Если скажет тебе кто:
"В книге было все не так!",
Плюнь ты сволочи в глаза
Врать не станет Голливуд!
Народное творчество
Раньше, когда я слышал со стороны толкиенистов или поттероманов гневные вопли "НЕПОКАНОНУ!" или "В КНИГЕ ТАКОГО НЕ БЫЛО!!!", я лишь усмехался. Но теперь речь зашла о нежно и трепетно любимых мною комиксах ДиСи, так что подброшу-ка и я дровишек в незатухающий костер каноничного холивара.
Начну с того, что говорить о самом понятии "канон" в комиксах, в отличие от книг, очень сложно. Особенно, если речь идет о тысячах выпусков, которые начинают свою историю примерно 80 лет назад, а в создании которых участвую десятки сценаристов и художников. Одно время у ДиСи канона и не было, но потом кто-то из издателей увидел, что некоторые линии персонажей противоречат друг другу, о какой-либо структурированной общей хронологии можно вообще не заикаться... так случился
первый Кризис и вселенная ДиСи стала более-менее упорядоченной.
На данный момент арки, не входящие в пресловутый КАНОН помечаются, как Elseworlds. Сюда относится, к примеру, стимпанковый Готэм или мир, в котором Зеленый фонарь - джин из лампы в арабском средневековье. Кстати, наиболее понравившиеся фанатам Другие Миры потом входят в Мультиверсум ДиСи в виде очередной "пронумерованной вселенной".
А если говорить о совсем-совсем каноне, то таковым считается сюжетная линия и персонажи Земли Прайм (после Флэшпоинта - Новая Земля).Именно здесь случаются основные эпические события (Ничья Земля, Новый Криптон, Атака амазонок и многие другие), именно здесь "прописаны" персонажи в привычном современном, а не фентезийном, стимпанковском, пиратском, постъядерном и других видах.
И вот только-только само издательство устаканило свою Вселенную, как за дело взялись кинематограф и телевидение. Они оказали комиксам медвежью услугу. С одной стороны, огромное количество людей узнало о Зеленой Стреле, Флэше, Джоне Константине. А вот с другой... "Это не
тот-самый-любимый-Готэм", говорят люди, знакомые с ним по сериалу Готэм. "Каким мы все его знаем по канону", говорят те, кто смотрел фильмы Нолана. Конечно, посмотреть сериал или кино намного проще, чем почитать комикс, да и зрелищ поболе. Но судить по сериалам и кино о каноничности - это... ну как прочитать яойные фанфики по Гарри Поттеру или посмотреть джексоновского Хоббита. В отрыве от первоисточника вещи, не спорю, годные, но вот сравнивать их не стоит.
Теперь немного о "неканоничных сюжетах" на прошедшей недавно под Харьковом полигонной ролевой игре DC:Изоляция. "Что за фигня - Готэм в космосе и в шарике!", возмущались некоторые. "Откуда вы этот бред взяли?" Отвечаю: бред этот я взял из комиксов про Супермена, в которых в 1958 году появился персонаж Брейниак, ака Похититель миров. Персонаж сей славен именно тем, что похищает различные города, уменьшает их, заключает в сверхпрочный шар и помещает в свой корабль, бороздящий просторы Большого театра космоса.
"Да что, мастера ничего оригинальнее, чем назгулов с кольцами придумать не смогли?", спрашивают нас. Отвечаю: "назгулы", они же
Корпус черных фонарей во главе с Некроном появились в комиксах в рамках эпичнейшего события Темнейшая ночь, которое произошло 2009 году.
"Что за ересь с Бэтменом, который не Бэтмен и с Брюсом Уэйном, который не Брюс и не Уэйн?" Отвечаю: Первый и основной Бэтмен ака Брюс Уэйн был при помощи омега-луча Дарксайда заброшен в прошлое (на игре ряд персонажей это даже выяснил). Его место как Бэтмена занял Дик Грейсон, он же первый Робин, он же Найтвинг. А на место Брюса удачно затесался его старый друг\враг Томас Эллиот, также известный как Хаш. Этот сюжет произошел в комиксах ДиСи в 2002 году.
И даже идея о том, что Селина Кайл ака Женщина-кошка - дочь мафиозного босса Фальконе взята не из больного мозга мастеров, а прямиком из арки Долгий Хэллоуин 1996 года выпуска.
На тему же уместности в реалиях комиксного Готэма мистики я просто не буду ничего расписывать. Скажу только, что она там есть и много. Кстати, я тут узнал, что даже в первой серии второго сезона сериала Готэм появилось (та-та-тааааааааааааааа!) что-то вроде МИСТИКИ :)
И, подводя итоги, я хочу уделить по паре предложений самым популярным на данный момент кинопроизведениям по комиксам ДиСи:
- Фильмы Тима Бертона и Джоеля Шумахера - те самые "старые добрые" комиксы 90-х. Цветные трико, бодрый мордобой, отсутствие глубокого сюжета. Именно такими были комиксы годов так до нулевых. Канон по духу, однозначно.
- Фильмы Кристофера Нолана - вольная фантазия на тему. Какие-то основы (типа убийства родителей Брюса) взяты из комиксов, остальное же - полный и абсолютный неканон.
- Сериал Готэм - сложный вопрос. Комиксов про детские годы Темного рыцаря считай, что нет, поэтому нельзя сказать, что сериал идет совсем в разрез с первоисточником. Но ряд персонажей вывернуты до неузнаваемости, как и их ориджиналы.
- Сериал Стрела - "мышки плакали, кололись, но досматривали третий сезон". Сказать, что это произведение по мотивам, значит ничего не сказать. Причем, по мотивам сюжетов... Бэтмена. Да, да, именно Бэтс в комиксах ходил в Нанду-Парбат, бил лицо Рас Аль Гулу и делал многие другие вещи, которые в сериале делает Стрела. Ориджиналы персонажей (которых здесь очень много, к слову)... нахер ориджиналы персонажей!
- Сериал Константин - годно, очень годно. Константин "прям как живой", ряд серий (например, Голод) кадр в кадр сняты по оригинальному Hellblazer'у. Конечно, в сценаристах же сам Дэвид Гойер, который приложил руку и мозг не к одному тому рисованных историй.
- Фильм Константин с Киану Ривзом - такооооое. Да, сюжет частично взят из арки Дурные привычки, только вот Ривз - не Константин, а грустный Нео с навыками экзорцизма. Про то, во что в фильме превратили других персонажей из комикса, я просто молчу.
- Сериал Флэш - зе бест оф зе бест! Самый комиксовый, самый щадящий по отношению к первоисточнику... я в восторге, в общем. А в конце первого сезона, когда Обратный Флэш сел в хроносферу, Циско осознал себя Рип Хантером, из портала выпал шлем Джея Гаррика... все, кончил, закурил.
- Сериал Супергерл - посмотреть минут 20 первой серии и забыть, как страшный сон.
- Фильмы Зака Снайдера - да, да и еще раз да! А все почему? Да потому, что сценарст - Дэвид С. Гойер.
На этом мои вопли на тему КАНОНА подходят к концу. Читайте комиксы, знакомтесь с каноном ;)