"Хей, подымите веки мне - не вижу! Вижу!! Это он!!"
Сказать бы подлецу в ответ: "Я к милой девушке спешу".
Но онемел язык, и нечисть ринулась со всех сторон,
Сковали б льдом мне сердце, печень, да спасибо огоньку -
Он из-за пазухи шептал: "Не трусь, крестись, рифмуй зверье".
На вздох последний я успел,
Стихи пропел, часы сломал,
И время духом вон из них,
Все встало, словно кадр кино -
Лишь неподвижные фигуры воском -
И я убежал"
А. Непомнящий
Давненько ни один фильм не вызывал у меня таких смешанных чувств, как свежий Вий. Честно говоря, ожидал худшего, во время просмотра пару раз менял мнение, а к титрам остался в легком недоумении.
Фильм Вий рождался в муках с 2005 года. Это хорошо заметно по общей неровности повествования, по разному стилю подачи сюжета, по разного уровня эффектам и так далее. Из недавнего кино в таких же муках рождался Трудно плыть боком быть богом. Но если фильм "по мотивам Стругацких" получился откровенным дерьмом, то фильм "по мотивам Гоголя" вышел очень даже ничего.
Прежде всего стоит понять, что фильм действительно "по мотивам". Это не экранизация Николая Васильевича, хотя с первоисточником тут обошлись довольно бережно. В первой половине фильма персонажи цитируют книгу и пересказывают известные нам по оригинальной повести события. И сначала кажется, что смотришь таки гоголевского Вия, только с "взглядом со стороны", но нет...
Основное режиссерское нововведение в сюжете - это англичанин Джон Грин, которого случайно заносит на Тот Самый Хутор, где Хома Брут три дня отбивался от нечисти. Естественно, от местных бурсаков он узнает печальную историю Хомы и панночки, естественно, не верит в дикие суеверия, ну а потом начинается чертовщина. Первая треть фильма - это почти дословный пересказ повести с продолжением в виде той же нечисти, но с участием британского гостя. И, честно говоря, я думал, что дальше он пойдет служить панихиду и знакомый сюжет повторится, но с большим размахом. Но тут фильм внезапно сворачивает в сторону известного Братства волка, и во всем виноваты оказываются люди. Местный поп активно использует "дым и зеркала" для создания божьих знамений, казаки делят украденное в "проклятой" церкви золото, панночка оказывается жертвой насильника, а Хома Брут бегает по болотам в овечьей шкуре с рогами. А Вий... а что Вий? Горилку надо меньше пить )
Фильм скорее понравился, чем нет. Да, в нем безнадежно устаревшие спецэффекты, рваный монтаж и местами сумбурная подача сюжета. Да, в нем слишком часто акцентируется внимание на употреблении водки Хортица крепких алкогольных. Да, периодически вспоминается Братство Волка, Братья Гримм и еще ряд зарубежных фильмов. При этом, за последние эн лет именно Вий образца 2014 года не вызвал у меня ощущение безнадежной вторичности. Фильм получился довольно самобытным, бережно передал сюжет оригинальной повести и позволил взглянуть на него под другим углом.