При просмотре советского фильма "Д'Артаньян и три мушкетёра" 1978 года многие зрители обращают внимание на странный бантик, который носил Портос на своих волосах. Что же это такое и зачем Портосу бант в волосах?
Портос на самом деле большой модник, имеет тягу к роскоши, но не имеет средств, чтобы вести роскошный образ жизни, однако пыль в глаза пустить любит - первое, что вспоминается, когда о нём заходит речь, так это скандальная золотая перевязь, которой он похвалялся перед сослуживцами:
"Увы, как и многое на этом свете, что блестит только снаружи, перевязь Портоса сверкала золотым шитьем лишь спереди, а сзади была из простой буйволовой кожи. Портос, как истый хвастун, не имея возможности приобрести перевязь, целиком шитую золотом, приобрел перевязь, шитую золотом хотя бы лишь спереди. Отсюда и выдуманная простуда, и необходимость плаща".
Ну так вот, возвращаясь к бантику. Многие воспринимают его как часть модного облика. Портос же любит, чтобы все сверкало и кучерявилось. Но на самом деле этот бантик тайное послание.
Действие романа происходит в период между 1625 и 1628 годами.
Думаю, что большинство из вас в курсе, что в 17-18 веках существовало много способов рассказать тем, кто в теме, о своём счастье или несчастье, влюбленности или нежелании кого-либо видеть при помощи неких секретных кодов. Именно тогда был придуман язык цветов, язык веера и язык мушек. Например, если дама хотела сказать своему поклоннику "да", она прикладывала веер левой рукой к правой щеке, а чтобы отказать - открывала его и прикладывала правой рукой к левой щеке. Чтобы незаметно для окружающих признаться мужчине в любви, дама закрытым веером указывала на свое сердце.
То же самое было и с мушками. В зависимости от того, какой формы была мушка и куда её приклеивали, её обладательница сообщала посвященным о своем настроении: хотела она сегодня быть кокеткой или страстной особой, ждала приглашения на ночное свидание или сама приглашала кавалера развлечься.
Конечно, таких кодов существовало намного больше. В том числе были и прически-коды. Именно такую прическу-код и носил Портос, и бантик этот появился в его волосах не просто так.
Этот бантик носил название деннет, англичане называли его лавлок - что-то вроде "локон любви". Аналогично называлась и причёска, на которую цепляли подобные бантики. Носили её только мужчины. Выглядела эта прическа как выделенный локон обязательно с левой стороны головы - со стороны сердца. Частенько его вообще заплетали в косичку, но могли оставить и просто распущенным (как Портос), и обязательно украшали бантом из дорогой ткани, кто побогаче, мог позволить себе бант с жемчугом или с драгоценной брошью. Символизировал этот бант преданность любимому человеку. Вот, например, мы видим ловлок на портрете герцога Джона Черчилля, мужа той самой всемогущей герцогини Мальборо:
Годфри Кнеллер. Герцог Мальборо в облачении рыцаря Ордена Подвязки. 1705
Здесь вопросов, конечно, больше не к бантику, а вот к этим огроменным кистям: как он с ними вообще передвигался-то? Или он их на тачке возил?
А вот здесь ловлок украшает прическу английского короля Карла Второго:
Готфрид Кнеллер Портрет английского короля Карла Второго в мантии ордена Подвязки.1649
А это Кристиан IV, король Дании и Норвегии. У него ловлок заплетен в косичку. Старый пень, а всё туда же.
Карел ван Мандера. Портрет короля Дании и Норвегии Кристиана IV ок. 1640
Ну и герцог де Гиз, который в шестнадцатилетнем возрасте стал архиепископом Реймским, потом, правда, от этого звания отказался С большим красно-золотым бантом. Золотой цвет королевского достоинства, красный - цвет страсти. И тоже косичка.
Антони ван Дейк. Генрих II Лотарингский, герцог де Гиз. 1634 Фрагмент портрета.
Думаю, что теперь всё встало на свои места. Те, кто читал книгу, помнят, что Портос несколько лет ждал, когда естественным образом освободится рука госпожи Кокнар, прокурорши и его любовницы по совместительству. Он являлся в дом прокурора в качестве бедного кузена, чтобы отобедать с "родственниками", поэтому-то он и носил ловлок, чтобы госпожа Кокнар, к которой после кончины мужа должен был перейти заветный сундук с деньгами, была уверена в его чувствах к ней и не вздумала найти замену храброму мушкетёру.
Отсюда Ранее по теме
Вязаный жакет и три мушкетера / «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978) Анна Австрийская и голубое платье: "Д’Артаньян и три мушкетёра" (1978) Платье Констанции Бонасье из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера» (1978)