Фраза "одет как артист" часто звучит в советских фильмах о послевоенном времени применительно к представителям "гангстерского стиля" - криминальным элементам или просто неблагонадежным гражданам.
Насколько точно удалось художнику по костюмам Наталье Акимовой ухватить дух времени и стилистику криминального мира?
Давайте полюбуемся этой стилистикой и вспомним ее истоки.
На мужской стиль "советского нуара" того времени повлияли и довоенные традиции, и трофейные журналы, и фильмы, тоже трофейные. Но в значительной степени также и советские артисты, открытки с изображениями которых широко продавались, а концерты с их участием пользовались огромным успехом.
Примерно так как слева выглядели солидные и добротные вещи на картинках из трофейных журналов, в большинстве эти журналы были довоенными.
В центре и справа Вадим Козин - популярный исполнитель и один из законодателей стиля ранних сороковых. Говорят, покрой его костюмов и пальто копировали лучшие московские портные. Фасоны ближе к довоенным - для середины сороковых узкий пиджак, форма плеча и ширина брюк выглядят несколько опоздавшими.
Но именно в такой добротной, но "опоздавшей" манере одевается канонический персонаж - вор в законе Ручечник в исполнении Евгения Евстигнеева.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя" - вор Ручечник как образчик "гангстерского" стиля. Действие фильма происходит в августе-ноябре 1945 года в Москве
Что же входило в джентельменский набор "одетого как артист" гражданина?
Cамый узнаваемый предмет "артистического" гардероба - шляпа cтетсон (американская шляпа, как ее иногда называли). Это самый настоящий герой нуара, а не просто атрибут. Любима не только киношниками, но и художниками, и фотографами. Шляпа с широкой тульей не просто маркер - она настоящая героиня нуара! Стетсон мало иметь - его надо уметь эффектно носить. За этой наукой тоже отправимся к звездам эстрады прошлого.
Непременное шелковое кашне - атрибут городского шика еще с довоенных тридцатых - такой есть у Ручечникa. "Шикарные шкары" - труднодоступная, и потому дорогая кожаная обувь.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кашне, запонки, костюм-тройка, наручные часы за время войны окончательно вытеснившие часы с цепочкой (их еще носят на кожанных ремнях - дань летному стилю и личной скромности военного времени, металические и особенно золотые браслеты - фишка цеховиков появятся позже), пальто из дорогой тонкой "заграничной" ткани, возможно даже верблюжьей шерсти либо кашемира.
Ручечник выглядит не просто как артист - он выглядит уже как настоящий иностранец. Но для него это издержки профессии, а не мечта о другом мире, как для грядущих стиляг.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Английский костюм - как правило, шитый на заказ. Рубашки тоже часто шили на заказ, хотя пристегивающиеся воротнички, модные до войны, уже уходят в прошлое.
Леонид Утесов в "английском костюме" - еще один "законодатель мод" СССР, к тому же прекрасно умевший носить шляпу стетсон
Именно такого типа костюм "дядя Ешту", тоже вор-в-законе, одалживает Давиду Гоцману на свидание в сериале "Ликвидация" (действие происходит в 1946 году в Одессе) - прямиком из гардероба артиста Утесова! Еще одного законодателя до- и послевоенного стиля.
Кадр из сериала "Ликвидация"
В сериале "Ликвидация" художник по костюмам Алексей Камышов обошелся без шляп - во многих эпизодах их заменили другие аутентичные головные уборы послевоенного времени - кепка и тюбетейка. Но Давид Гоцман - подполковник милиции и начальник отдела по борьбе с бандитизмом Одесского уголовного розыска, поэтому его облик "одет как артист" не законченный. Революционная пролетарская кепка, расстегнутая рубашка без галстука и полное отсуствие необходимых аксессуаров не вписываются в образ.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кстати, Шарапов тоже пришел в ресторан в костюме весьма похожего покроя - видимо трофейном, но уже с более модными, широченными брюками.
Следующий герой артистического гардероба, непременный в наших широтах - пальто. Тоже шитое на заказ, из тяжелой добротной материи, например, габардина, часто еще и с ватной подбивкой.
Актер Владимир Белокуров (Чкалов) в комедийном фильме-концерте конца шестидесятых "Похищение" играет почтенного и знаменитого ... артиста - в добротной, хотя и устаревшей одежде 40-50-х - громоздкое пальто с подкладными деталями из ватина, с меховым воротником и шляпе стетсоне.
Этот громоздкий гибрид рыцарского доспеха и уютного гробика достался в "Место встречи изменить нельзя", например, Горбатому.
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Кадр из фильма "Место встречи изменить нельзя"
Огорчительно, что в 70-80-х прошлого века шляпы очень изменились, в моду вошли узкие поля, надвинуть шляпу достаточно глубоко из-за другого формата тульи стало сложно. Из-за этого шляпы семидесятых в антураже 40-х выглядят залихватски сдвинутыми куда-то на затылок.
Но даже несмотря на такую досадную мелочь с посадкой шляпы работа художника по костюмам Натальи Акимовой и художника постановщика Валентина Гидулянова в многосерийном художественном фильме "Место встречи изменить нельзя" выглядит очень бережной и тщательной.
Отсюда