Модный советский гламур фильма "Любовь Советского Союза" (2024)

Dec 16, 2024 23:30



После просмотра дико разрекламированного фильма "Любовь Советского Союза" ощущение у меня было неоднозначное, не знаю даже, как его попонятней описать.

Ну если совсем коротко, то "советский гламур в виде распальцовок"
Сам фильм красивый, костюмы и декорации не подкачали. Но на этом, пожалуй, все художественные достоинства фильма и заканчиваются. Сценарий - развесистая клюква, что-то типа "Матильды", только из другого времени.
Поэтому, поскольку костюмы действительно красивые, начнем с них - с интервью художника по костюмам Екатерины Шапкайц. После того, как вы прочитаете крайне интересные мысли про классовость советского общества и особую элитность, вернее элитарность, конкретно советских кинодеятелей, мы можем перейти и к отзывам о самом фильме****************************************************

Главные герои фильма - люди 30-х годов.  Прототипом главной героини была Валентина Серова, но это совершенно не иллюстрация ее жизни, а просто навеяно некоторыми фактами ее биографии.  Это собирательный образ. Ангелина [Стречина] играет собирательный образ советской кинодивы 30-х годов (Серова, Орлова и т.д.)

Что отличает моду 30-х от других эпох?
В каждом десятилетии менялся силуэт прежде всего Очень много было шелков, шифона, крепдешина. Это какие-то такие нерезкие обвивающие фигуру формы и что-то такое легкое.



И когда мы одевали главную героиню, мы как-таз подчеркивали ее похожесть на какого-то мотылька, бабочку, что-то в этом роде, что очень соответствовало ее внешнему виду во время ее истории любви с летчиком , потому что он такой мужественный, такой статуарный, а она такая порхающая, легкая, весенняя, и у нее соответственно такие же платья были в таких цветах - расцветающих каких-то цветов весенних. Ну что было очень модно как-раз в 30-е годы.



Ангелина Стречина  в роли актрисы Галины Ковровой  и Кирилл Кузнецов  в роли ее первого мужа летчика-испытателя Анатолия Коврова

Когда начинаются 40-е годы,  меняется совсем историческая картина всего- и более резкий силуэт, и больший акцент на плечи, юбки делаются короче и влияние мужского костюма усиливается



А я правильно понимаю, что существовала некая мода элит, которая приходила как-раз из голливудского кинематографа, может быть что-то еще из французского, и существовала мода обычных людей Это были бoлее простые костюмы, более простые платья Это так? Было какое-то различие классовое?
Ну оно было, есть и будет, оно всегда есть, классовое различие

Ну сегодня мне кажется вопрос как-раз вкуса.  Либо у человека есть вкус, либо его нет. Здесь очень сложно по костюмам  сегодня определить
Hу некоторые носят подлинники Гуччи, а некоторые носят китайский Гуччи - в этом смысле оно осталось. Но вообще, конечно, эти рамки не такие жесткие как были. Конечно, не все могли себе позволить так одеваться, как скажем, Любовь Орлова и т.д., потому что совсем другие были источники знаний и совсем другие источники добывания этих костюмов - где они шились, откуда они привозились и так далее

Все костюмы шили или что-то было винтажное?
Все костюмы на главных героев и героинь мы шили сами. Винтажными были реплики какие-то, какие-то кофточки, потому что на самом деле мы не преследовали цели вот именно антикварных вещей много делать, потому что время, когда эти герои были молодыми и костюмы были молодыми, они были новыми, только что сделанными, поэтому это немножечо другой эффект. Но у нас другая задача стояла - во славу песен, молодости, расцветающей любви, поэтому костюмы все такие, как будто бы только что их сшили.

Тогда носили купальники с юбочками. Мы шили все это



Черных шляп было три. Если шел дождь, эта шляпа кукошилась и стягивалась, поэтому ее приходилось растягивать. И пока реанимировали одну шляпу, героиня носила другую, нескукошенную.



А раскажите подробнее про шляпы. Вы их шили специально?
Ну конечно. Антикварных шляп много сохранилось. Особенно много 50-х годов шляпок осталось. Но мне тут нужно было по эскизу, по силуэту вот к конкретному туалету подбирать конкретную шляпу. Поэтому все мы делали сами в основном



Екатерина, раскройте секреты модниц 30-х годов. Где они находили наряды, где брали? Может быть заказывали что-то или привозили какие-то костюмы?
Ну вот как-раз тот слой населения, про который мы рассказываем, у них были возможности. И привозили из-за границы, и они сами ездили за границу. Потом был Торгсин так называемый [ликвидирован в 1936 году], торговый синдикат, который торговал вещами на валюту, то есть для дипломатов и для иностранцев, для людей, у которых была валюта, там были товары совершенно другого качества. И потом там были замечательные мастера и замечательные ателье. И еще работала и Александра Лямина, и Ламанова. Потом, где-то в 35 году было открыто 2 ателье - одно на Большой Дмитровке, другое на Кузнецком мосту, где были очень хорошие мастера и очень хорошие портнихи. И у них были уже лекала и были журналы мод привезенные, и там шились в основном, обшивались в основном жены дипломатов, жены членов правительства и конечно артисты



Ангелина Поплавская в роли актрисы Таисии Аграновской и Фёдор Федотов в роли актера Пашки Шпигеля

То есть там был свой мир. Вообще я хочу сказать, что вот эта традиция театрального костюма и вообще портновского дела, так сказать, она была очень хорошо развита до революции, и эти традиции они пошли и дальше. Вот Ламанова начинала до революции [шила для императрицы и царского двора], но она была одна одна из ведущих модельеров вообще в советское время [обшивала актрис и делала костюмы для фильмов]



Cуществовали вообще очень хорошие художницы, ну, например, Степанова, Эстер и т.д. Мухина, кстати. Они внедряли вот эту проф одежду, но она была вообще великолепно принята на ура во Франции, потому что она соответствовала духу эпохи.

Но наверное доступа у обычных людей к этому не было?
Не было

А кто были самые модные девушки Советского Союза в 30-е годы? Это актрисы, это жены дипломатов, как Вы сказали? Наверное, жены партийных работников?
Да, но вообще на самом деле это конечно актрисы, потoму что актрисы это были красивые все абсолютно женщины, которые постоянно вращались в обществе и они же были на приемах и в Кремле и везде. Для чего их приглашали? Их приглашали как-раз для этого для самого, чтобы они создавали атмосферу какого-то высшего света и освещали всех вокруг красотой. Естественно, им просто нужно было выглядеть.  Это раз.
[Selyanka1 ON: их еще подкладывали в постель в качестве медовых ловушек, как иностранным дипломатам, так и отечественным партийным деятелям в рамках внутрипартийных разборок за место в пищевой пирамиде, некоторые особо популярные "медовые ловушки типа Окуневской пали в результате внутрипартийной "постельной" борьбы и были отправлены в ГУЛАГ, а потом написали всякие странные мемуары, дабы себя обелить (не виноватая я), а других очернить - Selyanka1 OFF]
Ну и конечно есть всякие истории жен дипломатов особенных, или каких-то редких членов правительства, но не всех, у которых тоже был вкус и возможности вот так вот одеваться. Но это был очень узкий круг.



Ангелина Стречина в роли актрисы Галины Ковровой и  Роман Васильев - драматург Кирилл Туманов

Но тогда был все-таки особый культ селебрити, да? То есть несмотря на отсутствие доступа у обычных людей к модным изыскам все равно актрисам старались подражать.
Конечно, и все смотрели кино и шили где-нибудь у себя в Вышнем Волочке из чего Бог послал а ля там Орлова. То есть все-равно мысль убить нельзя и особенно если послевоенную моду взять, нью лук, например, вот он у нас как широко пошел - у нас пошел чудесно, у нас стали красивейшие вещи шить.  Они же просты очень, там просто 7 метров надо, а в общем то я помню, видела эти платья на фотографиях в большом количестве. Ну это другие были материалы, но силуэт то тот же . Поэтому конечно какая-то связь, диффузия, сила она всегда присутствовала

А можно сказать, что модницы того времени вдохновлялись в кинотеатрах? Или были еще какие-то источники вдохновения?
Ну конечно в кинотеатрах. Потому что это самый доступный был источник информации. Ну кино же было массовое абсолютно. Я поэтому и говорю, что вот люди увидели Орлову, вот такая у нее юбка, вот такое у нее платье, и это все можно сконструировать, если у человека есть какие-то навыки. Или, например, я помню интервью Славы Зайцева , которoму нравилась как-раз Серова, и вот это вот маленькое платье в фильме "Жди меня" с маленьким кружевным воротником побудило его вообще стать модельером.  Поэтому это все конечно очень действовало. Кинo вообще страшно действовало во всех сферах деятельности человеческой, именно имеется в виду советский народ



Ну вот интересно. Пошел в кино, увидел образ Орловой, захотел такое платье, но для этого наверное нужно мастера из ателье привести в кинотеатр, потому что сегодня сфотографировал, принес фотографию, а тогда как?
Mастер ателье сидел в этом зале в первом ряду, а закзчик сидел в третьем, потому что все смотрели одни и те же фильмы по 85 раз. Это же были герои народа, вот такие на самом деле народные артисты. То есть кумир был безусловный. Вот Валентина Серова, Орлова, кто у нас там, Ладынина, вот, пожалуйста.

В фильме есть сцена, когда героиня приносить журнал модный с лекалами, выкройками, это исключение было?
Конечно исключение. У нас первые журналы появились в середине 30-х годов - уже появились журналы с лекалами, потому что все вот эти 20-е, там вот такое шло бурление, бурление, бурление, а 30-е годы это такая уже немножечко остановка и какое-то уже спокойствие небольшое. И стали уже обращать внимание на момент, что надо уже как-то думать об одежде, женщинах и т.д. Особенно в середине 30-х годов был такой особенно момент уже развития и легкой промышленности, и собственно работы ателье. Уже ателье появились, сначала такие элитные ателье, а потом постепенно, постепенно их появлялось все больше и больше, а как-раз первое ателье - это середина 30-х годов.
Кстати, еще были просто индивидуальные мастера, например, какой-нибудь Иван Иваныч Иванов и все, например, Качалов и прочие, шились только у него. И у него запись была на 3 года. Их было, в Москве особенно, много. Ну, естественно, и в Ленинграде, пoтому что театральные мастерские, там как-раз ремесло оставалось на прежнем уровне, и театральные как-раз закройщики, они тебе могут и современность, и театральный костюм 19 века какого или 17 сшить так же прекрасно как и самую последнюю модель, и сконструировать что-нибудь такое по картинке, по фотографии. Поэтому существовали еще такие конкретные очаги просто закройщиков, к которым шла запись, о которых сарафанным радио все про них знали, и все там очень заботились о том, чтобы не пропустить свою очередь

А Вы принесли нам журналы. Я так понимаю, что это журналы как раз 30-х годов?
Да, мне очень повезло, что мне подарили коллекцию модных журналов 30-х годов. 34-39 год. Это немецкие журналы, но все это, конечно, идет из Парижа, ну там же все очень близко и информация быстро приходит.  У меня огромная пачка этих журналов, и это очень помогает нам, потому что это огромное количество силуэтов, фасонов и "запах эпохи". Вот даже то, как модели нарисованы, какие у них каноны, что них голова в длину тела не 7 раз помещается, а 11, то есть совершенно вытянутые такие готические линии. Там еще крой есть.  Вот видите, везде присутствует шляпа.  Мы не то что копировали это все, но силуэт, какие-то детали просто брали, потому что на самом деле не всем фигурам, кстати, подходят такие силуэты, но у главной героии замечательная фигура, поэтому никаких проблем не было.





Кстати, девушки на картинках очень худые. Тогда тоже был культ худого тела?
На самом деле это, конечно, стилизация, таких девушек навряд ли можно встретить, но видимо вот эта вот удлиненность формы, потому что длинные платья до щиколоток были, такая струящаяся какая-то фактура.  То есть это все подчеркивалось просто этим рисунком.  На самом деле, если даже посмотреть на фотографии живых людей в этих костюмах, они, конечно, не так выглядели. Потому что невозможно такие ноги иметь. Это, конечно, стилизация, но тем не менее тут крой то заложен. Вот какой-то годе или какие-то складки. И в результате получается все-равно эффект, очень приближенный к этим фасонам





Мне еще очень интересно, как наши советские дивы выглядели в повседневной жизни, потому что на экране они были очень яркими. И у Ангелины [Стречиной] очень яркие наряды. А вот допустим выйти в магазин или, я не знаю, ребенка из детского сада забрать. Неужели они так же ярко выглядели?
Орлова, как мы знаем, она не выходила в магазин если у нее нет какого-то туалета и т.д. и т.д. Что касается Валентины Серовой, судя по ее фото, ей вообще наплевать было, как она выглядит, потому что она такая была женщина - огонь. Это совершенно не умаляло количество ее поклонников. Она была другой человек просто. Это уже вопрос не "модно - немодно", а просто вопрос к характеру человека.

И потом 30-е - это же время  сталинских репрессий Кто-то, наверное, боялся, как-то сильно выделяться и показывать свой материальный достаток может быть
Ну, например, Окуневская Вот она совершенно не боялась, как мы знаем но дело кончилось плачевно.  Но я думаю не от этого оно кончилось плачевно. [Selyanka1 ON: Ну еще бы! Не вылезать из разных высокопоставленных постелей - как отечественных, так и иностранных! Судьба Мата Хари всегда кончается плачевно, в любом этническом исполнении.  Selyanka1 OFF]. Вообще, это был действительно бомонд, это такая элита была, особенная. Это сейчас стало известно, потому что написали мемуары (та же Окуневская, скажем), опубликованы какие-то фотографии, и так далее, и так далее. Тогда, я думаю, это было все закрытой информацией, никто ничего особенно не знал. Это была какая-то информация внутри одного круга.

Поэтому Ангелина на прием к Сталину ходила в достаточно скромном платье?
Я думаю, на самом деле там были инструкции, как нужно выглядеть, потому что мне кажется, что это все протокольно.



Александр Устюгов в роли Сталина, Ангелина Стречина в роли актрисы Галины Ковровой и Кирилл Кузнецов в роли ее первого мужа летчика-испытателя Анатолия Коврова

Протокол был, наверное, и для мужчин, и для женщин
Да-да-да. Существует прием официальный и существует какая-то пьянка,  уже другого характера, после спектакля, скажем, продолжение банкета и так далее. Там позволительно, но это совсем другой тип приема.
Или какой-то дипломатический прием. Там меха, бриллианты. Каждый раз - это же, собственно, дресс-код.  Но в нашем случае это молодые комсомольцы.  Хотя в фильме есть еще оди неофициальный прием, где Ангелина в свитере. И в юбке. Такой ужас на самом деле. Бедные дети!

А что это за костюм был, о чем вы сейчас?
Было 2 встречи со Сталиным.  Одна в платье, а другая в свитере и юбке шерстяной. [Selyanka1 ON: Выдвинутую на сталинскую премию пьесу никто из присутствующих на заседании у Сталина не видел, кроме главного театрального функционера, поэтому всех актеров срочно посреди ночи разбудили и привезли в Кремль сыграть спектакль. Спектакль понравился. Премию получили - Selyanka1 OFF].
Вот кусок повествования скорее всего ближе к настоящей Серовой, очень много есть фотографий, где она в накинутом кителе Симонова, в какой-то шинели, в какой-то шубе кривой, что-то такое, с какой-то кубанкой. И при этом совершенно лучистые глаза То есть она такая же красавица, но в совершенно такой одежде абсолютно не дивы. Поэтому вот эта вещь, она только, по-моему, раскрывала какую-то новую грань нашей героини, что она не только такая принцесса, но она еще может и дров нарубить



Валентина Серова с мужем, летчиком-испытателем Анатолием Серовым, 1938 год. В фильме "Любовь Советского Союза" такого ни в коем случае не показывают, даже на фронте там везде гламур и элитарность

Актриса Валентина Серова и писатель Константин Симонов

А как менялись мужские костюмы в соответствии со всеми этими яркими событиями той эпохи
В фильме даже есть сцена на эту тему, когда мы героя из одного образа превращаем в другой. И все, о чем мы сегодня говорили здесь, показано в фильме. Это про драматурга Туманова [прообраз Симонова]. Актриса Галина Коврова его одевала. Выбирала ему костюмы

А что за магазин?
Это тот самый магазин Это был... Как назвать? ... Pаспределитель или что-то в этом роде, да? Это для избранных. Не Tоргсин, но это какая-то вещь, где могут именно такие круги одеваться. А поскольку она у нас актриса была уже очень известная и уже  к тому времени Лауреат Сталинской премии, она одевалась там. И она привела туда своего спутника

А расскажите еще, что в нашей сегодняшней моде из той эпохи, потому что я так понимаю, что очень много всего И платья вот эти вот шелковые, и, наверное, что -то еще
Да, потому что это такие силуэты, которые, раз найдены, не пропадают. Они периодически появляются в моде вновь, еще раз и еще раз Если взять какие-то события, премьеры какие-то, Канны или Венецию, то половина моделей, которые там будут, это 1930-е годы. В общем, классика никогда не бывает плохой или некрасивой



А в повседневной одежде?

В повседневной одежде... ну там в основном длина брюк у нас как-бы то туда, то сюда. В 1930-е по сравнению с 1950-ми, кстати, примерно длина брюк... То есть сейчас более узкие брюки существуют, но существуют и широкие. Вот эти пляжные, например, белые брюки, - это абсолютно современная вещь . Вот это огромные клеши, в которых сейчас сплошь и рядом, в которых сейчас сплошь и рядом люди ходят. Ну а классический костюм! Его сейчас надень, этот костюм, который Рома [драматург Кирилл Туманов] носил, и это будет совершенно потрясающий модный костюм. Потому что они удобные, элегантные и как бы не мешают человеку, а наоборот, помогают ему существовать как-то.

Мне кажется, что в какой-то момент у нас наступит некий переизбыток оверсайза и в моду вновь войдут вот эти приталенные женственные пальто.
Так всегда бывает, потому что после 1930-х годов пошла совершенно другая мода.  Четкая, жесткая, эти плечи горизонтальные, короткие юбки и так далее. Потом это все надоело и явился нью-лук . То есть прошла страшная война, люди захотели цветов, женственности. И тут явился нью-лук.







Нью-лук уже потом надоел, потому что эта переизбыточность , какая-то слишком декоративность ... Захотелось чего-то другого. И раз. 1960-е. Совершенно другие. Мини-юбки, рубленные какие-то трапеции и так далее. Дальше идут хиппи, абсолютно другой стиль.
То есть каждые 10 лет мы понимаем, что созревает в этот момент антидвижение.  То есть можно даже предугадать, что будетв следующие 10 лет. Раз мы сейчас носим оверсайз, через какое-то время у нас все будет в талию и так далее.

А можно сказать, что Советский Союз все-равно всегда отставал немного  по модным течениям и немного позже это к нам приходило?
Конечно, да.

Вы это в кино тоже учитываете, да?
Наши героини не отставали. Как-раз эти круги, они были абсолютно... Вчера в Париже, сегодня у нас. Поэтому тут они..  Когда Марлен Дитрих дружила с Орловой, скажем,.. или Чарли  Чаплин дружил с Орловой. Или помните, эти все Лили Брик "Щеня, привези ка мне чулочки, что там еще в Париже носят..." То есть это были такие... Но это был очень узкий круг
[Selyanka1 ON: У меня есть посты о том, в чем советские актрисы ездили в Канны и на прочие международные мероприятия, правда уже после войны, так там реальные воспоминания актрис выглядят намного скромнее - сшила сама, сшила в театральном ателье, одолжила у подруги, даже рядом не стояло таких понтов и распальцовок, как здесь описано. - Selyanka1 OFF]

А что в 30-е годы было таким самым продвинутым? Какие-то были высокотехнологичные ткани? Нейлон тогда, по-моему появился, или что-то?
Hейлон то может и появился, но в одежде нейлона еще не было, потому что все-таки это были естественные настоящие шелка. Капрон появился в 1950-х годах, по-моему. Капрон. Дедерон и так далее. После войны с развитием, таким взрывом экономическим химической промышленности, появились все эти ткани. В 1930-е еще по старинке ехали. Фильдеперсовые чулки, фильдекосовые чулки. То есть это трикотаж тонкий хлопчатобумажный или тонкий шелковый. Но это очень красиво. Сейчас вот такое надень, так все будут в восторге.
Отсюда

****************************************************
Я специально поставила этот пост сразу после поста о Кадетском бале в Москве. Бале для настоящих российских элит, тех, которые будут строить будущую Россию. Бале, который заменил продвигаемые до недавнего времени в России  англосаксами балы Татлера  - с целью назначить в элиту обвешанных бриллиантами самовлюбленных, эгоистичных  и продажных "деятелей от культурки", результаты прихода к власти которых мы можем прямо сейчас наблюдать в несчастной Украине.

Когда лично я смотрела этот фильм, мне вспоминался великий Булгаков и его "Мастер и Маргарита", гениальное произведение, где элитарность прорвавшихся из грязи в князи и совершенно потерявших берега  советских "деятелей культурки" была нещадно высмеяна.
В "Любови Советского Союза" показывают эти же самые круги - уровня членов МАССОЛИТа и работников/публики варьете, но показывают их не высмеивая, а, наоборот, героизируя. "Да вы знаете, кто я такая" и прочий нарцисизм.
Короче, собрались избранные от культурных Ылит, у которых народ не тот, а сами они всегда чего-то от государства якобы недополучали и вообще ГУЛАГом на всю голову обиженные, и сняли фильм о том, как, собственно, все начиналось.
Все это так не случайно в фильме получилось, создатели именно ставили себе целью показать, как и почему в 1930-е годы в СССР зародилось кастовое кинообщество, считавшее себя выше других и неприкосновенным, более того, они почему-то посчитали, что зрителям это все должно понравиться и они киношников в виде новой кастовой элиты должны еще больше полюбить. Вон какое название специфическое фильму дали!
И в интервью про костюмы и образы вообще даже не стеснялись называть вещи своими именами - никакой больше у них ложной скромности. Классы были всегда, и мы тут в кино - высшая каста!

Вдогонку хочу дать ссылки на пару рецензий. Народ не понял гламурной фигни. И не оценил. Фильм "Любовь Советского Союза". Россия, 2024 г.

В кино - «Любовь Советского Союза». Стоит ли смотреть новый блокбастер Константина Эрнста?

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up