Вот кто бы мог подумать, что поход в магазин Nordstrom, украшенный на праздники мухоморами (
Рождество с мухоморами), и последующее обсуждение в ЖЖ данного вроде как с первого взгляда очень странного дизайнерского решения, приведет к необыкновенно интересному открытию - фольклору, уходящему в глубину веков и очень-очень древние времена.
Всей этой интереснейшей мухоморной историей просто не могу не поделиться, при этом иллюстрациями будут в основном старые рождественскo-новогодние открытки, на которых визуально, кстати, можно увидеть, что с чем связано и через какие метаморфозы проходило.
Первоначальная информация именно по поводу немецких (и ГДР-овских) праздничных открыток нашлась почти сразу и была озвучена в комментариях: :
Известный на немецком языке как glücklicher pilz или gluckspilz (что буквально означает "счастливый гриб"), мухомор растет глубоко в лесу и найти его считается знаком удачи, подобно тому, как ирландцы относятся к четырехлистному клеверу. Это потому, что корни этого специфического гриба могут расти только в корневой зоне определенных видов деревьев, которые, как правило, являются деревьями, которые мы называем рождественскими - елками и соснами (впрочем, около берез он тоже хорошо растет)
В Германии грибы также распространены в [пред]праздничный сезон, потому что, как правило, именно в это время грибы собирают в дикой природе. В наши дни большинство немцев покупают грибы в продуктовых магазинах, а не ищут их сами. Но традиция дарить грибы и изображения грибов сохранилась.
Как он связан с Рождеством и Новым Годом?
Помимо того, что мухомор можно найти у основания "рождественских елок", есть еще одна причина, по которой этот гриб окрестили рождественским: это любимая еда оленей! На самом деле, любимое животное Санты так любит этот гриб, что оленеводы используют мешки с ним, чтобы держать их вместе и не терять отбившихся от стада оленей.
Хотя немцы, возможно, вешали сушеные грибы на свои деревья больше на удачу, чем для украшения, мы не можем не заметить сходства между мухомором и современным рождественским декором. Они оба яркие и веселые и ярко окрашены в красный и белый цвета.
Кроме того, красная, как пожарная машина, шляпка мухомора выделяется на коричневой лесной земле так же, как красный нос Рудольфа торчит в ночном небе!
А вот дальше начались загадки.
Выяснилось, что хотя традиция мухомора как счастливого талисмана характерна в основном для Германии и Швейцарии, ареал распространения все-таки намного шире (Британия с Ирландией, Австрия и часть славян типа чехов), причем явно перекликаются германские и ирландские/кельтские традиции
Tо, почему именно мухомор - счастливый гриб glücklicher pilz или gluckspilz, те же этнографы точно объяснить затрудняются.
Причины омухоморивания зимних праздников до сих пор не до конца не ясны - существуют как языковые гипотезы, указывающие на дрейф немецкого слова Glьckspilz (счастливчик) от отрицательного значения (выскочка, парвеню) к синонимичному с Glьckskind (счастливый ребенок), так и прямолинейные цветовые или мифологические толкования: на тех же открытках можно встретить контрастную божью коровку или заметить связь между севером, копытными, елью и мухоморными одеждами немецкого Вайнахтсмана (немецкого Деда Мороза).
Я в конце поста выскажу свою гипотезу
Поскольку на огромном количестве открыток мухомор изображен домиком для гномов , то начнем мы именно с этой концепции.
И именно как про домик будет он про грибы вообще - в индоевропейских легендах. В конце концов в России тоже в грибном домике в сказках живут, только обычно в домике-боровике.
Итак, легенды утверждают, что грибы представляют собой входы в сказочный мир.
Что бы вы ни думали о мистической интерпретации, с чисто научной точки зрения грибы - это действительно "вход" в грибницу, грибной мицелий, растущий под землей в почве в довольно сложных и обширных сетях.
В связи с этим интересно вспомнить про кольца фей, ну или ведьмины кольца.
Обратите внимание, на хороводы на некоторых открытках!
Кольца фей, которые также известны как кольца эльфов или кольца пикси, представляют собой естественные круги, состоящие из грибов. Грибы вырастают из земли в форме круга, некоторые из них небольшие по размеру, а другие могут достигать 200 метров в диаметре.
В разных странах Европы есть свои фольклорные сказки о кольцах фей.
По-русски это называется "ведьмины круги", и вот тут у нас небольшой ведьмин круг из мухоморов. Как правило, ведьмины круги образуются ядовитыми, несъедобными или малоизвестными местному населению съедобными грибами, так как интенсивный сбор нарушает равномерное разрастание мицелия; однако в отдалённых, редко посещаемых местах ведьмины круги могут быть образованы и хорошо известными съедобными грибами.
При одинаковых условиях мицелий гриба растёт от центра с одинаковой скоростью, образуя окружность. Со временем центральная часть грибницы отмирает из-за недостатка питания, а крайняя продолжает плодоносить. Каждый год такое кольцо расширяется на 10-15 сантиметров. Кстати, вместе с мицелием внутри кольца может умирать и трава.
Обычно диаметр ведьминого круга не превышает 20-40 метров, но в особо благоприятных условиях может достичь 200 метров
Существует много легенд у разных народов (чаще всего шотландцев, шведов и ирландцев) о том, как эльфы предлагали смертным (чаще всего рыцарям) вступить в их хоровод и принять участие в танце. При этом, если человек отказывался, мстительные эльфы насылали на него страшные болезни и несчастья. А если соглашался, то наутро, когда магия эльфов рассеивалась, человека находили мёртвым в центре ведьмина круга.
Английский и кельтский (ирландско-шотландский) фольклор относит происхождение этого природного явления к ночным хороводам фей, на месте которых к утру вырастает множество грибов. Говорили, что если люди присоединятся к танцу, то феи накажут их и заставят танцевать в кругу, пока они не потеряют сознание от истощения.
В Германии считали, что такие кольца возникают на месте шабаша ведьм. Считалось, что это место, где ведьмы будут танцевать в Вальпургиеву ночь
В австрийской мифологии в появлении колец фей были виновны драконы. Говорили, что они выжигали их на лесной земле своими огненными хвостами (напомню, что в Австрии и Венгрии в свое время обосновались пришедшие из степей гунны, авары и венгры, а там ближе к степям вообще много "Змиев" водилось, там от степняков даже Змиевы валы строили)
Роджер Желязны в своем эпическом романе "Хроники Амбера" использовал и адаптировал древний кельтский миф о ведьмином кольце:
"Мне говорили, что это случилось далеко на западе - появился небольшой круг из поганок. Внутри его нашли мёртвую девочку. Место объявили проклятым. Круг стал быстро расти и через несколько месяцев уже был в целую лигу. Внутри кольца трава потемнела и стала блестящей, как металл, но не погибла. Деревья скрючились, их листья померкли. Они гремели, даже если не было ветра, и летучие мыши плясали и метались меж ними. В сумерках там бродили странные тени - но всегда внутри Круга, и какие-то огоньки, словно небольшие костры, горели там по ночам".
Есть еще много мифических историй, связанных с кольцами фей. Некоторые культуры верят, что они являются порталами в другой мир, в то время как другие говорят, что грибы просто используются в качестве обеденных столов для фей. Существует также поверье, что они приносят удачу и что они являются знаком подземной деревни фей. Другая фольклорная история гласит, что вы никогда не должны вступать в кольцо фей, так как вы можете стать невидимым или остаться там навсегда.
Поскольку Ирландия, несмотря на довольно раннюю христианизацию, является островом и очень долго имела в основном кельтское население, именно там, благодаря достаточно долгому отсутствию некельтских примесей / переселения чужих народов, кельтские народные традиции и фольклор сохранились лучше всего и скорее всего в самом чистом виде.
Более того, они культурно повлияли на весь мир через специфические праздники - День Святого Патрика и Самайн (будущий Хэллоуин).
У тех же немцев и прочих германцев во время Великого переселения народов очень сильно изменилась религия (пришел военный культ Одина/Вотана, асы, ваны и прочий готский "новодел") и соответственно связанные с религией фольклорные традиции тоже изменились. Про тот же мухомор мы знаем в основном, что его берсерки перед битвами ели для поднятия боевого духа.
Поэтому сконцентрируемся на ирландцах - возможно, именно через кельтов кое-что удастся объяснить про "сказочность" и "удачу"
Мухомор с древних времен был известен как галлюциногенный гриб, при этом не особо ядовитый, смерть от него крайне редка. Поэтому люди использовали мухоморы как энтеоген ("вдохновленный божеством, находящийся в экстазе") - то есть наркотик, применяемый с духовной/религиозной целью.
Считается, что мухомор был очень важным грибом для друидов, которые называли его "плотью богов". Считалось, что он позволяет друидам напрямую общаться со вселенной, когда они его едят.
Видения фей так сильно связаны с грибами, что гэльский сленг для фей и грибов один и тот же: pookies. Давайте на минутку это осознаем. Всегда говорили, что путешествие за волшебными грибами заставляет пользователя "уйти с феями". Или кто-то может "уйти с пикси". И теперь вы знаете, почему.
Существует много заманчивых подсказок об использовании мухомора во времена язычества.
В Ирландии существовало понятие Imbas forosnai - дар ясновидения или провидческие способности, практиковавшиеся одаренными поэтами древней Ирландии.
В древнеирландском языке Imbas означает "вдохновение" и конкретно относится к священному поэтическому вдохновению, которым, как считалось, обладали фили (древнеирландское: вдохновленные, провидческие поэты) в ранней Ирландии.
Forosnai означает "озаренный" или "то, что освещает".
Описания практик, связанных с Imbas forosnai, можно найти в глоссарии Кормака и в мифологии, связанной с героем Фионном Мак Кумхейлом. В "Похищении быка из Куальгне" поэтесса Федельм использует свой imbas forosnai, чтобы предсказать исход битвы.
Imbas forosnai включала практикующего, занимающегося техниками сенсорной депривации, чтобы войти в транс и получить ответы или пророчество.
В кельтских традициях поэзия всегда служила основным средством передачи духовной истины. Кельтские тексты различают обычную поэзию, которая является лишь вопросом приобретенного мастерства, и "вдохновенную" поэзию, которая рассматривается как дар богов.
Так вот, эти поэты-экстрасенсы для вхождения в транс поедали "красную плоть свиньи, собаки или кошки", что вероятно, было метафорой для мухомора. Его жевали перед тем, как поэт ложился в темную комнату и искал вдохновения.
Также Imbas forosnai считали, что крапчатые вещи обладают определенными магическими силами.
В связи с этим хочется еще раз вспомнить берсерков с их мухоморами и то, что в ранне-скандинавской (языческой) культуре были также очень сильны традиции стихосложения. При этом скальды выступали в специальных Медовых (бражных) залах, где существовали определенные ритуалы распития меда... так вот что там они могли в свой мед добавлять ритуально - вопрос, конечно, крайне интересный. Не знаю, есть ли перекрестные исследования германо-кельтских традиций в смысле поэзии и поиска вдохновения для поэзии этой.
И вот еще один интересный факт. Многие знают, что Хэллоуин, или Самайн, берет свое начало в кельтской Ирландии.
Древние ирландцы верили, что в это время мембрана между этим миром и Потусторонним миром становится тонкой, и существа могут пройти сквозь нее.
Феи (как добрые, так и злые), лепреконы, пикси, эльфы и даже одноглазые монстры могут свободно войти в этот мир. Фактически, весь спектр нечеловеческих сил может бродить по земле в Самайн.По совпадению, в Самайн наступает сезон "волшебных грибов" - мухоморов - открываются порталы в "Bолшебную страну" / Потусторонний мир
Поскольку на открытках присутствуют бесконечные гномы, давайте попробуем связать мифологию кельтов и германцев.
Как известно, еще в Бронзовый век кельты доминировали в Европе как искусные металлурги. Жили они, естественно, в основном в горах, где можно было добывать руду, включая золото, отсюда все эти древние сказания о гномах- рудокопах и лепреконах, стерегущих горшочек с золотом
Слово "гном" вероятно происходит от лат. gēnomos -"подземный житель", или от др.-греч. Γνώση - "знание"
Это карлики из западноевропейского, в первую очередь германо-скандинавского фольклора, частые герои сказок и легенд, персонажи низшей мифологии народов Европы. Согласно сказаниям, они живут под землёй, носят бороды и славятся богатством и мастерством. Как видим, слово греческого или латинского происхождения, то есть, видимо, появившееся во время или после Великого переселения народов.
Слово "эльф" намного более древнее. Эльфы - волшебный народ в германо-скандинавском и кельтском фольклоре. Cами ирландцы слово эльф не употребляли, употребяли слово "сиды" или "ши".
Происхождение слова "эльф" проследить достаточно тяжело. Есть несколько гипотез, одна из них гласит что оно связано с валлийским или ирландским ellyl / aillil, что значит "сияющий". Еще несколько гипотез возводят это слово к общим индоевропейским корням и связывают в том числе с санскритом и с обозначением класса низших божеств, вызывающих плодородие и богатство, значение в этом случае "хитрый, искусный, изобретательный, разумный"
Описания эльфов в различных мифологиях различаются, но, как правило, это сейчас красивые, светлые, даже сияющие существа, духи леса.
Красивые и светлые, потому что эльфы отделились от гномов.
Раньше в германской мифологии существовали два типа альвов/эльфов: верхние (светлые) и нижние (тёмные, или свартальвы). Темные альвы/эльфы жили под землей и согласно Эдде создавали для богов волшебные вещи. В позднем фольклоре этот образ полностью слился с гномами.
Так вот, во время Великого переселения народов кельты были либо выдавлены со своих территорий далеко на запад и сохранились очень кластерно типа ирландцев, либо были ассимилированы - в основном германцами, изредка славянами типа чехов. Ну а при ассимиляциях мы всегда имеем слияние культур, особенно, если культура продвинутая.
Кельты как металлурги и носители специальных технологических знаний, безусловно, обладали очень продвинутой культурой. И, растворившись в пришельцах, они одарили и обогатили этих пришельцев культурно. Именно поэтому в германском и кельтском фольклоре так много общего, при этом те же вещи можно заметить и у отдельных славян типа чехов.
Кстати, в голландском фольклоре есть некий персонаж кабayтер (Kabouter) - аналог ирландского лепрекона, норвежского ниссе, шотландского брауни, немецкого кобольда.
Их часто путают с гномами.
Так вот основное различие между кабаутерами и гномами сводится к местам обитания: кабаутеры обитают в жилищах людей, мельницах или грибах, в то время как гномы живут преимущественно в лесах или под землёй.
Как вы понимаете, в христианские времена всякие языческие традиции и практики практики употребления галлюциногенных препаратов вместе с друидами и прочими видами жрецов и шаманов канули в Лету, тем не менее, сохранившись в народных традициях и обрядах, в частности, в том, что считать талисманом на счастье.
В Германии счастливыми талисманами на Новый Год (именно так, а не христианское Рождество!) считаются марципановая свинка, четырехлистный клевер (это, наверное, скорее всего общеиндоевропейская традиция, в России тоже считалось большим везением найти четырехлистный клевер), подкова и волшебный/сказочный гриб мухомор.
Пишут, что раньше, в старые добрые времена натурального хозяйства, елки в зимний праздничный сезон украшали не в доме, а прямо на природе и чем бог послал. В дополнение к природным шишкам их украшали орехами, яблоками, грибами. И яркие красно-белые мухоморы в качестве украшения, конечно же, смотрелись очень эффектно. Они, кстати, и в сушеном виде сохраняют очень яркий и красивый цвет.
Ну и собственно, именно это все мы на открытках и видим - свинки, клевер, подковы, мухоморы, а в дополнение к ним сказочные гномы.
Про этом открыток с Санта Клаусом и мухоморами практически нет, так как Санта Клаус и сам очень недавно созданный персонаж. Есть мнение, кстати, что красный кафтан на Санте - это дань праздничным традициям украшения елки чем-то красным, вот теми же мухоморами.
А еще же есть сказочные эльфы - помощники Санта Клауса
Рождественские эльфы как помощьники Санта Клауса в мастерской игрушек закрепились в массовой культуре только в 1880-е годы - благодаря стараниям писательницы Луизы Мэй Олкотт, журнала Godey's Lady's Book и писателю Остину Томпсону.
Как вы думаете, откуда всем этим людям и журналам пришла в голову идея с гнoмами?
Рождественские эльфы-помощники Санта Клауса, кстати, в разных странах проходят сейчас собственную эволюцию и ассимиляцию, часто превращаясь в гномов - в Норвегии, Швеции и Исландии сливаясь с ниссе, томте и йоласвейнарами
В последние годы в связи с превращением западных христианских стран в некие мультикультурные и мультирелигиозные территории празднование Рождества все больше и больше заменяется на празднование неких "Сезонных праздников", "Зимних праздников" и т.д. С возникновением новых традиций или выкапыванием из прошлого старых языческих.
Вот и мухомор выкопали. Сейчас можно и массу елочных игрушек в виде мухоморов купить, и новые современные праздничные открытки с мухоморами начали делать.
И магазин Nordstrom к праздникам мухоморами украсили (с чего, собственно, все и началось)
В заключение я все-таки выскажу свою интерпертацию того, почему мухомор считается символом удачи или счастливым талиcманом.
Обратите внимание на мешки с деньгами на открытках!
Будем считать, что помогли мне не только кельты и их феи и пикси, но и "Уральские сказы" Бажова, там тоже герои шли за удачей к Великому Полозу, который под землей жил, или к Хозяйке медной горы. И если находили путь туда, то могли и какое-то вознаграждение получить. Тот же Великий Полоз золотом одаривал.
Ну так вот, если мухомор - это волшебный вход в волшебный мир всяких фей, эльфов, гномов и лепреконов, то с этой точки зрения его вполне можно рассматривать как счастливый талисман.
Не с точки зрения наесться pookies и "уйти с феями"/ "уйти с пикси", и даже не с точки зрения приключений "Алисы в стране чудес" (научно хорошо изученным эффектом от поедания мухомора являются галлюцинации по поводу изменений размера и роста), а вот типа как поймать лепрекона с горшочком золота, клад найти, наследство получить, в торговле или еще каких делах финансово преуспеть, приподняться на рынке акций, ну в конце концов жениться / выйти замуж в семью с деньгами - вот в этом смысле.
Вот такая мухоморная история
****************************************
Кстати, не совсем в тему, но еще раз - вот если посмотреть, как германцы ассимилировали кельтов, то четко видны глубокие следы взаимодействия культур.
А вот эти псевдо-скандинавы русы, якобы шведы из Уппсалы, ну ведь ничего скандинавского вообще не принесли... Пустота... Ноль и дырка от бублика...Все, что в России фольклорно видно (кроме сельскохозяйственных практик или чего-то сильно древнего общего индоевропейского) - это следы славян, балтов, финно-угров, тюрок... Скандинавского следа в фольклоре нет. Вообще.