В 2015 году на телеэкраны вышел один из первых российскиx очень масштабных историческиx телесериалов "Великая" - о судьбе немецкой принцессы Софии Августы Фредерики Ангальт-Цербстской, ставшей российской императрицей Екатериной. И этот сериал стал одним из самых дорогостоящих проектов как "Первого канала", так и всего российского телевидения
Сериалу был вручен профессиональный приз Ассоциации продюсеров кино и телевидения в области телевизионного кино в категории "Лучшая работа художника по костюмам" (Татьяна Баранова)
Поэтому давайте сначала поговорим о том, как создавалось все это великолепие, а потом поднимем проблемы ляпов и их причину - тема на самом деле актуальная и интересная. Hекие важные с моей точки зрения моменты я в тексте подчеркну
Кадр из сериала. Художник по костюмам Татьяна Баранова
События в сериале "Великая" охватывают период с 1744 по 1762 год. Эта эпоха крайне сложна по подбору реквизита. "В антикварных магазинах редко можно встретить предметы XVIII века, а то, что есть, очень дорого. Однако для съемок нам удалось найти несколько оригинальных вещей того времени: письменные приборы, мушницу, чернильницу, бронзовый колокольчик, подставку под часы и статуэтку сатира", - делится Ольга Ронжина, которая занималась подбором реквизита для сериала. Также на проекте работал консультантом историк из "Эрмитажа". Подготовительные работы длились три месяца. За это время нужно было собрать весь необходимый реквизит, костюмы, продумать образы.
Кадр из сериала. Художник по костюмам Татьяна Баранова
Специально для съемок "Великой" изготовили: 30 вееров, более 500 искусственных цветов, гирлянд и бутафорских фруктов. Столы во время съёмок застолий сервировали антикварной посудой. На заказ были отлиты 10 оловянных 10-сантиметровых солдатиков для Петра III. Даже карандаши, попавшие в кадр, внешне соответствовали стилю XVIII в.
Кадр из сериала. Художник по костюмам Татьяна Баранова
Ювелиры воссоздали более 100 монет: 74 серебряных (различных государств, в том числе России, Франции, Германии) и 40 золотых с профилем Елизаветы и Петра III. Оружие для сцен закупалось в Испании.
Также для проекта было отшито: постельное белье, одеяла, скатерти, кожаные сумки для охоты и кожаные папки. "При подготовке мы собрали огромное количество материалов: что и как носили, как выглядела нижняя одежда, как одевались горожане, крестьяне, садовники, няни, монахи, епископы, военные, цари и их окружение - фрейлины и фавориты. Для исторического фильма всегда что-то шьется специально, но большая часть берётся на прокат. Несколько костюмерных есть в Петербурге, но иногда дешевле привезти из-за границы, например, из Праги.", - делилась подробностями работы художник по костюмам проекта Татьяна Баранова.
"У героини Юлии Снигирь около 25 нарядов - и если все их отшивать, то не хватит никаких бюджетов. Аристократические наряды XVIII века кроили из натурального шелка, атласа и парчи, чтобы сейчас получить необходимый благородный блеск, мы заказываем дорогие портьерные ткани из Испании, Италии, Франции. Нередко берем недорогие отечественные материалы - за прошедшие двести лет появились такие, которые вполне убедительно имитируют роскошные отрезы. Это совершенно оправданно - зритель просто не рассмотрит фрейлину, стоящую во втором ряду. Плюс отделка настоящими кружевами с металлической нитью и искусственным жемчугом, бижутерия, работа гримеров над убедительными париками - все вместе и создает достоверный образ", - рассказывает Татьяна Баранова.
Траурное платье Марии Антуанетты (оно точно черное во всех описаниях нарядов фильма) Видимо, фото неудачное
В Италии в ателье Тerelli и Peruzzi Costumi d'Arte костюмер проекта Татьяна Баранова нашла исторические костюмы из картин
"Леопард" Лукино Висконти (1962) - действие происходит в 1860 - 1861 годах;
"Эпоха невинности" Мартина Скорсезе (1993) - - действие происходит в Нью-Йорке конца 1870-х годов. и
"Мария-Антуанетта" Софии Коппола (2006) - действие происходит в 1770 - 1789 годах. Екатеринe II в этот период времени 41 год - 60 лет
Так, в одном из эпизодов героиня Юлии Снигирь появилась в черном платье Кирстен Данст из фильма "Мария-Антуанетта" Софии Копполa.(2006)
Кадр из сериала "Великая" Платье Марии Антуанетты на Екатерине II. Художник по костюмам Татьяна Баранова
Екатерина Дашкова и Екатерина II в платье Марии-Антуанетты
Кроме того, в отечественной многосерийной драме был использован наряд актрисы Кэтрин Зета-Джонс из американского сериала ""Екатерина Великая" (1995)
Арендованный наряд актрисы Кэтрин Зета-Джонс из американского сериала ""Екатерина Великая" (1995) в сериале "Великая"
Арендованный наряд актрисы Кэтрин Зета-Джонс из американского сериала ""Екатерина Великая" (1995) в сериале "Великая"
Слева Кэтрин Зета-Джонс в американском сериале ""Екатерина Великая" (1995), справа коронационное платье Екатерины из Музеев Московского Кремля
Всего же в России и Италии для проекта было отшито и взято напрокат 1000 женских, 1000 мужских костюмов, 500 военных униформ. На каждое женское платье уходило по 15 м ткани.
Ольга Медынич - Елизавета Романовна Воронцова, фаворитка Петра lll
Светлана Фролова - княгиня Екатерина Романовна Дашкова
Также изготовлялись каркасные панье [Selyanka1: в России это называлось по-немецки фижмы, странно, что костюмер не в курсе] два три метра. 2000 пар обуви для дворян и ботфорт для военных было изготовлено и арендовано. В среднем один костюм в зависимости от материала и наполнения весит от 7 до 10 кг. Платье для венчания, платье для коронации и мантия Екатерины II - точные исторические копии, созданные по эскизам и крою того времени.
Корона для киношной императрицы была точной копией коронационной короны Екатерины II. Её вес составлял около 3 кг. Изготовление заняло больше месяца. Мастер-стеклодув Игорь Фролов создал и огранил увенчивающий корону красный камень, похожий на рубеллит.
Якобы точная историческая копия платья Екатерины с портрета слева. Грима как на картине (румян) на актрисе вообще не видно. Но зато добавили абсолютно нехарактерное для того времени украшение из кристаллов Сваровски.
Ориентиром для гримеров сериала "Великая" служили картины XVIII века. "Мы напечатали 300 портретов той эпохи и обклеили ими всю гримерку", - вспоминает Татьяна Вавилова, ответственная за грим на проекте. Грим каждой актрисы длился по полтора часа каждый съемочный день.
Елизавета Петровна переодевалась в день по 4 раза, у нее было 4000 нарядов. Императрица любила, чтобы у нее все было лучше, чем у других. И если, например, какая-то дама позволяла себе прийти на бал в интересном наряде или украсить волосы необычным цветком, Елизавета могла обрезать кружева на платье или вырвать цветок прямо с волосами.
Наталья Суркова -Елизавета Петровна, императрица
Из буйволиного волоса было изготовлено 20 париков (очень опытный мастер делает один парик 10 дней) и переделано 22 арендованных парика. Парики из буйволиного волоса намного сложнее причесывать, чем из человеческого: эти волосы непослушные, жесткие, торчат в разные стороны. И хранение таких париков также имеет свою специфику: после съемок их надо перемыть, поставить на бигуди и "оформить". Хранятся они "на головах" в специальных сетках. В общей сложности в фильме "снялось" 300 париков. Большую часть париков для "двора" брали в аренду в Италии. Парики для простолюдинов, крестьян, "солдатские" были куплены в России. Несколько "военных" париков пришли на проект с фильма "Бедный, бедный Павел".
Для Елизаветы Петровны было изготовлено три парика. Для Екатерины - пять. Юлия Снигирь входит в кадр, когда ее героине исполняется 21 год. До этого Екатерину играют две молодые актрисы. "Надо признать, что девочки не очень между собой похожи - нам надо было их объединить, поэтому у нас есть парик "овечка", который гуляет с одной на другую".
Юлия Снигирь - Екатерина II
Украшения императрицы и придворных дам поражают своей роскошью и красотой. Серьги, ожерелья, перстни воссозданы согласно портретам и архивным данным той эпохи. [Selyanka1:воссозданы явно как бижутерия и на близких кадрах это очень заметно]
Владимир Матвеев - генерал-фельдмаршал Степан Фёдорович Апраксин; Виктор Тереля - Пётр Иванович Шувалов; Сергей Шакуров - вице-канцлер Алексей Петрович Бестужев
Помимо шикарных платьев и драгоценностей женской половины персонажей, хорошо проработаны и мужские украшения и награды. Так, например, почти у каждого важного чина можно заметить небольшую круглую брошь на кружевном галстучке. Отличительный знак был изготовлен из оплетенных бисером кристаллов "Swarovski". У некоторых персонажей прозрачный центральный кристалл был заменен цветным камнем, как у персонажа Сергея Шакурова графа Бестужева Алексея Петровича.
Кадр из сериала "Великая"
Снимали в более чем 200 объектах, в том числе в исторических местах Санкт-Петербурга и Ленинградской области: Петропавловка, Дом ученых, Дом архитектора, Константиновский дворец, Дом юриста, Гатчинский дворец, Екатерининский дворец в Пушкине, Воронцовский дворец, Смольный собор, Ораниенбаум.
"Продюсеры постарались по максимуму задействовать историческую архитектуру и подлинные интерьеры и экстерьеры дворцов, хотя это ведет к определенным проблемам и ограничениям - как с точки зрения стоимости аренды, так и с технической стороны, - рассказывает художник-постановщик "Великой" Андрей Васин, который работал на "Царской охоте" художником-декоратором. - Большую часть съемок проводили в реальных объектах. Залы дворцов, Летний сад, парки. Очень много Петропавловки, потому что городские постройки XVIII века с фрагментами улицы есть только там. Старались задействовать все исторические объекты, где возможно получить разрешение и пускают киногруппы. Но, например, в Ораниенбауме, в котором мы снимали экстерьер и немного интерьер, часть помещений отдана музейным техслужбам, а другая часть просто не подходит для работы из-за небольших размеров. Поэтому покои Екатерины, например, пришлось строить в павильоне "Ленфильма". Другие ограничения относятся к Екатерининскому дворцу в Петергофе, куда кинематографистов пускают только по вторникам, когда он закрыт для туристов, и высокая цена аренды не позволяет оставаться там надолго. Поэтому часть залов снимали уже в Константиновском дворце".
Кадр из сериала "Великая"
Съемки в павильоне занимают лишь 30 % от всего объема, и все они проходили на "Ленфильме". Работа велась в павильоне общей площадью 1100 квадратных метров. Там были выстроены декорации дворца Елизаветы, где разворачивается действие первых серий; Екатерининского дворца, где расположены покои Екатерины и Петра; и Ораниенбаумского дворца, в котором снимались сцены ссылки молодых Екатерины и Петра.
"Посмотреть на личные покои Елизаветы на "Ленфильме" приходили даже музейные сотрудники, - вспоминает Андрей Васин. - Дело в том, что интерьер был воссоздан по акварели, висящей в Екатерининском дворце: на ней с точностью до мелочей нарисовано, как выглядела спальня императрицы. И художники строили декорацию, основываясь по ней, и повторили один в один весь декор, колонны, альков и орнамент из роз».
Самое главное ограничение при работе в музеях - использование открытого огня и свечей. Но где-то съемочной группе шли навстречу. Так, в Екатерининском дворце, в Большом зале, было разрешено заменить 300 энергосберегающих лампочек - пусть их и заменили на другие лампочки, но их свет более подходил для съемок картины.
Кадр из сериала "Великая"
Бюджет сериала "Великая" составил 283,6 млн руб. Это абсолютный рекорд в отечественной сериальной индустрии конца 2015 г.
*********************************************************************************************************************************
Ну а теперь, когда мы ознакомились с рассказом создателей фильма, как они все это делали, перейдем к ляпам.
Понятно, что российский кинематограф после развала СССР сидел в глубочайшей яме, многие студии закрылись, остальные с трудом боролись за выживание. Поэтому вот эта первая попытка создать действительно дорогой и масштабный исторический проект оказалась как первый блин комом. Киноиндустрия не была к этому готова.
Вот у меня недавно пост был - 2011, 2013 и 2014 год.
Одно платье на три российских сериала Даже на немасштабные проекты костюмов не хватало. В СССР в таких случаях костюмы как-то перешивали, чтобы выглядело по-другому, ну или хотя бы пофигуре сидело. Но я не уверена, что сейчас перешивать что-то вообще можно. Сдача платьев в аренду - это очень мощный бизнес, отделенный от собственно кинопроизводства, и тот же Мосфильм кормящий.
Одно платье на три российских сериала, причем из разных исторических эпох
А заграница нам не поможет, особенно такая заграница ((Италия, Испания и Чехия), с которой во времена Екатерины не было особо никаких тесных взимодействий, ибо это были не самые главные, "модные" и экономически продвинутые страны Европы. Что они реально могут знать о российской истории времен Екатерины?
Да и сейчас то же самое. Ни Италия, ни Чехия уже не могут гордиться своим кинематографом, их подмял и уничтожил кинематограф американский
Я зашла на сайт все еще живой чешской киностудии Баррандов, там все необыкновенно печально. С 2013 года не видно никаких особо даже совместных проектов. Они все еще существуют за счет советского наследия, те же костюмы еще времен СССР сдают в аренду.
Лично для меня чешский кинематограф времен СССР - это сказки, а не российская история. С соответственным пошивом и выбором материи.
Поэтому на лозунге "Заграница нам поможет" в плане российского исторического кино надо ставить жирный крест. Не поможет заграница в чужой истории. Свою историю надо обслуживать самим - так же как и армию.
Ну а вторая проблема - художник по костюмам Татьяна Баранова, у которой вообще не было абсолютно никакого опыта ни масштабных проектов, ни исторических. Не знаю, за что ей дали премию - видимо, за попытку. Но в исторических и масштабных проектах она с тех пор не участвует - и Слава Богу!
А теперь по существу Для начала краткий экскурс, что тогда носили. В середине 18 века в моду начал входить стиль рококо (1730-1780). К времени Екатерины он был основным модным трендом, так же как и увлечение Китаем и прочей ориенталистикой, в России по приказу Екатерины даже построили Китайский дворец в стиле рококо
Поэтому начнем с законодательницы мод Франции, на которую Екатерина, безусловно, равнялась. Я никогда так и не написала этот пост, но французские производители шелка заслали к Екатерине масона, который стал ее фаворитом (в дружеском смысле) и пролоббировал ну оооочень большие французские продажи при императорском дворе. Может еще напишу - масоны они такие масоны.
Итак, что тогда носили?
Мужская мода рококо, одежда богато украшена вышивкой
Мужчины носили жюстокоры или аби вместе с кюлотами, которые очень, очень богато украшались.
Хотя в Российской империи до Екатерины элита была военной и была обязана служить (Екатерина с мужем это все и отменили, сделав аристократию паразитами с правами, но без обязанностей ), поэтому военная форма, конечно, была везде.
Тем не менее, если уж аристократ одевался в гражданское, выглядеть как конюх он не мог по статусу и из-за чувства самоуважения. Россия была сословным статусным обществом и позора в статусной одежде не допускала.
Ну а у женщин все было не только дорого и шикарно, но и сложно.
Слева: Александр Рослин "Мари Сюзанна Жиру-Рослен", жена художника 1770 Слева: Франсуа Буше. Мадам де Помпадур 1759
Обратите внимание, что не только Марии Антуанетты и Мадам Помпадуp носили подобные наряды, но и вот просто жена художника, то есть это была массовая мода в кругах, приближенных к аристократии.
Стиль рококо отличался очень большой декоративной вычурностью, огромным количеством всяких цветочков, ленточек, бантиков , кружавчиков, а вот с украшениями ювелирными там все было не так однозначно, не все украшения в эту флоральность вписывались, поэтому бриллианты на шее особо и не были модными в то время.
Кроме того, благодаря этим ленточкам и бантикам платья получили довольно специфический покрой
Вот примеры сохранившихся в музеях платьев по десятилетиям, 1780-е не включила только
1750-е. Популярные цвета - жёлтый, красный.
1760-е. В моде голубой и синий, а также шинуазри, то бишь "китайщина", начинается повальное увлечение ориенталистикой
1770-е. Oчень дорогая вышивка, много тонких кружев, намного меньше бантов и цветов.
1770-е. Oчень дорогая вышивка, намного меньше бантов и цветов
Если обьяснять очень просто и быстро, то носили в основном платье-франсез. Это такой "халат", под который подставлялся стомакер (треугольная деталь корсажа), и который надевался поверх нижней юбки. Сзади вшивался красивый шлейф, который сейчас называется складками Ватто. Или же спинку делали гладкой, и тогда платье называлось англез. Т.е. спинка была цельной, платье накидывалось как халат и застегивалось спереди. Под платье на талию надевалась "корзинка" панье, в русский язык вошедшая из немецкого как фижмы. Фижмы придавали платью ширину. Еще существовало платье полонез - польская мода, там все подешевле и попровинциальнее.
Слева платье а-ля франсез со складками Ватто сзади (до 1770-х гг). В центре платье а-ля инглез с приталенной спинкой и складывающимися фижмами. Плюс оно выглядит более круглым, чем а-ля франсез. Справа значительно более скромное платье а-ля полонез (польское). Уже без верхнего распашного и с драпировками по бокам.
В Россию мода, конечно, приходила с опозданием, плюс обычно все-таки европейская мода со временем проходила какой-то процесс ассимиляции, поэтому вот пример российскиx аристократок эпохи рококо, ну чтобы был понятен уровень допущений (военный стиль, например, мужской костюм, что-то этно- или от амазонок - русские женщины и французские очень разные, француженок амазонками даже и не представить)
Д.Г. Левицкий слева направо Александра Левшина 1775, Екатерина Хрущева и княжня Екатерина Хованская. 1773, Екатерина Нелидова 1773
В качестве примера русского рококо могу предложить "Смолянок" Д. Г. Левицкого, все в Русском музее. Это портреты воспитаниц Смольного института благородных девиц.
Д.Г. Левицкий слева направо Екатерина Молчанова 1776, Глафира Алымова 1776, Наталья Борщова 1776
Как вы понимаете, это еще девушки до замужества, поэтому никаких особо широких фижм и , наверное, должно быть несколько поскромнее, поэтому видно что-то такое в сторону платьев а-ля полонез
Ну а что же у нас за убожество получилось в сериале?
Кадр из сериала "Великая"
В сериале начиная с первых же минут мы видим на экране вот такое. У всех дам на спине шнуровка. А на самом деле, напоминаю, спинка была цельной, платье накидывалось как халат и застегивалось спереди.
Кадр из сериала "Великая"
А на некоторых платьях сзади вообще вшиты очень заметные молнии, видимо, это для фрейлин во втором ряду, на которых обычно никто не обращает внимания
Кадр из сериала "Великая"
Не избежала проклятия молний даже собственно Екатерина.
Кстати, застёжки-молнии были запатентованны только в 1891 году.
Кадр из сериала "Великая"
А здесь и шнуровка на спине Екатерины, и оторвавшийся (отклеившийся?) угол стомакера y Елизаветы (прямо рядом с орденом оторван угол) , и на людях некий аристократ без камзола в будуарном виде, оскорбительном абсолютно для всех присутствующих, в первую очередь царственных особ.
Кадр из сериала "Великая"
Стомакер вшит сразу и намертво, а платья из откровенно синтетических тканей, и это во втором ряду не спрятать
Кадр из сериала "Великая"
Здесь платье сшито просто отвратительно!
Впрочем с посадкой по фигуре в сериале все в принципе очень и очень плохо. И это не удивительно, когда ты платья берешь в аренду. Какие взял, такие и надо отдать - ничего не перешивая и не переделывая. Обратите внимание на некоторых военных и как на них форма сидит - слов нет!
Но тут то царственная особа в таком ужасном наряде с чужого плеча.
Кадр из сериала "Великая"
А еще арендованные платья могут быть сшиты из странных тканей
Вот какой узор ткани на стомакере у корпулентной дамы, например, лет на триста опережает ход развития текстильной промышленности.
Кадр из сериала "Великая". Кстати, вот здесь прекрасно фижмы видны
Далее у нас сцена раздевания невесты в первую брачную ночь, где на нее нацепили панталончики. Но большинство исторических свидетельств указывают, что носить подобный предмет белья дамы начали только в викторианскую эпоху.
И вообще не совсем понятно, а с какой целью нужно было обязательно демонстрировать Екатерину голой. Может просто для целей приличия панталоны понадобились? А по-другому не получалось?
Кадр из сериала "Великая".
Еще немного об "интимном": Реально удручает даже не сам факт, что якобы и спустя пять, и десять лет Екатерина все в одном и том же корсете. Судя по кадрам из фильма, у сериала есть еще один грех перед историей моды: вместо корсетов на актрисах тканевая имитация. А ведь без корсета силуэт безнадежно меняется. Я не говорю, что актрису надо было в рюмочку затянуть (хотя Екатерина в юности отличалась тонюсенькой талией), но хоть как-то ужать объемы можно было, наверное?
Слева свадебное платье Екатерины Великой в Оружейной палате. Серебряный глазет, шелк, серебряное шитье, вышивка. У платья не хватает рукавов, куда-то они делись за время хранения. Справа Г.К. Гроот "Портрет великого князя Петра Федоровича и великой княгини Екатерины Алексеевны". 1745 Русские музей. В 1745 году Екатерина как-раз вышла замуж, то есть это свадебный портрет.
Вернемся к следующему утверждению костюмеров фильма: "Платье для венчания, платье для коронации и мантия Екатерины II - точные исторические копии, созданные по эскизам и крою того времени"
Кадр из сериала "Великая".
Будущая императрица Екатерина выходила замуж в 1745 году. В фате замуж тогда не выходили в принципе, т.к. не было их тогда в свадебной моде. Моду на фaту ввела другая королевская невеста - королева Великобритании Виктория, выходившая замуж за своего кузена принца Альберта почти век спустя - в 1840 году.. При этом фата в сериале из откровенно синтетической сеточки, а к ней прилагаются митенки на один пальчик, тоже синтетические
Свадебный костюм Виктории в 1840 году.
Кадр из сериала "Великая".Кроме фаты здесь еще и огромные белые кружева - откуда они то взялись?
Вот тут даже две невесты для сравнения. Hа втором венчании фата даже с кружавчиками, прямиком из ближайшего свадебного салона.
Кадр из сериала "Великая".
Мужчинам с костюмами повезло традиционно еще меньше. Просто убогий позор. Так конюхи при дворе, наверное, одевались. Ну или кто еще из прислуги
Кадр из сериала "Великая".
Камзол справа вообще не выдерживает никакой критики с точки зрения расцветки - такое только в сказках можно носить, чтобы смешно было. Но вообще они оба как из клуба самодеятельности.
А как вам поза императрицы? Нет, ну если аристократы позволяют себе на приемы официальные приходить без камзола, то, наверное, изобразить императрицу натуральной хабалкой с манерами прямо из конюшни - это и правильно.
Кадр из сериала "Великая".
Про кристаллы Сваровски нам уже рассказали, какие они шикарные. Ну вот здесь на кристаллы и выглядит - как бижутерия. Кроме того на портретах того времени нет подобных украшений, а историки моды времени рококо пишут, что именно ювелирных изделий тогда на шее носили мало, а, если носили, они были совсем другие. Зато аристократки очень любили цветы, бантики, ленточки, кружева. Рококо - это воздушная сказка, а бриллианты ее портят. Кристаллы Сваровски портят ее еще больше.
Не знаю, можно ли предположить, что продюсеры просто подписали контракт с продавцами кристаллов Сваровски и за денюжку немалую ознакомили нас со всем этим современным китчем
Кадр из сериала "Великая".
Здесь чудесный корсет, который Елизавета отважно носит без нательной рубашки.
Кадр из сериала "Великая".
А вот здесь целиком покрытое гипюрной сеточкой платье императрицы. Люрекс вроде не просматривается...
Кадр из сериала "Великая".
Еще три картинки с костюмами из самодеятельности. Вид слева - клоун какой то, а справа платье не по фигуре и как-то вправо съезжает
Кадр из сериала "Великая".
Вот в этом сером "эконом-классе" перед вами вообще-то княгиня, а по платью и за служанку можно принять (помним портрет жены художника сверху?)
Кадр из сериала "Великая".
Еще на протяжении всего сериала наблюдается беспорядок в отношении богослужебных облачений духовенства.
То придворный священник носит так называемый "Николаевский крест"- серебряный наперсный крест, учреждённый Николаем II в 1896 году.
То в сцене Крещения протодиакон носит на голове фиолетовую камилавку, учреждённую как награду белому духовенству Павлом I в 1798 году.
То в сцене Венчания священник облачён неправильно. Согласно Типикону, при совершении таинства Венчания иерей должен быть облачён в епитрахиль, поручи, фелонь. В сериале, священник облачён в стихарь, епитрахиль, поручи, митру. Поверх епитрахили надеты палица и набедренник, которые используются только при совершении Божественной Литургии. Стоит отметить, что набедренник был введён в обиход лишь при Екатерине II.
Но поскольку в богослужебных облачениях мало кто разбирается, а картинки хорошие подобрать невозможно, например, фиолетовая камилавка действительно сильно на заднем плане, надо сильно присматриваться, то эту часть можно опустить.
Тут Тут Тут Тут Тут Тут Тут Тут Тут В принципе, у сериала неплохой рейтинг и многим он нравится. Поэтому, наверное, можно особо внимание на ляпы и не обращать.
К тому же и правда первый блин комом, но за последние 10 лет историческое кино в России сильно шагнуло вперед и стало намного лучше качеством, в том числе и в костюмах.
И главное, появились художники по костюмам, которые специализируются именно на исторических и масштабных проектах, то есть опыт все больше нарабатывается. И костюмы шьют и шьют.. и после фильмов /сериалов складируют... и арендовать, наверное, можно все уже в России, а не в Прагу ехать, где все-равно чисто русского нет.
Но сдвиги все-таки пошли, российская киноиндустрия возрождается - и это радует