приемную), а на освободившееся место должны быть поставлены раскладушки с «жестким» ложем. Обращаем внимание на то, что ложе является жестким только в первое время.
Внедрение таких раскладушек приведет к развитию сколиоза у детей. Данные раскладушки имеют детали-места для складывания, которые при попадании туда конечностей ребенка могут привести, либо к травмированию, либо даже к ампутации конечностей ребенка. Это, естественно, повлечет за собой уголовное преследование педагога.
3. Кровати по принципу комода, выдвижные. Однозначно дети спят практически голова к голове (педикулез и гриппы). Если ребенок во время сна страдает недержанием, то, соответственно, его кровать не высохнет в собранном состоянии.
4. В 3-х ярусных кроватях комодах-трансформерах, как правило, есть нижний ярус, расположенный ниже 30см. от пола. Если в предыдущем САНПИН была оговорена высота кровати, то здесь кто-то из детей будет лежать практически на полу (непонятно, по какому принципу отбирать этих «счастливчиков»). Верхняя часть этих тумб (а они располагаются очень часто вдоль окна) становится привлекательным трамплином для залезания на подоконник.
5. Разрешены двух ярусные кровати. В случае, если ребенок спит беспокойно, никакие ограничители его не удержат. При этом малыши очень часто боятся высоты и заставить его лезть на 2 ярус будет являться издевательством над ребенком.
6. Сейчас в детских садах постройки 60-80 годов спальни располагаются в помещениях, которые по типовому проекту принадлежали групповому помещению. Их за лето планируют закрыть и сделать еще одно групповое помещение с вышеупомянутым «чудо»- оборудованием.

Приложение 2

28 декабря 2010 года № 2108- Приказ руководителя Департамента образования г.Москвы Об использовании помещений групповых ячеек государственных образовательных учреждений, реализующих основную общеобразовательную программу дошкольного образования - http://www.educom.ru/ru/vazhnoe/docs/2108.doc
1.1.
1.2. Рассмотреть возможность использования новых форм дошкольного образования (в том числе групп кратковременного пребывания) в помещениях, не являющихся групповыми ячейками и имеющих площадь, достаточную для таких форм работы.

Расшифровка
Для организации детского пребывания в помещении необходим туалет и рукомойник. Предлагается под группы кратковременного пребывания использовать музыкальные залы (если они есть), кабинеты методистов/старших воспитателей, физкультурные залы. Дети справлять естественную нужду будут в туалете для взрослых, куда имеют доступ родители (или законные представители), у которых никто не требует медицинских книжек. Даже если в данном туалете будут сантиметры для установки детского унитаза (для каждого ребенка предусмотреть персональные сиденья накладки), никто не даст гарантию, что персональной накладкой не воспользуется кто-то из взрослых посетителей детского сада. Непонятно, кто будет присматривать за детьми, когда воспитатель (а он будет один) поведет маленького воспитанника в туалет и будет его дожидаться. Либо, всех сразу принудительно ведут к одному унитазу и заставляют писать по звонку, независимо от потребностей.

Во многих детских садах физкультурные залы не предусмотрены типовым проектом и располагаются в групповом помещении (т.е., формально, помещение используется не по назначению). Поэтому физкультурные залы будут закрыты или перенесены в музыкальный зал. Функционирование одного помещения при огромном количестве детей делает невозможным выполнение одной из задач воспитания (придется сделать выбор между художественно- эстетическим и физкультурно-оздоровительным). Также, согласно Приказу, должны быть ликвидированы центры по оздоровлению детей, в которых ведется большая, успешная, прошедшая испытание временем работа по поддержанию здоровья детей (снижение уровня заболеваемости подтверждается статистическими данными).

Санитарные правила, детсад

Previous post Next post
Up