Дело Дрейфуса - процесс (1894-1906) по делу о шпионаже в пользу Германской империи, в котором обвинялся офицер французского генерального штаба, еврей родом из Эльзаса (на тот момент территория Германии) капитан Альфред Дрейфус (1859-1935). Процесс сыграл огромную роль в истории Франции и Европы конца XIX века.
полный текст здесь:
http://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%EB%EE_%C4%F0%E5%E9%F4%F3%F1%E0 Впервые, лично я об этом шумном деле узнал только из работы Ромен Ролана - Жан Кристоф, автор романа, если я его правильно понял, в след за своим главным героем, пробует занять нейтральную позицию в этом шутовском балагане, говоря, что возможно что против Дрейфуса и поступили неправильно, и возносить его лик на Знамя лоббизма чьих то интересов, и потом под этим знаменем идти непонятно куда, только лишь для того, чтобы полководцы этого процесса получили новые регалии после своей победы, наверно не совсем хорошо.
В целом наверно Ромен Ролан наверно не совсем прав, Дело Дрейфуса, как и любой такой процесс, под ковром которого проводят разного рода махинации, кроме теплых мест его полководцам, тоже принес какую то пользу, но... в той книге Жан Кристоф "воевал" не столько против солдат того полка, сколько против адептов того полка, которые хотели продолжать воевать даже в тот момент, когда "война" то уже была закончена. Людям вновь хотелось расчесать себе что-то и завыть от боли, на что Жан Кристоф их просил понять, что в мире, есть и другие интересные Дела (и дела), которыми бы можно было заняться, кроме Дела Дрейфуса
p.s. - о связи с "делом Алехиной") : "В конце концов защитники Дрейфуса … добились полной реабилитации безвинно оклеветанного капитана. И вот в эту-то минуту к новому военному министру - генералу Андрэ, ставленнику дрейфусаров, явился в полной парадной форме русский военный агент Муравьёв и заявил, что начавшиеся уже в армии репрессии против антидрейфусаров могут повлиять на дружественные отношения к Франции русской царской армии.
Коротка была беседа Муравьёва с генералом Андрэ, но ещё короче была и развязка: по требованию собственного посла князя Урусова Муравьёв был принужден в тот же вечер навсегда покинуть свой пост и сломать свою служебную карьеру.
Не следовало, конечно, вмешиваться в чужие дела, но нельзя было, однако, не интересоваться политической физиономией каждого военного министра."
- Игнатьев А.А. Пятьдесят лет в строю, Книга третья, глава 8 - М.: Воениздат, 1986. - С. 359.