Спортивная эстетика фильма "Вратарь" (1936)

Aug 07, 2024 22:30



В 1920-1930-х годах, в жестокую и солнечную эпоху, именуемую Interbellum (время между войнами) , существовал культ спорта и культ тела. При этом в СССР физическая культура и заботы о фигуре подразумевали …коллективизм. То есть человек тренируется не сам по себе и не ради себя лично, а для пользы всего общества. В спорте важно "чувство локтя", а не персональный успех. Поэтому нет ничего удивительного в том, что на первый план вышли командные игры, особенно популярен был футбол

Александр Дейнека пишет своего "Вратаря" - одну из своих наиболее эффектных картин.



Александр Дейнека. "Вратарь", 1934. Третьяковская галерея, Москва.

Появилось много скульптурных групп, изображающих игру в футбол - их было едва ли не больше "девушек с вёслами" и Дискоболов, скопированных для каждого парка или стадиона.



Скульптурные группы в разных городах СССР.

Футболисты сделались такими же популярными персонами, как, допустим, лётчики. Кроме того, спортсмен рассматривался, как потенциальный воин - отсюда значки ГТО (Готов к труду и обороне) и парады физкультурников (парад - традиционный военный смотр).

Кстати, сдача норм ГТО требовала регулярных тренировок, что обусловило массовое распространение в стране спортивного костюма



Барельефы с футболистами в московском метро.

Фильм "Вратарь", снятый в 1936 году  по сценарию Льва Кассиля, был первым полнометражным фильмом, снятым о спорте. Фильмом знаковым, открывшим новый отдельный кинематографический жанр и ставшим своего рода трафаретом и шаблоном для будущих спортивных кинокартин

У главного героя очень говорящие имя и фамилия
Имя Антон восходит к древнеримскому родовому имени Антониев и на древнегреческом означает "вступающий в бой", "противостоящий"
Фамилия Кандидов - от древнеримского имени Кандид, означающего  "белый", "чистый"



Слева кадр из фильма "Вратарь", справа Тиберий в тоге

Более того, в фильме есть эпизод, в котором халат на главном герое надет наподобие римской тоги, а сам главный герой в такой стилизованной тоге предстает в классической позе Тогатуса. При этом его одежда белая - "кандидовская"

Тогатус ( togatus) по-латински означает"одетый в тогу, тогоносец", и это самоназвание римлян, поскольку тога была национальной одеждой и атрибутом полноправного римского гражданина, а ее ношение  являлось обозначением социального статуса свободного человека и гражданина.



Григорий Плужник - Антон Кандидов, вратарь. Кадр из фильма "Вратарь". Художники П Якимов и В Калягин

Идеальная судьба - эталонная внешность. Все привлекательные мужчины 1930-х - белокуры, а брюнетов Леонида Утёсова и Марка Бернеса красили в цвет блонд для съёмок в кино.

Девушка Настя - муза футболистов, разумеется, тоже блондинка с ярким ртом, тоненько выщипанными бровями и тренированной фигурой.


Людмила Глазова - Анастасия Вальяжная, конструктор Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин  Популярными узорами 30-х были горошек, цветочек, полоски и геометрические фигуры. Символом женской моды 1930 х можно назвать платье из крепдешина в мелкий цветочек


Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин

Кандидов проходит испытание славой, делает всякие глупости, заносится, рвёт отношения с командой и девушкой, …возвращается, чтобы выиграть у иностранных профи - этаких англо-американ-монстров.

Очень интересно и даже в наших нынешних условиях знаково показано, как успешно разрешенный внутренний конфликт героя позволяет сюжету перейти на уровень международного противостояния.

Версии от Ленфильма о том, кто / какой вратарь явился прототипом Антона Кандидова, можно прочитать вот здесь О прототипе главного героя фильма «Вратарь»



Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин

Как известно, после Октябрьской революции Советский Союз разорвал контакты с Международным Олимпийским Комитетом (МОК) и до окончания Второй мировой войны практически не взаимодействовал с международными спортивными федерациями. Встречи советских спортсменов с иностранными соперниками были возможны в основном под эгидой созданного по инициативе СССР Красного спортивного Интернационала (КСИ) и входящих в него рабочих спортивных союзов и клубов.



Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин

Тем не менее, созданный в фильме "Вратарь" образ команды-соперника отсылает совсем не к матчам против дружественных рабочих команд и товарищеским играм, а к глобальному идеологическому противостоянию с западным миром.
Соперники, в отличие от советских футболистов-любителей, конечно же, профессионалы в спорте, отличаются элементами нечестной игры и неспортивного поведения.
Матч, который по законам жанра держит зрителя в напряжении до самой последней минуты, превращается в защиту советской спортивной чести, причем некоторые исследователи справедливо видят в этом футбольном противостоянии с защитой ворот советской команды параллели с защитой государственных границ

"Эй, вратарь, готовься к бою,
Часовым ты поставлен у ворот!
Ты представь, что за тобою
Полоса пограничная идёт!" - в этой песне лучшим образом явлены все приоритеты времени.

Вратарь = защитник государственной границы.


Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин.

Черное трико западной команды отсылает, конечно, к вестиментарному коду фашизма, однако является одновременно и пародией на придворных пажей позднего Средневековья. Буйвол как символ намекает и на корриду, то есть на архаичный пережиток западного общества, вскрывая его насильственную сущность.
Над эмблемой клуба "Черные буйволы" художник картины поработал на совесть. Голова буйвола на черных футболках выглядит брутально, а диагональная штриховка на челке буйвола делает его похожим на Гитлера.

В Голливуде это была бы сага об Антоне, а здесь - повествование о ребятах с завода "Гидраэр", о команде и взаимовыручке. О том, что если надо, то каждый из этих ребят встанет в строй. Забавно и почти беззлобно показан фэтшейминг по-советски (насмешки над толстым)  - толстый инженер Толя Карасик не чувствует себя полноценным хомо-сапиенсом, пока не становится частью футбольной братии. При этом любой молодой инженер в 1930-х - это индустриальная элита, ибо он воплощал в жизнь современные знания и являлся "продуктом" советского высшего образования.



Анатолий Горюнов - инженер Анатолий Осипович Карасик. Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин

Крылатые фразы:
"Я лично ничего смешного на горизонте не наблюдаю",
"Вы ещё под стол пешком ходили,а я уже играл за сборную "Пищевиков" - "Ты за сборную? - В третьей команде запасным стоял"
                       

Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин

Тогда массово увольняли старорежимных спецов и выдвигали таких вот Карасиков. И, тем не менее, он - смешной, полный, в штанах-гольф, которые на нём, как на корове - седло, да ещё со своим робокопом.


Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин

За милым инженером по-дурацки волочится провинциалка Груша, осмелившаяся порвать со своей "никчёмной" жизнью, и устремившаяся в город - туда, где по проспектам, наполненным электро-светом, фланируют упитанные инженеры. Таким образом, лирической паре - Антон + Настя соответствует пара комическая - Груша + Карасик.


Татьяна Гурецкая - Груша  Кадр из фильма "Вратарь" (1936). Художники П Якимов и В Калягин
Этот фильм, как и большинство кинокартин 1930-х, лишён глубокого психологизма, зато в нём есть ураган живой энергии. Много экранного времени отведено самим матчам, что говорит о повышенном интересе зрителей к состязаниям, тогда как всё остальное, включая любовные линии, удалено на второй-третий план. Кроме того, тщательно фиксируются спортивные сооружения в неоклассическом стиле - античные тела позируют на фоне портиков, колонн и балюстрад. Наивное язычество предвоенной поры!



Афиша того матча, что будет назван Матчем смерти и - памятник ребятам в Киеве.
    К слову, у этой светлой и радостной ленты есть чёрная, точнее даже обугленная страница - в массовке играли настоящие футболисты (что естественно), в частности, мальчики из киевского "Динамо", многие из которых станут участниками так называемого Матча Смерти, устроенного фашистами в Киеве в 1942 году. Вот эти кадры из фильма "Вратарь" - единственные, где можно увидеть то "Динамо - Киев", и они (эти кадры) ещё раз подчёркивают, что футбол, война и смерть в те годы - они где-то рядом.

Отсюда Отсюда Отсюда Отсюда

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up