Образы фильма "Онегин" (2024), или как Пушкина сделали Джейн Остин

Apr 22, 2024 23:30



Экранизация "Онегина" достаточно скандальным режиссером Сариком Андреасяном вызвала у публики неоднозначную реакцию.


Уже много лет и кинокритики, и публика отмечают, что большинство фильмов, особенно комедий,  этого режиссёра отличаются пошлым и довольно безвкусным юмором, посредственной игрой актёров, огромным количеством рекламы и некачественными сценариями.
Для меня лично пробившим дно творением этого режиссера явился совершенно жуткий супергеройский фильмец "Защитники", после которого я серьезно к фамилии Андреасян в кино относиться просто не могла.
Поэтому рейтинг фильма 6.788 на Кинопоиске заставил слегка задуматься, чем же это его творение отличается от остальных.

Ответ, в общем-то, оказался достаточно простым.
В России уже много лет популярны английские фильмы в жанре так называемого женского любовного романа 19 века . Российские зрительницы просто прилипают к экранам, просматривая бесконечные экранизации Джейн Остин (Разум и чувства, Гордость и предубеждение, Мэнсфилд-парк , Эмма, Доводы рассудка) или сестер Бронте (Джейн Эйр, Грозовой перевал, Незнакомка из Уайлдфелл-Холла)
И всегда было некое ощущение, что российской прозе 19 века такого именно женского романа не хватает. В конце концов,  Чехов и Толстой, хоть о любви и писали, но совсем и совершенно по-другому. И даже Пушкин в своих  "Повестях Белкина" любовь показал совсем не по-женски
И вот свершилось. На экраны вышел "Онегин" и совершенно в традициях этого самого любовного женского английского романа 19 века - перенесенного на российские просторы.
Поскольку начало 19 века- это сейчас уже "предания старины глубокой", a Онегин самим Пушкиным описывался специфически
"Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде;
Как dandy лондонский одет -
И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше?
Свет решил, Что он умен и очень мил",
то подобная интерпретация сюжета не вызвала у российской публики отторжения и многим даже понравилась.

Ну а теперь, собственно, перейдем к костюмам фильма, которые с точки зрения исторической достоверности периоду не совсем соответствуют, особенно некоторые бальные платья.
О том, как создавались образы, рассказала художник по костюмам Гульнара Шахмилова.

Сотни костюмов за рекордные сроки

Всего командой было создано 400 костюмов, около 200 украшений, 120 пар обуви, 180 палантинов и 30 дизайнерских шляпок - именно на одежду, аксессуары и украшения была выделена одна из самых крупных статей бюджета всего фильма. Время на эскизы, разработку и производство образов оказалось ограниченным: дизайнеры приступили к работе лишь за несколько месяцев до начала съемок.



Сельский бал. Кадр со съемок, судя по джинсам и кроссовкам на заднем плане



Городской бал. Кто-нибудь может представить голую спину на балу пушкинской эпохи?

Только 168 костюмов было создано для сцены бала, однако больше всего нарядов принадлежало главным героям

"Разработку концепции костюмов начали в рекордно короткие сроки, за два месяца до мотора. Благодаря моей команде, моим ассистентам, мы быстро начали собирать материалы и делать эскизы, наброски на героев, продумывая характер персонажа через цвет и детали, которые бы показывали развитие персонажей и сюжетной линии, будь то нежная пастель или насыщенные оттенки", - рассказала Гульнара Шахмилова.
Работали дизайнеры и технологи с гравюрами и выкройками того времени, чтобы максимально приблизить посадку и внешний вид исторических платьев и костюмов. Но без трудностей не обошлось: лекала не совпали с современным строением тела. Гульнара Шахмилова буквально "сажала" костюм на каждого актера, меняя все выкройки. Отметить стоит и то, что она не стремилась дословно воспроизвести образы пушкинской эпохи.
"Профессию художника по костюму стоит отнести к рангу творческих, и, несмотря на стремление создать доподлинные образы, мы нередко позволяем себе отходить от документальной фактуры и действовать свободнее. Это не сухой исторический отчет пушкинской эпохи, это возможность увидеть красоту персонажа и его историю, дать зрителю наслаждение от целостности картины, задачи режиссера".



Несмотря на вольность, костюмы отражают дух пушкинской эпохи  Каждый образ продуман до мелочей: он отражает настроения персонажей

Каждая деталь костюма "работает" в кадре

Художник по костюмам объединила в образах героев сразу несколько модных эпох: регентства, французского ампира, классицизма и романтизма. Задача Гульнары Шахмиловой была не в том, чтобы сделать копию платьев прошлых столетий, а передать зрителю дух того времени. За основу были взяты основные элементы моды пушкинского времени: шали, спенсер и галстуки. Особое внимание было уделено воротникам, кружеву, подолам платьев

Тут я отвлекусь от рассказа художницы по костюмам Гульнары Шахмиловой и покажу несколько образов британской актрисы Киры Найли, в которыx зрительницы фильма узрели вдохновение для образов Татьяны Лариной.  Что на самом деле было взято за основу - это британский кинематограф.



Кира Найтли в фильме "Гордость и предубеждение" (2005), Елизавета Моряк в фильме "Онегин (2024). На пуговицы, на пуговицы посмотрите!!!!!



Кира Найтли в фильме "Гордость и предубеждение" (2005), Елизавета Моряк в фильме "Онегин (2024)



Кира Найтли в фильме "Анна Каренина" (2012), Елизавета Моряк в фильме "Онегин (2024)

"Как денди лондонский одет": образ Евгения Онегина

Образ Онегина намеренно контрастирует с деревней, куда он приезжает из Петербурга к умирающему дяде. Местные жители ходят в простой и скучной одежде, от чего отвык "лондонский денди". Сам Евгений, уставший от столичных танцев и светских бесед, одет с иголочки: безупречные приталенные фраки, цилиндры, приталенные пальто с меховыми воротниками, сложно завязанные галстуки, винтажные пуговицы и шатлены - все было изготовлено вручную.


Главную роль в фильме сыграл Виктор Добронравов. Он отличается от простых жителей деревни: безупречные фраки, темная цветовая палитра отражают сложность его характера

"Столичные костюмы нашего героя сильно отличаются от деревенских. В деревне мы хотели подчеркнуть ощущение расслабленной самоуспокоенности, скуку и свободу, отстраненность от столичного лоска и усталость от общества. Добивались этого фактурой ткани и цветовой гаммой - более природной и спокойной. Тщательно подбирали цвета и оттенки для одежды, у Онегина был синий, зеленый и несколько цветов земляных оттенков, что роднило его с образом Татьяны", - рассказала Гульнара Шахмилова.



Тем не менее, Онегин все равно оставался франтом, поэтому даже там на нем был идеальный вельветовый редингтон, который летом он сменял на льняную модель. Домашняя одежда у него тоже была самая модная и дорогая: в имении герой расхаживал в шелковом баньяне, напоминающем длинный халат с бархатным декором, и в бархатных темно-бордовых тапочках

Пушкинский идеал женщины: образ Татьяны Лариной



Роль Татьяны в фильме исполнила Елизавета Моряк. Героиня меняется вместе с развитием сюжета: от простых платьев-рубашек она переходит к бальным дорогим нарядам

Встречаем мы Татьяну простой и свободной девушкой, которой чужды дорогие украшения, роскошные пышные платья. Она носит белые блузы с сарафанами, во всех ее образах прикрыты руки - она закрытая и отстраненная.
"Семья Лариных является представителем провинции, и чтобы показать это, мы использовали простоту тканей и ее фактуру. Наряды героинь в основном состояли из ситцевых тканей, льна, батиста".


В замужестве в ее гардеробе появляются дорогие темные ткани: они показывают не только статус, но и трагичность судьбы героини. На Татьяне абсолютно не соответсвующее пушкинскому времени платье от Киры Найтли

Ее образ меняется после замужества: он становится темным, нарочито богатым. Пышные платья в пол, длинные перчатки, многоярусные жемчуга, длинные серьги - все то, что раньше отрицала Татьяна Ларина, становится ее повседневностью. Облик ее перестает быть легким и свободным
"В замужестве все платья Татьяны уходят в "тяжелый люкс“, добавляются украшения в соответствии с ее статусом, цвета и ткани становятся тяжелее, дороже - это шелк, парча, батист, бархат. Преобладающие цвета - бордовый, фиолетовый и синий, что говорит о ее одиночестве, принятии, жизни в замужестве, роскоши, но все это без любви', - рассказала художник по костюмам.

Легкая и романтичная: образ Ольги Лариной



Актриса Татьяна Сабинова сыграла в фильме роль Ольги. Ольга - полная противоположность Татьяны. Правая картинка как списана с английских сериалов, думаю, что можно найти аналогичную одежду и даже сцену, потратив время на пересмотр

Ольга отличается от своей сестры не только характером, но и стилем: в ее гардеробе много светлых пастельных тонов, цветочного узора, рюш, женственного кружева. Легкие платья, ленты, игривые манжеты, соломенные и кружевные шляпки - каждая деталь в ее образе подчеркивает очаровательность и простодушность героини.

Романтик и поэт: образ Владимира Ленского



Роль Ленского в "Онегине" исполнил Денис Прытков

Цветовая палитра у Ленского перекликается с гардеробом Ольги, как и у Онегина с Татьяной, создавая ощущение, что они станут идеальной парой, так как они оба - поверхностны и легки. Герой отдает предпочтение пастельным оттенкам в одежде: костюмы в песочных оттенках, белоснежные рубашки придают ему ту самую романтичность, которую отражает его тяга к писательству и простота характера.


"В его истории тоже есть рост в цвете. На балу красный фрак и жилет в бордовую крапинку говорит о предвестнике его смерти. Бордовый фрак на прощание с Ольгой - как ощущение неизбежности и фатальности. Всю влюбленность он в светлых тонах".
Отсюда Отсюда

И последнее - по поводу костюмов героев

В советской экранизации оперы 1958 года костюмы сделаны максимально историческими.
Малиновый берет Татьяны Лариной в фильме "Евгений Онегин" (1958)

И в английской экранизации 1999 года англичане постарались показать хоть и европейскую, но все-таки русскую моду.
Пушкин и немножко готично / «Онегин» (1999)

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up