Как выглядели головные уборы алтайских скифов

Feb 12, 2024 22:30



Примерно в VI-III веках до нашей эры, то есть в раннем железном веке, на Алтае и сопредельных землях существовала пазырыкская археологическая культура, исследования которой ведутся уже больше 150 лет.

Ее оставили люди, относившиеся к так называемому скифо-сибирскому миру, который объединяет триада из схожего вооружения, конского снаряжения и звериного стиля в искусстве.
Основные памятники пазырыкской культуры сосредоточены в Горном Алтае, где известны погребения как рядовых представителей этой общности, так и ее элиты. В основном о пазырыкцах знают благодаря погребальным комплексам с ледяными линзами, которые сохранили до наших дней не только мумифицированные тела людей, но и многочисленные предметы, изготовленные из органических материалов, например ковер и парадную колесницу.
   

Местоположение могильника Усть-Тёплая и вид на него

В 1996 году в Чарышском районе Алтайского края во время строительства дороги случайно обнаружили древний разновременной могильник, получивший название Усть-Тёплая. Самые ранние погребения этого памятника относятся к афанасьевской археологической культуре, появившейся на юге Сибири во второй половине IV тысячелетия до нашей эры. В частности, недавно здесь раскопали могилу так называемых афанасьевских Ромео и Джульетты - парное погребение двух подростков, умерших в возрасте примерно 10-12 лет.

Под курганом номер 22, насыпь которого достигала в диаметре 6,5 метра, исследователи обнаружили непотревоженную могилу мужчины 25-30 лет с высоким социальным статусом. Вместе с ним в погребении находились лошадь, керамика, покрытая золотой фольгой бронзовая гривна, вотивный бронзовый кинжал и железный нож.
Кроме того, рядом с черепом пазырыкца археологи обнаружили остатки изготовленного из войлока головного убора, от которого до наших дней сохранился только органический тлен. В передней части убор украшали восемь бляшек, изготовленных в форме орлов из бронзового листка и покрытых золотой фольгой, а рядом лежала фигурка копытного животного.



Реконструкция головного убора пазырыкца из могильника Усть-Тёплая

Благодаря тому, что археологи уже находили в хорошем состоянии пазырыкские головные уборы, они реконструировали облик этой находки, которая скорей всего представляла собой мужской шлемовидный убор с гребневидным птицеголовым навершием. Подобные артефакты, обнаруженные на юго-востоке Алтая, датируются IV - началом III века до нашей эры и встречаются только в погребениях, совершенных по классическому пазырыкскому обряду.



Сохранившиеся пазырыкские головные уборы из других могильников


Реконструкция костюма пазырыкцев.. Музейная реконструкция по находкам в погребениях



Евгений Край  - головной убор скифского вождя пазырыкской культуры. V - IV век до н. э.

Вот как головные уборы описывают историки/археологи
Впервые в "замерзших" могилах Укока были обнаружены войлочные шлемы - головные уборы воинов-всадников, хорошо известные по разного рода изображениям от скифской торевтики и персепольских барельефов до монет первых Аршакидов.
Сам силуэт пазырыкского шлема вероятно должен был символизировать птицу и придавать "птичьи" черты тем, кто их носил (вспомним о геродотовых "стерегушдх золото грифах").
На шлемах расположены деревянные фигурки коней и оленей с рогами козерога - духи-помощники, олицетворяющие верхний, светлый мир, в который они возможно "улетали" после смерти. Головные уборы пазырыкцев являлись атрибутами всех воинов-всадников Горного Алтая.
У племенных вождей навершия отличались величиной, мастерством изображения: грифон с головой оленя в пасти - поистине царственный символ.
Можно думать, что между этой  фантастической птицей и человеком, чью голову венчало ее изображение, существовала эмоциональная мистическая связь.
Шапки с головой животного или птицы в таком специфическом исполнении, как признают, являются особенностью восточно-иранских кочевых народов. Широко распространенный у кочевников (мужчин и женщин) Горного Алтая оригинальный головной убор, имеющий воплощение в сасанидскую эпоху в шапках и шлемах иранских богов, богинь и владык, может быть одним из свидетельств иранского компонента в пазырыкской культуре.(Полосьмак Н. В. "ПАЗЫРЫКСКАЯ КУЛЬТУРА: реконструкция мировоззренческих и мифологических представлений"



Исторические параллели пазырыкским воинским шлемам
Головные уборы-шлемы:
1 - 5 - из курганов пазырыкской культуры
6 - скифский колпак;
7 - головной убор зороастрийских жрецов и воинов, изображенных на вотивных золотых пластинах из Амударьинского клада;
8 - сакский шлем, изображенный на «воинах в трауре» на персепольском барельефе;
9 - войлочный колпак из погребения с мумией в могильнике Wupu (Синьцзян);
10 - войлочный колпак из погребения в могильнике Гу-му-гоу (Синьцзян);
11 - сакский шлем, изображенный на воинах, несущих дань (Ападана, восточная сторона)

Кстати, в связи с этим можно вспомнить некий курхарс, который в подборку не вошел  О чем нам рассказал старинный курхарс

Интересно, что у шаманов Саяно-Алтая еще в XX веке сохранялась схема размещения образов ритуального головного убора, сходная с пазырыкскими. Внизу рога оленя и связанную с ними человеческую личину, выше перья орла. Некоторые уборы символизировали птицу и украшались цельной птичьей шкуркой или перьями.

история, Россия, одежда

Previous post Next post
Up