Когда говоришь о моде такого-то десятилетия, всегда надо уточнять: начало, середина или конец. В кинокартине "Моя любовь" (1940) мы наблюдаем типичные формы 1937-1939 годов, о чём и пойдёт речь.
Хотя, некоторые детали характерны для десятилетия в целом. Например, белокурые волосы главной героини. Во всём мире популярны блондинки - в противовес "ревущим-двадцатым", когда миром правили брюнетки.
В советском кино всех (почти всех) положительных героев и героинь делали светловолосыми, а их антиподов - тёмными. В фильме "Цирк" (1936) Мэрион Диксон символически снимала чёрный парик, чтобы явить золотые волосы Любови Орловой, к слову, шатенки от природы.
Так вот, Шурочка из комедии "Моя любовь" (1940) - как и положено, светлоглазая блондинка, да и хороший, верный и добрый Лёша, на контрасте с плохим, точнее надменно-ревнивым Гришей-брюнетом, здесь также белокур.
Мода на блондинок в разных странах - Австрия, СССР, Франция.
Понятно, что моды шли от платиновых блонд - Марлен Дитрих, Джин Харлоу, Кэрол Ломбард, но в советском культурном пространстве блондин (блондинка) оказались не просто "красивыми" на тот момент, но и частью концепции Светлого Будущего.
1930-е годы вообще перенасыщены знаками и маркерами. Но оставим это культурологам, а сами вернёмся к моде и стилям! Если уж начали, что называется, с головы, то нелишне вспомнить укладку тех лет, именовавшуюся "марсельская волна", при том, что к городу Марселю она не имела никакого отношения.
Причёски 1930-х годов. Марсельская волна.
Её когда-то изобрёл куафёр Марсель Грато - укладку волнами. По-научному это именуется "ондуляция" от onde - волна. Помните, в "Двенадцати стульях" парикмахеры обещали "ондулясьон на дому"? Оно самое.
Причёска выполнялась на сухих волосах при помощи горячих щипцов определённой температуры, которые нельзя было недогреть или же перегреть. Да, к излёту 1930-х годов причёски сделались чуть длиннее - по сравнению с тем, что носили в начале десятилетия.
Кадр из фильма "Моя любовь" (1940). На Лёше и Шуре футболки или тенниски. При том, что они не заняты в данный момент спортом - это их повседневная одежда.
Далее! В кинокартине "Моя любовь" Шурочка Бондаренко демонстрирует весь гардероб - от повседневных вещей до вечернего платья, а в одной из сцен показывает ночную сорочку с прошивками. Если уж я коснулась социокультурных моментов, то нелишне вспомнить о спортивном стиле.
В 1920-1930-х годах многие детали спорт-формы стали носить, как обычную одежду. Обратите внимание - все ходят в футболках, со шнуровками и без. При том, что в этот момент никто из ребят и девчат не занят физкультурой.
Евгений Кацман "Портрет Киры". Фото спортсменок.
Футболка Шурочки - точь-в-точь, как на картине Евгения Кацмана "Портрет Киры", где изображена спортсменка перед тренировкой, в трусах, с мячом, лежащим у её ног. Ещё раз подчеркну, что эти футболки, тенниски и т.д. носили, как девушки, так и юноши.
В Советском Союзе не было никакого понятия рубашка-поло, потому что здесь не играли в поло, а потому этот термин возник в модном лексиконе намного позже. Да, в СССР зато было много иных интересных игр, например, конный пушбол.
В кадре, где Шурочка беседует с Лёшей в парке, мы наблюдаем типичный пример унисекса. Где спорт, там и трикотаж, который в 1920-1930-х годах сделался одним из важнейших трендов.
Кадры из фильма "Моя любовь" (1940). На Шурочке - полосатая трикотажная блуза.
Тему подхватили Жан Пату и Эльза Скиапарелли, после чего трикотаж перестал ассоциироваться только со спортом. Трикотажные ткани считались "молодёжным" вариантом, так как подчёркивали фигуру, выявляя все достоинства и недостатки.
Ещё у Шурочки имеется полосатая трикотажная блуза (вот это уже не футболка), один из хитов тогдашней моды, а ещё жилет в обтяжку, причём не самосвязанный, а выполненный из плотной трикотажной ткани.
Кадр из фильма "Моя любовь" (1940) - из колоризированной версии
Трикотажные изделия в полоску - один из трендов 1930-х годов.
Кроме одежды в спортивном стиле в фильме можно увидеть и другую моду, например, разнообразные платья
Начнем с летних платьев в спортивном стиле, которые носили чаще всего на отдыхе.
Кадры из фильма "Моя любовь" (1940).
В журналах мод, как советских, так и зарубежных, часто попадался фасон летнего платья со сквозной застёжкой - симметричной или же ассиметричной. Также были комплекты, состоявшие из короткого жакетика с юбкой, имевшей всё ту же сквозную вертикальную застёжку.
Она (такая застёжка) позволяла быстро снять одежду на пляже и остаться в купальнике. У Шурочки в одной из сцен мы видим приталенное белое платье в бледно-серую полоску с той самой сквозной застёжкой.
Платья 1930-х годов в спортивном стиле.
Обратите внимание на общий силуэт 1930-х годов - талия была чуточку завышена и подчёркивалась широкими поясами, длина - намного ниже колена, плечи - довольно широкие. В 1940-1941 годах талия опустится на положенное, природное место, подол укоротится, а плечи станут ещё шире.
Прежде чем говорить о концертном чудо-платье, напомню, что в 1930-х годах во всём мире возобладал историзм - вернулись классические формы, а прошлое перестало казаться уродливым и диким. Этим предвоенное десятилетие отличалось от футуристических 1920-х.
Пример нео-викторианства - картина британского художника Adrian Paul Allinson (1890-1959), созданная в том же 1940 году, что и наш фильм. Справа - картина Александра Самохвалова, написанная в 1930-х годах. На ней - советская дама в роскошном платье и - уютная обстановка.
Кадр из фильма "Моя любовь" (1940). Колоризированная версия На столике у Шурочки - целая коллекция парфюмерии.
К слову, эти процессы шли во всём мире, а не только в СССР. Так, в Англии сделался популярным нео-викторианский стиль - в дизайне и одежде, а в Америке общую ностальгию вызывали традиции старого Юга - неслучайно "Унесённые ветром" появились именно в 1930-х.
В СССР тоже происходил осторожный разворот к исторически-сложившимся ценностям - дворцы культуры и дома отдыха стали строить с "барскими" колоннами, да и вообще перестали проповедовать тотальный аскетизм. Напротив, пропагандировалась зажиточность.
Кадр из фильма "Моя любовь" (1940). Колоризированная версия
Вспомните роскошный туалетный столик Шурочки - там одних только парфюмов целая коллекция, а формы зеркала напоминают мягкие линии Ар нуво. Вазы с цветами, лёгкие занавеси, салфеточки. А ещё - белые двери, ласковый свет ламп, изумительное сочетание простоты и ...богатства.
В этом фильме беспрестанно демонстрируется уют, как норма. На этом благодатном фоне появились вечерние наряды с рукавами-буфами, кружевными вставками, расклешённым подолом. В этих платьях было нечто, воскрешавшее старинные вкусы, балы, рауты.
Вечерние платья второй половины 1930-х годов.
И вальсы, и манеры, и поэзия. И - элитарность. Хотя, в СССР она, сия элитарность, была для всех. Атласное одеяние Шуры - дань той моде на историзм, на воспоминания о книжных героинях, из-за которых дрались на дуэлях...
Кадр из фильма "Моя любовь" (1940). Колоризированная версия
...Да, не забываем также о белье. В одной из сцен девушка демонстрирует высококачественную сорочку с прошивками. Судя по всему, это - произведение треста "Мосбельё", находившего на Сретенке. Я бы сказала, что это - реклама того треста!
Скан из книги Ольги Гуровой. "Советское нижнее белье. Между идеологией и повседневностью". / Кадр из фильма «Моя любовь» (1940).
Скан из книги Ольги Гуровой. "Советское нижнее белье. Между идеологией и повседневностью". Комбинации, которые тогда звались комбине (или даже комбинэ).
Там разрабатывались не только удобные и правильно скроенные, но и красивые вещи. До войны советское "исподнее" было даже круче западного, так как его массовый пошив контролировался даже врачами, небезосновательно считавшими, что от качества нижнего белья зависит здоровье человека.
Кадр из фильма "Моя любовь" (1940).
Разумеется, любая тогдашняя кинопродукция - что наша, что голливудская или, там, французская - это не реальность, но эталон. Где-то сказка. Поэтому далеко не все работницы жили так, как персонаж Лидии Смирновой. Однако был ориентир, цель и её можно достичь...!
Click to view
Отсюда Отсюда